Правосознание и его роль в правовом регулировании.
План.
Введение………………………………………………………….2
Понятие правосознания, его структура, виды и уровни………4
Соотношение права и правосознания. Роль правосознания в правовом
регулировании……………………………………….12
Особенности современного российского правосознания:
реальность и перспективы……………………………………...19
Заключение………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………...26
Введение.
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере
общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты,
правоприменительные решения и другие юридические феномены могут
рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции
культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо
специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой
реальности, выступает категория правовое сознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование
всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве,
способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и
укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание
общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства,
эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые
представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и
запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок
поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование
правового поведения личности проявляется активная роль права,
правосознания.
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются
основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового
государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть
профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования,
проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса автора к
изучаемой проблеме.
Теория государства и права традиционно исследует такие категории
как понятие, сущность, структура правосознания, его функции.
Однако в данной работе помимо указанных вопросов мы рассмотрим также каким
образом правосознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом
как целостным социальным институтом, с его возникновением,
функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными
сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового
регулирования общественных отношений в целом.
Понятие правосознания, его структура,
виды и уровни.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную
часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание
– явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой
сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме
юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации,
социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих
поведение людей в юридически значимых ситуациях.[1]
На формирование и развитие правосознания как одну из форм
общественного сознания оказывают воздействие социально – политические,
экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с
политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Специфика правосознания состоит в том, что оно воспринимает, а
затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого,
праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм
поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового,
правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения
права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени
присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую
очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для
осуществления прав человека и гражданина.
Значение правосознания в правовой жизни общества раскрывается
через его функции. В теории государства и права принято выделять следующие
функции правосознания:
1) познавательную;
2) оценочную;
3) регулятивную.
Познавательная функция заключается в том, что через
восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание
жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и
граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве
для выполнения своих задач в правовом регулировании.
Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания
дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым.
Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и
правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их
социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о
праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное
поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень
правосознания.
Важно выполнение правосознанием функции регулирования поведения
человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписания
в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функция
реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых
установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так,
информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс
психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано
возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения.
В этом случае правосознание выступает как мотив конкретного вида
проведения.
С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого
числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они
не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не
сталкивались с правовыми актами.
Таким образом, правосознание представляет собой органическое
единство познавательных, оценочных и установочных элементов.
В теории государства и права выработано понятие структуры
правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризуют два пласта –
правовая идеология и правовая психология.[2]
Правовая психология отражает преимущественно созерцательный
момент познания. Правовая психология своего рода стихийный,
«несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных
психологических реакциях любого человека или социальной группы на
государство, право, законодательство, другие юридические феномены.
Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения
или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или
равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится
к области правовой психологии.
Правовая психология – наиболее распространенная форма сознания
права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям,
возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых реакций
право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности –
гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти
характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их
адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом
зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.
Более того, правовая психология – наиболее глубинная, «скрытая»
от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения,
которая дает подчас такие виды индивидуальных и массовых реакций на право,
законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу
тех или иных законодательных программ. Игнорирование правовой психологии
населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех
или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей
часто общественно полезных ( борьба с самогоноварением, с отдельными
противоправными традициями и обычаями и т.д.).
Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается
правовая идеология, т.е.систематизированное научное выражение правовых
взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование
правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания
интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеологи
дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений,
роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии
принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических
учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании
правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие
профессионалы.
В разработке правовых идей, теоретических проблем права,
правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания,
обобщают наличный опыт правовой жизни общества, учитывают позитивные и
возможные негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных
изменений в системе правовых органов, в их функционировании при
определенных показателях в социально-политической, экономической и
культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии причастные к
этому компетентные специалисты используют материалы конкретных
социологических исследований, статистические данные о состоянии
экономических, демографических процессов в обществе, учитывают общественное
мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику
правонарушений.
Необходимо также добавить, что правовая идеология значительно
превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если
правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-
чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к
выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как
правило, представить его в виде законченной культурно-исторической
философии и догмы.
Помимо структуры выделяют также уровни правосознания.
Обыденное правосознание – это массовые представления людей, их
эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под
влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Обыденное сознание ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью
своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего
за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание
не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном
мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких
обобщений, выявления объективных общественных закономерностей.
Профессиональное правосознание – понятия, представления,
убеждения, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Однако
практика показывает, что различные профессиональные группы правоведов не
одинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и
оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор – иначе , чем
адвокат, следователь – иначе, чем эксперт-криминалист, юристконсульт банка
– иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все
они получили высшее юридическое образования. Столь пестрое многообразие
правовых сознаний объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический
взгляд на право преломляется через функционально различные виды
практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.
Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие
систематизированное теоретическое освоение права. В современных обществах
научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей
развития права, законодательства. Носителями этого вида отражения правовых
явлений выступают ученые-правоведы.
Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям.
Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как
правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосознание в
свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное
правосознание.
Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения,
теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают
типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в
правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве,
поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество;
в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех
идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия
и т.д.
Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных
граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп –
групповым. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической
структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими
наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом
факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже
указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные
ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы
сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов
социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в
социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности,
системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и
нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.
Групповое правосознание нужно отличать от массового, которое
характерно для нестабильных, временных объединений людей.
Индивидуальное правосознание является результатом социализации
отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания,
опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы
сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической
действительности каждой неповторимой личностью.
3.Соотношение права и правосознания. Роль правосозна ния в правовом
регулировании.
Правосознание – явление, относящееся к субъективной сфере
общественной жизни, весьма близкое к самому праву. Однако между этими
явлениями правовой действительности существуют качественные различия,
которые, однако, не препятствуют их тесному взаимодействию и даже
взаимопроникновению.
Правосознание – чисто субъективное явление: оно состоит из
представлений людей о праве; из субъективного отношения к самому феномену
права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или
массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной,
подсознательной. Если право представляет собой внешне объективированное
институционное образование, выраженное в системе общеобязательных формально-
определенных норм, то правосознание выступает в виде представлений о праве,
суждений о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей,
установок на тот или иной юридический режим в жизни общества.
Механизмы действия права и правосознания тоже различаются: если
механизм правового регулирования воплощен в сложном институционном
юридическом инструментарии, опирается на государственное принуждение, то
механизм действия правосознания относится к чисто духовной сфере.
Правосознание «работает» через общую правовую оценку социальных факторов,
через суждение об их соответствии идее правового и законного, через чувство
права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения
людей.
Различны и функции права и правосознания. Функции права связаны с
его нормативностью, с его нормативно-организационным воздействием на
общественные отношения. Правосознание тоже обладает известными чертами
нормативности, но нормативность правосознания иная. Здесь перед нами не
всеобщие, общеобязательные, формально-определенные правила поведения (что
характерно для права как институционного образования) , а лишь осознание
обязательности юридических норм, идея законности и вместе с тем критерии
правильности, социальной оправданности поведения , т.е. та нормативность,
которая свойственна выражающемуся через правосознание особому
неюридическому явлению – непосредственно-социальным (естественным) правам.
Правосознание имеет активные элементы, которые ярко выражены в
господствующей правовой идеологии. Активные элементы в правосознании – одно
из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в
целом. Право находится в глубоком единстве с господствующей правовой
идеологией – она непосредственно выражает сущность данной национально-
правовой системы, ее социально-политическое содержание, ее философию.
Сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей
детерминантой современного правообразования. Формирование права через
специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко
выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально
важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан,
правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного
вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего
нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели,
задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.
На этих стадия правосознание играет ведущую роль как в виде
психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме
исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и
политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной
сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно
возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов,
чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса –
физических и юридических лиц.
Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании
правореализационной деятельности:
1) правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний;
2) правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требованиях и дозволениях. Без развитого правосознания сделать это невозможно.
Таким образом, выступающее в виде господствующей правовой
идеологии правосознание вплотную примыкает к позитивному писаному праву,
обнажая его сущность и особенности его содержания, что придает и
правотворчеству, и правоприменению, всей правовой системе целенаправленный,
социально определенный характер.
Органическая близость права и господствующего
правового сознания объясняет ту кажущуюся нелогичной последовательность в
исторической цепи правовых явлений, когда правосознание в своих первичных
формах как бы опережает собственно право, придавая в общественном мнении
значение правового непосредственно индивидуальным отношением, фактической
силе. Причем такого рода опережение характерно не только для начальных фаз
возникновения права, но и для развитых правовых систем. В сложном процессе
взаимодействия и взаимообогащения права, юридической практики, правовой
идеологии, когда в процессе деятельности правоприменительных органов
вырабатываются образцы решения типичных юридических дел, последние
выступают именно в виде явлений правосознания.
Весьма наглядно регулятивная энергия, выраженная в активных
формах господствующего правосознания ,обнаруживается в таких исторических
ситуациях, когда правосознание выступает как бы обособленно, становится
основой всего механизма правового регулирования еще до создания
национальной правовой системы или в процессе ее глубокого социального
преобразования (ныне этот процесс с потерями и издержками идет в России).
При этом правосознание на период до полного установления новой правовой
системы призвано лишь временно замещать, «исполнять обязанности» собственно
права, но позитивным само по себе не является.
В целом же такие формы господствующего правосознания , как
правовая идеология, которой охватываются господствующие юридические
доктрины, профессиональное и массовое правосознание следует рассматривать в
качестве части правовой системы. Правовая идеология не только проникает в
саму плоть собственно права и не только выступает его непосредственной
основой , но и способна при определенных исторических условиях в какой-то
мере занять место, отведенное позитивному праву, со всеми плюсами и
минусами, возникающими в результате такой «замены».
Правовое сознание реализуется как собственно в праве, так и в
особом феномене правовой действительности – в правовой культуре.
Правовая культура представляет собой своего рода юридическое
богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств
права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической
техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу.
Таким образом, состояние правосознания в обществе, т.е. степень знания и
понимания права, осознание необходимости строго выполнять требования
законности, уровень развития чувства права и законности -–все это критерии,
характеризующие правовую культуру. Следовательно, правовая культура – это,
прежде всего, » качественно насыщенное» правовое сознание.
Важнейшими показателями правовой культуры являются уровень
массового правосознания, объем и интенсивность общего правового
просвещения. Не менее существенны и такие показатели, как масштаб и глубина
юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки
юристов, степень развития юридической науки.
Особое значение имеет правовая культура личности, которая тесно
связана с ее правосознанием. Вместе с тем, правовая культура и
правосознание личности – понятия нетождественные. Правосознание – понятие
более широкое. Оно формируется под воздействием различных объективных и
субъективных факторов, зачастую противоречиво по своей сущности, включает
как позитивные, так и негативные взгляды, убеждения, оценки. Правильно
ориентированное в целом, оно в какой-либо части может быть дефектным.
Правовая культура личности – это лишь позитивные взгляды, оценки, мотивы,
установки, лежащие в основе правомерного и социально-активного поведения.
Правовая культура – результат целенаправленного воспитания правосознания,
его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и
свободам, а через них – ко всей правовой жизни общества.
Отношение к правовой жизни в значительной степени зависит от
оценки личностью прав, свобод, обязанностей, предполагающей сопоставление
правовых норм с собственными потребностями, интересами, мотивами, целью и
социальной установкой. В соответствии с этими потребностями и интересами
индивид либо сознательно согласует поведение с обозначенным правовым
образцом, либо совершает внешне правомерные действия, но не опирающиеся на
внутреннюю мотивацию, либо отклоняется от предлагаемого правовой нормой
варианта поведения. Позитивная оценка предлагаемого нормой поведения лежит
в основе правомерных поступков. Именно оценка, в конечном счете, определяет
характер поведения личности в сфере права.
Значение правовой культуры в обществе выходит за пределы сферы
права, юридической практики. Правовая культура – неотъемлемая часть
культуры общества в целом. Распространить высокую юридическую культуру на
все население, – значит поднять общий культурный уровень граждан, утвердить
такой компонент в ценностной ориентации людей, который затрагивает
важнейшие стороны общественной жизни: реализацию начал демократии,
справедливости, свободы, высокую организованность, определенность прав и
обязанностей, строгий порядок и ответственность, гарантированность прав
личности. А все это включается в общую культуру поведения людей, является
неотъемлемым элементом современного гражданского общества.
Таким образом, на основе вышесказанного мы убедились , что
правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и
правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует
созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении их
действия и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня
его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового
регулирования.
4.Особенности современного российского правосознания: реальность и перспективы.
Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь
посредством конкретных исследований. Такие исследования безусловно
необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые
политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если
они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании.
Ярко прослеживается в современном правосознании российского
народа наследие вековых традиций. Характерно восприятие общества как
патриархальной общности, всецело определяющей жизнь индивида, не видящего
себя вне этой коллективной формы своего бытия. Власть в этой общности
воспринимается в виде патриархальной формы, в которой Первое лицо (Царь,
Генсек ЦК КПСС или Президент) скорее выступает в роли «отца», чем
официальной главы государства. Такая власть может все. Она накормит,
напоит, оденет, скажет как надо жить. Напротив, все официальное,
формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается
с подозрением, воспринимается как чуждое.
На идеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании,
еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают
достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В
числе таких предубеждений – дономерное представление о праве лишь как о
средстве наказания и разрешения еонфликтов, отождествление права с законом
и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный «антиюридическим
морализмом»,[3] при котором право предстает как второстепенное, нежестоящее
по отношению к нравственным началам.
Здесь же кореняться и источники правового нигилизма, принявшего
широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до
деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому
нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее «войной
законов», национальными конфликтами, падением государственной дисциплины,
противостоянием исполнительной и представительной властей т.п. Все эти
обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется
другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов
не правового государственного управления и попыталось встать на путь
правового государства, как только скованные ранее в политическом и
экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность
пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий
уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем
пренебрежение к праву, его недооценка.
Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе.
Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами:
криминализацией государственности и огосударствлением криминала.
Криминализация государственности в сегодняшней России
предопределяется уникальной ролью коррупции как единственного и де-факто
легализованного способа самоорганизации государственного механизма. Суть
проблемы состоит в том, что государственная система в России в ее нынешнем
проявлении не может быть названа коррумпированной – она коррупциогенна,
поскольку практически не предоставляет госчиновникам возможности для
некоррумпированного существования.
Процесс криминализации идет не только «сверху», путем укоренения
системы, провоцирующей криминал, но и «снизу», путем «огосударствления»
преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся
прерогативой государственных институтов.
Насильственно вытесняемое за пределы законопослушного поведения
общество стихийно пытается выработать новые принципы бытового поведения,
новую реальную этику, разделяемую обществом в целом и соответствующую
общественно-экономической практике. В рамках «реальной этики» происходит
постоянное столкновение бытового здравого смысла с практически
бездействующим законодательством, которое, в силу своего несоответствия
здравому смыслу, осознается обществом как «неправедное» и «не подлежащее
исполнению». В результате в обществе вырабатываются стереотипы асоциального
поведения, готовность к байкотированию судебной и правоохранительной
систем, к массовому отторжению официальной власти как «не имеющей
морального права» на регулирование общественных отношений.
Образующийся вакуум частично заполняют различные неформальные
способы социально-экономической саморегуляции, среди которых на первое
место выходят способы, связанные с деятельностью организованных преступных
группировок. Реальный бизнес все в большей степени склонен воспринимать ОПГ
как власть и относиться к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в
качестве сборщика налогов и защитник, выполняют арбитражные функции, а
главное – действуют на основе негласных принципов правил, признаваемых
значительной частью общества в качестве справедливых и естественных.
В обществе воспроизводится на новом уровне фиктивный характер
официальной правовой системы, свойственный советскому периоду – когда
основы писаного права носили большей частью декларативный, идеологический
характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась
сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных негласных
принципов, устных согласований и т.д. Только сегодня это «прецедентное
право» по-русски приобретает характер, все более сходный по форме и
содержанию с нормами уголовно-лагерной, воровской самоорганизации.
В современных условиях в российском обществе необходимо
преодолеть правовой нигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону,
сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции,
такому состоянию правовой системы и общественной морали, которую именуют
понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и
правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское
согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий
прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по
искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры
по правовому воспитанию граждан.
Воспитание правосознания находится в органической связи с
началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с
процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства,
свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние
годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако
актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности,
прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии.
Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с
анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных
и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых
реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с
уважением интересов других людей, общества, государства.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения
нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. Здесь
закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы
правосознания. Воспитание правосознания является составной частью всей
культурной жизни общества, социальных функций государства, проявляющего
заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое
просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии
массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное
правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и
требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в
духе права, законности не ограничивается правовым просвещением,
формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое
завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
Развитие правового сознания гражданина, общества способствует
преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей,
предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-
обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание
граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления
законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское
общество и правовое государство.
Заключение.
В результате исследования, проведенного в данной работе, мы
выяснили, что правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с
правом и является, во-первых, его источником, отражающим объективные
потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов
реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия
поведения нормам права. Таким образом, правосознание пронизывает весь
механизм правового регулирования.
Кризис современного российского правосознания вызывает
необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных
на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового
нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и
личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого
человека.
Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание.
Правовое воспитание – одно из действенных средств укрепления законности и
правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов
личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к
праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения,
взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-
активного поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое
воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое
рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой
культуры.
Список литературы:
Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.:
«Наука», 1988.
Актуальные вопросы правоведения. Екатеринбург. 1992.
Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1995.
Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М.: Юрайт, 1998.
Гегель Г.В. Философия права. М.: «Мысль», 1990.
Кистяковский Б.А. Философия и социология права. Изд-во Русского
христианского гуманит. унив-та. С-Перетбург, 1998.
Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов.
Правоведение. 1994. №3. С.3-9.
Малинова И.П. Классическая философия права. Екат. 1997.
Нерсесянц В.С. Философия права. М.: М-Норма, 1997.
Общая теория права/ под ред. А.С.Пигалкина. М.: Изд-во МГТУ, 1998.
Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности.М.: «Наука»,1969.
Семитко А.П. Русская правовая культура // Государство и право.1992, №10. С.
108-113.
Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: «высшая
школа», 1990.
Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова. М.: «Юристъ»,1997.
Щербакова Н.И. Правовая установка и социальная активность личности. М.:
«Юридическая литература».1986.
-----------------------
[1] Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов.
Правовоедение. 1994, №3.- с.5.
[2] Теория государства и права / под. ред. Н.И. Матузова. М.: «Юристъ».
1997.
[3] Туманов В.А. Правовой нигилизь в историко-идеологическом ракурсе //
Государство и право. 1993, №8. С.54.