СОДЕРЖАНИЕ 1.Экологический кризис в России 2. Государственный мониторинг загрязнения окружающей среды 2.Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС 14 Литература 22 Приложение 1 Экологический кризис 23 Приложение 2 Мониторинг окружающей природной среды 24 Приложение 3 Органы экологического управления Российской
Федерации 1. Экологический кризис в России Под экологическим кризисом понимается стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой т экологией, экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения охраны окружающей природной среды. По своей структуре экологический кризис подразделяется на две части естественную и социальную. Естественная часть свидетельствует о наступлении деградации,
то есть разрушении окружающей человека природной среды. Социальная сторона экологического кризиса хотя в целом экологический кризис это социальное явление заключается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды, стабилизировать положение и оздоровить окружающую природную среду. Обе стороны экологического кризиса тесно взаимосвязаны.
Состояние окружающей природной среды в современной России, так как и в сопредельных с нею независимых государств бывших союзных республик, можно было бы охарактеризовать как экологический кризис. Российская Федерация занимает территорию 17 млн. кв. км, на которой проживает свыше 150 млн. человек. С запада на восток Россия протянулась на 10 тыс. км, а с севера на юг на 3-4 тыс. км.
На ее пространстве встречаются все природно-климатические зоны, кроме тропиков. Россия включает огромное разнообразие ландшафтов и экологических систем. На территории России расположено более 24 тыс. предприятий, загрязняющих окружающую среду. Причем значительная доля этих предприятий не укладывается в установленные им предельно допустимые нормативы выбросов вредных веществ. В результате загрязнения окружающей природной среды в
России сегодня выделяется свыше 55 крупных городов, где назрела критически сложная экологическая обстановка. Ежегодно в Российской Федерации улавливается и обезвреживается лишь 70 от общего количества выбрасываемых вредных веществ. Еще хуже обстоят дела с очисткой сточных вод. Отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа, изношенность, маломощность приводят к тому, что 82 сбрасываемых вод не подвергается очистке.
Поэтому качество воды основных рек на территории России, рек, которые служат не только транспортными магистралями, но и источниками питьевой воды, оценивается как неудовлетворительное. Реки Волга, Дон, Обь, Енисей, Лена, Кубань, Печора загрязнены органическими веществами, соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами. Продолжается уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий, особенно пашни.
За 50 лет из сельскохозяйственного оборота вышло свыше миллиона пахотных земель. Наряду с уменьшением количества сельскохозяйственных угодий ухудшается их качество. Более четверти из них подвержено эрозии. Опасные размеры приобрели процессы заболачивания, зарастания угодий кустарниками, мелколесьем. В Российской Федерации около 12.5 таких земель, много нерекультивированных земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых, при выполнении строительных, дорожных и других
работ. В настоящее время в срочной рекультивации, то есть восстановлении, нуждается 1,5 млн. га земель. Большой урон территории России нанесли ядерные испытания. На полигонах Новой Земли произведено 180 поверхностных и подземных ядерных взрывов, последствия которых пока не известны. В результате чернобыльской аварии пятнами загрязнены радиоактивными веществами Брянская, Тульская, Орловская, Калужская и Рязанская области.
Растет загрязнение земель пестицидами и минеральными удобрениями. Проверка на нитраты показала, что шестая часть производимой растительной продукции содержит их больше положенной нормы. Ежегодно в Российской Федерации 45 млрд. всех видов отходов производства и потребления, причем 20 млн. т. из них относится к неутилиризуемым токсичным отходам. Они частично складируются на территории предприятия, бесконтрольно сбрасываются в канализацию, в балки,
овраги, на полигоны, где размещаются твердые бытовые отходы. Деградация окружающей природной среды прежде всего сказывается на здоровье человека и состояние его генетического фонда. Более 20 территории России находится в критическом экологическом состоянии, в районе зон экологического бедствия. В настоящее время более 70 млн. людей дышит воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами, в 5 раз и более превышающими предельно допустимые нормы.
Сокращается рождаемость и увеличивается смертность населения. Средняя продолжительность жизни в стране 69,5 лет, что на 8-10 лет меньше средней продолжительности жизни людей в 44 капиталистических странах. Каждый десятый ребенок в значительной части России рождается генетически неполноценным. У 45 призывников выявлены нарушения психики. Более 50 населения бывшего союза имеет ослабленное здоровье, из них более 50 млн. человек относятся
к числу хронически больных либо физически неполноценных. Каждая четвертая женщина не может родить по генетическим обстоятельствам здорового ребенка, каждый четвертый мужчина - импотент. Все эти данные о состоянии здоровья природы и человека красноречиво свидетельствуют о той непреложной, диалектически обусловленной связи, которая существует между разрушением экологических систем природы и отрицательными изменениями в состоянии здоровья настоящего и будущего поколений людей.
Деградация окружающей природной среды и ее последствия - лишь одна сторона проявления экологического кризиса. Другой стороной, социальной, является кризис государственных и общественных структур, не способных обеспечить проведение эффективных мер по экологической безопасности общества. Внешне это проявляется, во-первых, в недостаточно эффективной работе специальных органов по охране окружающей природной среды прежде всего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, иных
специальных органов по охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр. Эти органы практически потеряли нити управления охраной окружающей среды. Принимаемые ими решения, разрабатываемые мероприятия не способствуют какому-либо положительному влиянию на экологическую обстановку в стране. На местах в областях, краях, городах и районах эти недостатки усугубляются противостоянием представительных и исполнительных органов власти, а также местных органов
самоуправления. Во-вторых, экологический кризис проявляется в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды. Из года в год растет противоречие между количеством совершаемых экологических преступлений путем загрязнения окружающей среды, уничтожения природных объектов, порчи, повреждения природной среды и количеством дел, которые рассматриваются в уголовном или гражданском порядке в судебных или судебно-арбитражных органах.
В работе правоохранительных органов внутренних дел, прокуратуры, суда, арбитражного суда так называемые экологические дела занимают незначительное место - 5-10 от всего количества рассматриваемых дел. Не спасает положение и организация специальных органов по контролю за соблюдением природоохранительного законодательства в виде природоохранных прокуратур, которые действуют в России. В-третьих, экологический кризис в его социальном аспекте проявляется в массовом эколого-правовом
нигилизме, то есть в массовом неуважении эколого-правовых требований, в нарушении или невыполнении их. Поэтому правомерно говорить, что экологический кризис включает в себя в качестве составной части правовой нигилизм, отсутствие какой-либо законности в экологических отношениях. Ни классовая, ни общественная оценка сущности экологического кризиса не дает нам оснований считать, что он является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса.
Применительно к России и всем странам Содружества, входившим ранее в СССР, можно назвать две основные группы причин этого социально явления. Первая группа причин носит объективный характер. К ним, прежде всего, относится монополия государственной собственности на природные ресурсы, средства производства, исключающая какие-либо экономические стимулы в охране окружающей среды. В одном лице государство, через свои предприятия и организации, министерства
и ведомства, осуществляло а эксплуатацию природных ресурсов б государственный контроль за охраной природы в меры уголовной, административной, гражданской ответственности за нарушение экологических требований. Ясно, что при такой обстановке дела эти меры контроля, надзора и ответственности не могли получить эффективной отдачи. Все это привело к безраздельному господству экономических потребностей над требованиями экологии, что в конечном итоге переросло в экологический кризис.
Вторая группа причин имеет субъективный оттенок. Все они связаны с нерациональным, порой преступным расходованием денежных средств на нужды, не связанные с ростом благосостояния народа и улучшением окружающей природной среды. Имеется в виду создание огромного, искусственно взращиваемого военно-промышленного комплекса, колоссальные военные расходы, милитаризация основных отраслей промышленности, вложение средств на поддержание всякого рода режимов и помощь в других странах в ущерб интересам нашей страны.
Например, в 1976-1989гг. государство в централизованном порядке выделяло через бюджет сумму, равную лишь одной десятой тех потребностей, которые необходимы на охрану окружающей природной среды. Естественно, эта мизерная доля расходов немедленно поглощалась стоимостью того ущерб, который причиняется природной среде хозяйственной деятельностью. Анализ как социально-экономической, так и экологической, политической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым
Россия должна выходить из экологического коллапса. В качестве первого направления обычно называется совершенствование технологии - технологическое направление создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов - вот тот магистральный, основной путь, идя по которому, войдет в полосу гармоничного отношения общество с природой.
Однако это дело будущего, сейчас для этого нет средств и возможностей, хотя отдельные области способны совершенствовать свою технологию. Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды. Экономическое направление, включая экономическое стимулирование, реализуется в охране окружающей среды путем внедрения платежей за выбросы вредных веществ, введения налоговых льгот, льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер.
Экономическое направление решает главную задачу, а именно сделать охрану окружающей среды составной часть производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель, хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции. Определенные шаги уже сделаны в этом направлении, но итоги пока подводить рано. Третье направление - применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности
за правонарушения административно-правовое направление, то есть приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде. Использование средств административно-правового воздействия, безусловно, будет способствовать повышению экологической дисциплины. Однако одни лишь принудительные средства не способны обеспечить реализацию
экологических интересов, поскольку, во-первых, они не всегда ведут к прекращению вредоносной деятельности. Так, можно привлечь к уголовной ответственности виновных в загрязнении окружающей среды лиц, но такое наказание не остановит загрязнение окружающей среды, во-вторых, эффективность применения административно-правовых средств воздействия требует еще и безукоризненно четкой работы наших судебно-прокурорских и арбитражных органов, к чему мы в настоящее время пока не готовы.
Четвертое направление - гармонизация экологической структуры эколого-просветительное направление. Оно заключается в развитие системы экологического образования, просвещении, воспитании, в перестройке потребительского отношения к природе, иначе говоря, в экологической революции мышления человека. Без перестройки сознания человека, без эколого-правового воспитания трудно говорить о соблюдении предусмотренных законом правил экологической безопасности. Конечно, не всегда нарушение экологических требований связано
с незнанием закона. Чаще всего - это результат проявления правового нигилизма, неуважения к закону, то есть явление которое мы можем назвать отсутствием юридической культуры, в данном случае отсутствием эколого-правовой культуры. Вместе с тем надо иметь в виду, что одним лишь просвещением, одной лишь просветительской работой, если она не упирается на прочную материальную и организационную основу, нельзя решить проблему защиты окружающей природной среды. Пятое направление - гармонизация экологических международных отношений,
указывающих нам пути преодоления экологического кризиса международно-правовое направление. Некоторые авторы из числа ученых и политиков считают международно-правовое направление чуть ли не генеральным направлением в решении проблем окружающей среды. Здесь две причины первая неуверенность в эффективности национальных средств охраны окружающей среды и вторая - нежелание понять, что международно-правовая охрана окружающей среды, хотя она осуществляется на основе международных договоров и соглашений, выполняется
национальными средствами. Таким образом, государство - участник договора, приняв на себя обязательства, охраняет окружающую среду своими средствами без привлечения каких-либо сил из другого государства. Сценарий развития экологических процессов в ближайшей перспективе не обнадживает. И все же ситуация не выглядит столь безнадежно критической по причине интернационализации экологических издержек развития российского общества, что усиливает заинтересованность мирового сообщества в стимулировании
природоохранных действий на национальном уровне. Тем более, что обострение экологического кризиса в России превращается в угрозу глобальной экологической безопасности. Значение факта глобализации экологических процессов для России не ограничивается лишь получением финансовой и технической помощи под гарантию осуществления экологических проектов. Это - и путь к экологизации хозяйственной деятельности через участие в международных
экологических соглашениях и привлечение иностранных инвестиций. Это - и средство экологизации общественного сознания через интеграцию в международное экологическое движение. Заинтересованность же самой России в обеспечении глобальной экологической безопасности сведена к минимуму и носит в основном вынужденный характер. В отличие от многих промышленно развитых и развивающихся стран повышение собственного престижа в глазах
мирового сообщества отнюдь не связывается с активной ролью в решении глобальных экологических проблем. Настораживает и факт возникновения экологических противоречий между Россией и развивающимися странами, что вносит дополнительные сложности в осуществление международной экологической политики. Подтверждением этому могут служить международные переговоры по проблеме сохранения озонового слоя и предотвращению климатических изменений, когда и
Россия, и развивающиеся страны выступили со взаимными претензиями. Преимущество России по сравнению с другими странами состоит в том, что формирование экологической культуры происходит в условиях, когда экологические проблемы приобретают приоритетное звучание на международном уровне, где накоплен солидный опыт экологической деятельности, которым Россия могла бы воспользоваться. Выход из экологического кризиса и обеспечение условий для осуществления
первой фазы устойчивого развит экологизации хозяйственной деятельности связывается с экономической стабилизацией. Но именно мировой опыт показывает путь, по которому идти не следует ждать подъема экономики для последующего перехода к политике экологической безопасности. Уровень экономического развития, необходимый для проведения экологической политики, понятие весьма условное. Япония приступила к проведению своей экологической политики тогда, когда уровень доходов на душу населения составлял не более 1600 долларов.
На Тайване это произошло уже на более позднем этапе экономического роста - при показателе 5500 долларов, когда, по расчетам национального правительства, и возникли реальные условия для осуществления высокозатратных природоохранных программ. Безусловно, современная экономическая и политическая обстановка не благоприятствуют выведению экологических приоритетов в число приоритетных. Но игнорирование экологических потребностей развития приведет к неминуемому последующему отставанию
России. Нельзя не согласиться с мнением В.В. Данилова-Данильяна, что для решения будущих экономических задач экологией необходимо заниматься сегодня, иначе опять опоздаем. Остается еще резерв и пока до конца не реализованный - общественное движение, которое может изменить баланс политических сил в пользу проэкологически настроенных и инициировать активизацию государственной политики в экологической сфере. 2.
Государственный мониторинг загрязнения окружающей среды В ХХ веке в науке возник термин мониторинг для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за элементами окружающей природной среды в пространстве и времени. В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при
чрезвычайных обстоятельствах для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу. Экологический мониторинг информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных
процессов. Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию - о состоянии окружающей среды - о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния то есть об источниках и факторах воздействия - о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом - о существующих резервах биосферы. Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности - наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды - оценку фактического состояния среды - прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния. Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы - импактном изучение сильных воздействий в локальном масштабе - региональном проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - фоновом на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность. В государственной системе управления природоохранной деятельностью в
Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга ЕГСЭМ. ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты - мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду - мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды - мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды - социально-гигиенический мониторинг - обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
Технологии единого экологического мониторинга ЕЭМ охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики,
обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы. Единая государственная система экологического мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечивает формирование массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС, моделирования и прогноза экологических ситуаций в различных регионах России. 2. Экологические последствия аварии на Чернобыльской
АЭС Двадцатый век характеризуется большим прогрессом в науке, что предоставило людям в их распоряжение неизвестные ранее источники энергии. За это же время население земли удвоилось, выдвинув перед человечеством, и прежде всего перед научной общественностью задачу, удовлетворения всевозрастающих потребностей человека. В связи с этим, во многих странах мира ядерная энергия стала заменять традиционные виды топлива. Атомная энергетика прочно входит в нашу жизнь со своими плюсами и минусами.
Но ядерная энергетика небезопасна для человека и в целом для природы, что убедительно показала авария на Чернобыльской АЭС. В процессе работы уран-графитовых канальных кипящих реакторов четвртого энергоблока образовывался широкий спектр радиоактивных изотопов. Эти вещества - тврдые и газообразные претерпевали различные превращения внутри реактора, сопровождающиеся выделением энергии различных видов. Вс это было выброшено в атмосферу во время аварии.
Было выделено из активной зоны реактора 50 МК и радионуклидов и 50 МК и радиоактивных благородных газов, что составляет 3-4 от исходного количества радионуклеидов в реакторе, которые поднялись с током воздуха на высоту 1200 м. Выброс радионуклеидов в атмосферу продолжался до 6 мая, пока разрушенную активную зону реактора не забросали мешками с доломитом, песком, глиной и свинцом.
И все это время в атмосферу поступали радионуклиды, которые развеялись ветром по всему миру. Отдельные мелкодисперсные частицы и радиоактивные газы были зарегистрированы на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, Китае, Японии, США. 27 апреля в Хвойниках радиационный фон составлял 3 Рч. Хватит и пяти дней, чтобы заболеть хронической лучевой болезнью.
28 апреля на большей части северной Европы, в частности в Дании наблюдалось повышение радиационного фона на 10 от исходного уровня. Сложные метеорологические условия и высокая летучесть радионуклеидов привели к тому, что радиационный след сформировался в виде отдельных пятен. Наряду с сильным загрязнением попадались участки совсем не загрязненные. Выпадение радиоактивности наблюдалось даже в районе
Балтийского моря в виде длинного узкого следа. Сильному радиоактивному загрязнению подверглись Гомельская и Могилевская области Белоруссии, некоторые районы Киевской и Житомирской областей Украины, часть Брянской области России. Но основная часть радионуклеидов осела в так называемой 30-километровой зоне и к северу от не. В выбросах было выделено 23 основных радионуклеида.
Большая часть из них распалась в течении нескольких месяцев, облучая при этом все вокруг дозами, в несколько десятков и сотен раз превосходящими норму. Важнейшей характеристикой радиоактивного вещества является период его полураспада ПП, т.е. время, в течение которого в среднем распадается половина всех атомов этого радиоактивного вещества. ПП говорит, когда опасное станет безопасным. Ещ вначале века предпринимались попытки ускорить или замедлить
скорость радиоактивного распада, но вс было тщетно. Диапазон ПП составляет от нескольких долей секунд полоний 212 до нескольких миллиардов лет торий 232. Известно, что интенсивность излучения обратно пропорциональна ПП. Таким образом, с биологических и медицинских точек зрения наибольшую опасность при равных дозах представляют не изотопы, чьи ПП составляют от нескольких суток до десятков лет, а именно коротыши, как
их называют в Чернобыле, они-то и заботят медиков. Из них наибольшую опасность представлял в первые дни радиоактивный йод-131. Его ПП равен 8,06 суткам. Он обладает высокой способностью включаться в пищевые цепи. Медики делят облучение на внешнее и внутреннее. Внешнее это, когда его источники находятся вне живого организма. А вот внутреннее внутри, оно намного вреднее.
В чернобыльском случае люди получили в большинстве случаев внутреннее отравление йодом. Надо отметить, что радиоактивные вещества всегда присутствовали в организме человека и даже человеческого зародыша. До конца ещ не ясно, какую роль играют радиоактивные элементы в биохимических процессах. Есть подозрение, что они участники сложных мотаных превращений. Если эта гипотеза подтвердится, тогда неизвестно, что ждт потомков облучнных людей.
Есть нужные, а есть ненужные радиоактивные вещества. Так вот йод самый загадочный и самый противоречивый элемент менделеевской таблицы. Его концентрация в крови составляет около стотысячной доли процента. Главным потребителем йода является щитовидная железа. В чернобыльском случае это мог быть радиоактивный йод.
Его концентрация в одной локальной, небольшой по объму железе организма может вызвать расстройство гормонального статуса. Из долгоживущих изотопов, которые лучше назвать средне живущими, наиболее значимыми являются стронций-90 и цезий-137 с периодами полураспада соответственно 29 и 30 лет. Они обладают рядом особенностей поведения в организме, путей поступления и способов выведения из организма, разные продукты обладают различной способностью концентрировать их в себе.
Так, в 90 г. в Хойническом районе Гомельской области Белоруссии содержание цезия-137 в мясе в 400 раз в картофеле в 60 раз в зерне в 40-7000 раз в зависимости от вида и места произрастания в молоке в 700 раз, а стронция в 40 раз было выше нормы. Что же можно сказать о таких долгоживущих изотопах, как калий-40, плутоний-239 и других, выбросы которых также имели место, периоды полураспада которых исчисляются тысячами и миллионами лет, об их участии
в загрязнении окружающей среды сказано достаточно мало. Можно лишь сказать, что радиоактивный калий так же активно вступает в метаболизм, как и стабильный его изотоп, а плутоний, попадая в легкие, даже в очень малых концентрациях, способен вызвать рак их. Но что же было сделано для того, чтоб очистить зараженные территории от радионуклеидов, чтоб больше не подвергать людей этой опасности Ведь отдаленные последствия хронического действия малых доз радиации
малоизученная область знания, почти ничего не известно о влиянии этого фактора на потомство. Одно можно сказать, что сколь угодно малой не была доза, она обязательно даст о себе знать. К счастью, радиоактивность везде уменьшается быстрее, чем рассчитывали учные. Радиационная опасность уменьшается повсеместно. Исключение составляет 30-км зона отчуждения. Е нельзя открывать, потому что вырвавшийся из реактора плутоний-24 при распаде преобразуется в америкий-241,
который имеет большую и очень опасную радиоактивность, а так же испускает альфа частицы. Так же большую радость доставляет то, что расползание практически не происходит в городском направлении. Радиоактивные изотопы могут лишь просачиваться вглубь земли вместе с дождевыми и талыми водами. По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской федерации, в результате этой аварии оказалось загрязннными более 56 тыс. км.2 российской земли. На этой территории проживает около 3 млн. человек.
Выявлено только в России 160 случаев рака щитовидной железы. Отмечен рост общесоматических заболеваний детей с неблагоприятными тенденциями в развитии, увеличилось число беременных женщин с патологическими течениями и людей, подверженных хроническому радиационному стрессу. У детей, облучнных в младенческом возрасте, рак щитовидной железы стал выявляться в 6,2 раза чаще, чем у обычных детей. Такая тенденция проявилась 5 лет спустя после аварии.
Среди ликвидаторов выявлено двукратное увеличение заболеваемостью лейкозами и пятикратное увеличение заболеваемостью раком щитовидной железы, чаще заболеваемостью эндокринной системы в 9 раз, крови и кроветворных органов более, чем в 3 раза, психическими расстройствами более, чем в 5 раз, болезни систем кровообращения и пищеварения более, чем в 4 раза. Число инвалидов среди них возросло с 1991 г. почти в 10 раз и составило более 30 тыс. людей. Ежегодная смертность стала вдвое выше.
Если восстановить дозы облучения по этим данным, то получиться, что каждый человек получил по 10 грей радиации, в то время, как 4 грея достаточно для гибели человека. Ущерб, который принсло радиоактивное заражение почве, животным и растениям для сельскохозяйственной деятельности человека велик и очевиден. Радиоактивные вещества попали в почву. У многих велик ПП. К примеру, плутоний ПП24000 лет, а это значит, что территория в течении этого времени
не будет полноценной. К счастью, он выпал не далее 30 км от станции. Конечно, люди начали дезактивацию территории. Но она заключалась в одном смыве радиоактивной пыли с поверхностей предметов. 30-ти километровая зона была объявлена своеобразной лабораторией, полигоном научных исследований для изучения влияния радиации на природу, следовательно, не принималось никаких попыток по дезактивации почв. За пределами 30-километровой зоны таких работ также не проводилось, хотя
науке известны способы выведения радионуклидов из почв. Основным принципом таких работ является перевод радионуклидов в растения с последующим их выкосом и захоронением. Ионы в почвах могут существовать в двух видах в растворимом и адсорбированном. В адсорбированном виде они недоступны для растений. Сорбционная способность почв зависит от типа почв, наличия в них тех или иных веществ, оводненности
и многих других факторов. Сорбция велика при наличии органических веществ в почве. Она значительно снижается при низких значениях рН, при наличии комплексонов, а также атомов-аналогов, которыми являются для Со,Y и Се Fe и Al, для Sr и Cs Са и К. Адсорбированные же ионы легко вытесняют друг друга в соответствии с рядом активности металлов. Стронций вытесняется ионами железа и меди, к тому же сам обладает достаточной подвижностью в почвах.
Цезий практически не вытесняется, но по данным Куликова И.В. и др. 7 десорбируется водными растительными экстрактами и ЭДТА. Его подвижность увеличивается в почвах с высоким содержанием К и Са. Эта проблема требует дополнительных исследований. Особок внимание нужно уделить цезию-137. Это летучий элемент.
Его ПП равен 30 годам. В Южной Баварии есть пятна, где загрязнения этим элементом превышают киевские территории. А в Киеве есть кварталы, которые усыпаны цезием. В Южную Баварию он попал вместе с осадками. Такие осадки были и в Италии, Швейцарии, Швеции, Финляндии каждая из этих стран получила по 2-3 всех радиоактивных веществ. Остальные выпали на территорию Украины, Белоруссии,
России по 20-30 . Радиоактивные осадки распределены по почве неравномерно, т.к. это зависело от воли ветра. Эти осадки углубились в почву, но неглубоко. Радиоактивные вещества, проникая в почву, прочно связываются с е элементами, и слабо сдуваются. А растениям становится очень трудно извлечь из земли опасные изотопы. Исследователи пытались определить, какой район пострадал больше других.
Это оказалось невозможным. Когда они приезжали в районы, жители уверяли их, что именно их местность пострадала больше других, хотя приборы показывали, что здесь нет содержания каких-либо радиоактивных веществ. Но животные стали умирать гораздо чаще, чем раньше. Коровы околевали от рака крови. А многие растения перестали давать семена. Сильно пострадала территория, находящаяся в непосредственной близости от 4-го блока.
От мощного облучения короткоживущими изотопами погибла часть хвойного леса. Умершая хвоя была рыжего цвета, а сам лес таил в себе смертельную опасность для всех, кто в нем находился. После осыпания хвои из голых ветвей проглядывали редкие зеленые листья березы это говорило о большей устойчивости лиственных деревьев к радиации. У выживших хвойных деревьев летом 86 г. наблюдалось ингибирование роста, некроз точек роста, рост спящих почек, уплощение хвои, иголки ели по длине напоминали сосновые 1.
Вместе с тем наблюдались компенсаторные реакции увеличение продолжительности жизни хвои в ответ на снижение митотической активности и рост спящих почек в связи со смертью точек роста. Весь мертвый лес площадью в несколько гектаров был вырублен, вывезен и навсегда погребен в бетоне. В оставшихся лесах предполагается замена хвойных деревьев на лиственные. В результате катастрофы погибли все мелкие грызуны.
Исчез с лица земли целый биоценоз хвойного леса, а сейчас там буйное разнотравье случайной растительности. А во многих местах нет даже этого желтый песок и равнина, где не растет ни трава, ни кусты, ни деревья. Лес похоронен. Убрана даже почва. Вода так же подвержена радиоактивному загрязнению, как и земля. Водная среда способствует быстрому распространению радиоактивности и заражению больших территорий до океанических просторов. В Гомельской области стали непригодными для использования 7000 колодцев, ещ
из 1500 пришлось несколько раз откачивать воду. Пруд-охладитель подвергся облучению свыше 1000 бэр. В нем скопилось огромное количество продуктов деления урана. Большинство организмов, населяющих его, погибли, покрыли дно сплошным слоем биомассы. Сумели выжить лишь несколько видов простейших. Уровень воды в пруде на 7 метров выше уровня воды в реке Припять, поэтому и сегодня существует опасность попадания радиоактивности в
Днепр. Стоит, конечно сказать, что усилиями многих людей удалось избежать загрязнения Днепра путем осаждения радиоактивных частиц на построенных многокилометровых земляных дамбах на пути следования зараженной воды реки Припять. Было также предотвращено загрязнение грунтовых вод под фундаментом 4-го блока был сооружен дополнительный фундамент. Были сооружены глухие дамбы и стенка в грунте, отсекающие вынос радиоактивности из ближней зоны ЧАЭС. Это препятствовало распространению радиоактивности, но способствовало
концентрации е на самой ЧАЭС и вокруг не. Радиоактивные частицы и сейчас остаются на дне водоемов бассейна Припяти. В 88 г. принмальсь попытки очистки дна этих рек, но в связи с развалом союза не были закончены. Прошло уже 15 лет, но авария все еще отзывается эхом на тех, кто прошел ад ликвидации е последствий. Нанесен непоправимый ущерб биосфере. Тринадцать лет понадобилось учным многих стран мира, чтобы составить сводный атлас подробных карт загрязненных радиацией территорий.
Стали непригодными для использования на многие годы огромные территории. Из 200 тыс. ликвидаторов 20 тыс. уже умерло, остальные страдают ВСД, НЦД, гипертонической болезнью, язвами кишечника, заболеваниями глаз, остеохандрозом и др. Болезни проявились не сразу, а спустя 1-3 года после облучения. Все это заставляет направить все силы и средства на поиск новых технологий радиационной защиты человека,
кардинального решения проблемы захоронения отходов атомных станций, разработки технологий добычи и производства для использования топлива на АЭС, поиск крупных научно-технических программ исследований по безопасности, в рамках которых анализируются возможные отказы оборудования АЭС, их последствия, а также способы их предотвращения. Важным условием является разработка экономической технологии обезвреживания радиоактивных отходов,
проблемы уменьшения тепловых выбросов в окружающую среду, уточнение количественных оценок последствийриска воздействия радиации на живой организм. Литература 1. Абатуров Ю.Д. и др. Некоторые особенности радиационного поражения сосны в районе аварии на ЧАЭС. Экология - 1991, 5, с.14-17. 2. Александров Ю.Г. Ресурсно-экологический фактор в российской экономической реформе.
М. 1997. 3. Антонов В.П. Уроки Чернобыля радиация, жизнь, здоровье К. Знание, 1989. 4. Возняк В.Я. и др. Чернобыль события и уроки. Вопросы и ответы М.Политиздат, 1989. 5. Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности Л.Наука, 1991. 6. Кулландер С. Ларссон Б. Жизнь после
Чернобыля. Взгляд из Швеции Пер. со шв. М.Энергоатомиздат, 1991. 7. Лупадин В.М. Чернобыль оправдались ли прогнозы Природа, 1992, 9, с 22-24. 8. Протасов В.Ф Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России Под ред. В.Ф. Протасова. М. Финансы и статистика, 1995. 9.
Экономика природопользования Под. ред. Т.С.Хачатурова - М. Изд-во МГУ, 1991. 10. Экологическая альтернатива. Под ред. М.Я.Лемешева М. Прогресс, 1990. 11. Экологические проблемы что происходит, кто виноват и что делать Под ред. В.В. Данилова-Данильяна. М. 1997. Приложение 1 Экологический кризис Приложение 2 Мониторинг окружающей природной среды
Приложение 3 Органы экологического управления Российской Федерации
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |