Реферат по предмету "Социология"


"Запечатанный буклет": альтернативный метод сбора данных в опросах по сенситивной проблематике

"Запечатанный буклет": альтернативный метод
сбора данных в опросах по сенситивной проблематике

А.Ю. Мягков

Одним
из необходимых условий получения достоверной социологической информации
является искренность респондентов. Особенно сложно получить искренние ответы в
тех случаях, когда речь идет о социально неодобряемом, стигматизированном
поведении. Традиционная техника прямых вопросов, основанная на бихевиористской
трактовке вопросно-ответного общения, редко приносит желаемые результаты.
Знаменитое Денверское исследование валидности показало, что от 20 до 50% всех
ответов, полученных с использованием такого рода методик, не соответствовали действительности
[1, p. 69]. Согласно оценкам Н.М. Фоломеевой и ее коллег в традиционных
социологических опросах, посвященных изучению девиантного поведения, до 60%
респондентов сообщают интервьюерам заведомо недостоверные сведения [2, c. 57].
Кроме того, по мнению ряда авторов, "прямые" интервью провоцируют
значительно более высокий уровень отказов от ответов на вопросы и повышенный
удельный вес отказов от участия в исследовании по сравнению с иными стратегиями
сбора данных [3, p. 535; 4, p. 402].

Дж.
Фокс и П. Трэйси убедительно доказали, что использование прямых вопросов для
получения сенситивной информации ведет к систематическим смещениям, серьезно
искажающим истинные масштабы распространения девиаций в обществе. Если
случайные "ошибки сообщения" снижают надежность измерений, то
систематические смещения, обусловленные неискренностью респондентов, угрожают
валидности социологических данных и "безнадежно разрушают наблюдаемые
эмпирические отношения" [5, p. 187, 197; 6, p. 8-9]. С другой стороны,
традиционный подход при сборе "потенциально инкриминирующей
информации" противоречит нормам исследовательской этики, поскольку наносит
респондентам значительный психологический ущерб и не защищает сообщаемые ими
сведения от разглашения [7, 8, 9]. Техника рандомизированного ответа,
разработанная С. Уорнером [10], а впоследствии усовершенствованная в ряде работ
западных авторов [4, 11], в существенной мере преодолевает указанные недостатки
традиционной методологии. Она действительно гарантирует респондентам
анонимность, не вызывает у них отторжения, способствует формированию
кооперативных установок, обеспечивая тем самым более высокий уровень
искренности ответов на сенситивные вопросы [5; 12, p. 7, 11, 12]. В этом смысле
метод Уорнера превосходит все остальные опросные стратегии. Однако он также не
лишен недостатков. Во-первых, данный метод весьма трудоемок, требует больших
финансовых и временных затрат на подготовку, предварительное тестирование и
полевую фазу. Во-вторых, получаемые с его помощью данные не могут быть сопоставлены
с дополнительной информацией о личности респондента, что существенно снижает
операционные возможности метода, его объяснительный и аналитический потенциал.
И, наконец, в-третьих, как и другие методы, гарантирующие объективную
анонимность, он исключает возможность работы в панельном режиме и проведение
последующих интервью с респондентами для проверки первоначально полученных
сведений и отслеживания динамики изучаемых характеристик [13, c. 112].

Свободным
от недостатков, характерных для RRT, считается метод "запечатанного
буклета" (the sealed booklet), созданный и экспериментально
валидизированный австралийскими социологами Т. Маккаем и Я. Макаллистером в
конце 1980-х – начале 90-х гг. Он предназначен для сбора сведений по особо
острым и деликатным темам (например, употребление и распространение наркотиков)
в режиме персонального интервью. Специальная техника его реализации,
предложенная авторами, позволяет, по их мнению, реально обеспечить респондентам
объективную и субъективную анонимность и тем самым получить значительно более
искренние и достоверные ответы, чем при традиционных процедурах личного
интервьюирования [14].

Нормативное
содержание и специфика метода

Наиболее
важные характеристики метода "запечатанного буклета" уже
рассматривались нами [13, с. 112–113]. Приведем лишь его краткое описание.

Вопросник
для сбора данных состоит из двух частей (секций), одна из которых находится у
интервьюера, а другая, вложенная в заклеенный конверт, вручается респонденту.
Передавая "запечатанный буклет", интервьюер произносит следующие
слова: "А сейчас мне хотелось бы дать вам анкету, для которой у меня нет
ни вопросов, ни ответов. Читая ее, называйте мне только номера своих ответов, а
я буду фиксировать их в своем вопроснике. Насколько вы можете убедиться, даже
эти номера даются в случайном порядке".

Эта
фраза, а также то обстоятельство, что буклет должен извлекаться из
запечатанного конверта, должны усиливать субъективную анонимность. В
инструкции, предваряющей вопросник для респондента, вновь делается напоминание
об анонимности опроса: "Интервьюер не имеет копии данного перечня вопросов
и ответов. Все, что у него есть, – это лист с номерами из вопросника. Поскольку
нам очень необходима информация о масштабах распространения наркотиков и
отношении к ним в обществе, ответьте, пожалуйста, честно на следующие вопросы.
Вам нужно лишь сообщить интервьюеру номера тех ответов, которые соответствуют
вашему мнению.

Мы
повторяем, что интервьюер действительно не знает ни вопросов, ни ответов к ним.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на то, что все эти номера
перемешаны случайным образом. Мы высоко ценим ваше сотрудничество в этом важном
исследовании по вопросам национального здоровья".

В
ходе исследования респондентам задавались ретроспективные, ситуативные и
проспективные вопросы, касающиеся употребления 13 видов наркотических веществ.
Респондент называл лишь номера (коды) ответов, и интервьюер заносил их в свой
кодировочный бланк. В анкете для респондентов вопросы выглядели следующим
образом: "Стали бы Вы употреблять галлюциногены, если бы Вам предложил их
Ваш близкий друг? Сообщите номер ответа". "Да" – 118;
"Нет" – 25; "Не уверен" – 69.

Если
респондент называл, например, номер "118", означающий положительный
ответ на данный вопрос, то интервьюер обводил кружком цифру "1" в
своем кодировочном бланке:




118





25





69







1





2





3






Предварительное
тестирование метода показало необходимость кодирования не только ответов, но и
вопросов, задаваемых в исследовании. По мнению авторов, это дало бы возможность
резко сократить число ошибок регистрации, позволило бы четко контролировать
процедуру заполнения вопросника, соблюдение респондентами порядка и
последовательности ответов на вопросы, избежать преднамеренных и
непреднамеренных пропусков вопросов и т. д. [14, p. 175].
Эксперимент Т. Маккая и Я. Макаллистера

Валидизация
SB-метода проводилась его авторами в ходе специального полевого эксперимента, в
котором участвовали 1823 человека, отобранные строго случайным образом на
основе общенациональной выборки (Австралия). Во избежание систематического
(однонаправленного) влияния последовательности предъявления методов на характер
ответов эксперимент был организован по принципу split-ballot. Одной группе
респондентов предлагалось сначала ответить на вопросы в режиме обычного (face-to-face)
интервью, а затем – с использованием "запечатанного буклета". В
другой группе порядок интервьюирования менялся на противоположный.

Сравнение
ответов, полученных посредством двух разных исследовательских стратегий,
показало, что респонденты, опрошенные с помощью SB-метода, чаще давали
утвердительные ответы об употреблении запрещенных наркотических препаратов, чем
те, которым вопросы задавались в ходе беседы "лицом к лицу". Причем
во многих случаях выявленные различия оказались статистически значимыми (р

Так,
если на вопросах о реальном употреблении наркотиков влияние метода наблюдалось
лишь в трех из девяти случаев (транквилизаторы, галлюциногены и амфетамины), то
на вопросах, касающихся потенциального наркопотребления, – в восьми из девяти
(табл. 1).

Проведенный
авторами мультивариационный анализ данных свидетельствует также, что все ответы
респондентов о реальном и потенциальном употреблении наркотиков, сведенные в
единую шкалу, значимо коррелировали на уровне индекса с переменной
"метод" (p=0,000) [14, p. 176].

Таблица
1

Соотношение
утвердительных ответов на ситуативные и проспективные вопросы об употреблении
наркотиков в зависимости от метода сбора данных, % ответивших




Тип вопроса и виды
наркотических веществ





Методы сбора данных





Разность показателей/знак







Персональное интервью





Метод "запечатанного
буклета"







"Употребляете ли вы
следующие наркотики?"





 





 





 







Болеутолители





66





67





+1







Транквилизаторы





26





36





+10*







Марихуана





28





27





–1







Барбитураты





7





7





0







Галлюциногены





6





7





+1*







Амфетамины





5





6





+1*







Кокаин





2





3





+1







Ингалянты





2





2





0







Героин





1





1





0







"Стали бы вы употреблять
следующие наркотики, если бы вам предложил их ваш близкий друг?"





 





 





 







Болеутолители





40





35





–5*







Транквилизаторы





9





10





+1*







Марихуана





11





13





+2*







Барбитураты





2





3





+1*







Галлюциногены





2





4





+2*







Амфетамины





1





3





+2*







Кокаин





1





2





+1*







Ингалянты





0





1





+1*







Героин





1





1





0






*Влияние
метода значимо (p


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Накопление и инвестиции. Роль инвестиций в экономике
Реферат The Role of Grammatical Transformations While Translating
Реферат Финансовые показатели предприятия Роль финансового
Реферат Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
Реферат Літосфера її елементи процеси формування земної кори
Реферат Анализ работы огоу нпо пу №45 Г. Камешково за 2010-2011 учебный год
Реферат Alcoholism Essay Research Paper alcoholism Alcoholism refers
Реферат Организация рекламной компании как средства развития ресторанного бизнеса на примере ООО ЧЁРНАЯ
Реферат Психолого-педагогическая помощь семьям имеющих детей с нарушениеми в развитии
Реферат STRESS (Стресс) (WinWord (на эстонском языке))
Реферат Формирование системы колониального управления в Африке
Реферат Антибиотик-ассоциированные диареи у детей Антибиотик-ассоциированная диарея
Реферат Состояние уровня развития и размещения винодельческой промышленности
Реферат Британский историк о международных аспектах гражданской войны в Испании
Реферат Українські космогонічні легенди та перекази про хрін, часник та тютюн