Реферат по предмету "Социология"


Общая характеристика средств массовой информации

Общая характеристика
средств массовой информации

Средства массовой информации подразделяются на визуальные
(периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение,
документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в
единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой
структуре коммуникативного процесса.

Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:

— информационную (сообщение о положении дел, разного рода
фактах и событиях);

— комментарийно-оценочную (часто изложение фактов
сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

— познавательно-просветительную (передавая многообразную
культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению
фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

— функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой
властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно
в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время
проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих
выборов главы государства);                                — гедонистическую (речь здесь идет
не просто о развлекательной информации, по и о том, что любая информация
воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи
вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).

Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации,
вводится понятие так называемой генеральной функции, «которая представляет
собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности,
связанной определенным видом деятельности»

Средства массовой информации объединяются и как особый тип
коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный,
ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно
получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим
подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты,
теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо
отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность
социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных
пределах) вызывать изменение этой ситуации— с другой.                         

Различия между средствами массовой информации основаны, прежде
всего, на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В
периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык
в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки
(фотографий, "рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые
выделения,' способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить, о
триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ
(телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате
появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи
информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно
благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль
телевидения как средства массовой информации: «Слово и изображение — две
главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У
каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют
их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в
их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным
объектом. Достоинство слова — в способности абстрагироваться от конкретного. На
протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на
телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное
значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не
следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же прежде всего —
зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным
зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую
роль в передаче информации несет слово, в других — изображение. Вероятно,
только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить
телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы
изображение "не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все
знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».

Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих
преимуществ телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки»,
использование паралингвистических средств, широкие возможности для формирования
«журналистского имиджа» — вплоть до манеры держаться и внешнего вида),
остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации,
обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на
разные стороны жизни социума.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.