Общая характеристика
средств массовой информации
Средства массовой информации подразделяются на визуальные
(периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение,
документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в
единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой
структуре коммуникативного процесса.
Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:
— информационную (сообщение о положении дел, разного рода
фактах и событиях);
— комментарийно-оценочную (часто изложение фактов
сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
— познавательно-просветительную (передавая многообразную
культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению
фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
— функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой
властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно
в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время
проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих
выборов главы государства); — гедонистическую (речь здесь идет
не просто о развлекательной информации, по и о том, что любая информация
воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи
вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).
Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации,
вводится понятие так называемой генеральной функции, «которая представляет
собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности,
связанной определенным видом деятельности»
Средства массовой информации объединяются и как особый тип
коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный,
ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно
получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим
подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты,
теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо
отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность
социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных
пределах) вызывать изменение этой ситуации— с другой.
Различия между средствами массовой информации основаны, прежде
всего, на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В
периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык
в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки
(фотографий, "рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые
выделения,' способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить, о
триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ
(телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате
появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи
информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно
благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль
телевидения как средства массовой информации: «Слово и изображение — две
главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У
каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют
их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в
их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным
объектом. Достоинство слова — в способности абстрагироваться от конкретного. На
протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на
телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное
значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не
следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же прежде всего —
зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным
зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую
роль в передаче информации несет слово, в других — изображение. Вероятно,
только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить
телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы
изображение "не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все
знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».
Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих
преимуществ телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки»,
использование паралингвистических средств, широкие возможности для формирования
«журналистского имиджа» — вплоть до манеры держаться и внешнего вида),
остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации,
обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на
разные стороны жизни социума.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru