Средства массовой информации. Роль СМИ в жизни
общества
В современный период развития российского общества успешное
решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от
действия такого субъективного фактора как социальная активность личности.
Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О
возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны
свидетельствуют их бурный рост,
распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово,
телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых
отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на
сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки
мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное
убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в
отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному
воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и
собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно
на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с
уровнем организации творческого процесса, форм и средств
социально-политического воспитания журналистского, художественного и
технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может
быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы
СМИ, их включающих.
В настоящее время
значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее
положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает
телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью,
то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно
телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио.
Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.
Эффективность
деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших
социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать
понятия информационные потребности и тематические интересы
аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в
первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в
том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной
деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой
информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как
популярность, злободневность,
престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые сведения
об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос
дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить
анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп
населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.
Современная аудитория
включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации
целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы,
установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд
специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При
таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся
результатом коммуникативного процесса.
В наши дни телевидение
и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории. Исходя из этого, среди
тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато
привлекающие читателя направления («Желтая пресса», «Скандалы», «Совершенно
секретно», «СПИД-инфо и т.д.) А телевидение массово пропагандирует всевозможные
«проамериканские» викторины («Поле чудес» - аналог американского «Колеса
фортуны» и другие), а также различные ток-шоу на злободневные темы («Большая
стирка», «Окна» и т.д.). Что ж, уровень культуры населения во многом
предопределяет уровень культуры СМИ…
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru