Социализация личности: понимание, этапы и механизмы
I. Понимание социализации:
- процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;
- усвоение человеком социального опыта, накопленного другими
людьми и обществом в целом;
- становление личности в контексте конкретной культуры;
- процесс навязывания социальной группой или обществом в целях
социальной доктрины. Они не противоречат друг другу. Проблема
активности-пассивности личности в процессе социализации.
Социализация - есть процесс социального развития личности как
активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и
общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок,
определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде (желательные
компоненты).
II. Активность личности
2) осознаность процесса социализации (если неосознанность, то
навязывание определенных стандартов);
3) системность социализации (многоуровневость, фрагментарность
социализации).
Основные сферы жизнедеятельности:
1) Социализация имеет место в различных видах деятельности
(трудовая, познавательная, игровая).
2) Общение человека с другими людьми, меняющее свое качество.
3) Самосознание личности, основанное на рефлексии себя в
социуме.
Уровни социализации
I. 1) включенность в микросреду;
2) включенность в мезосреду (на другие организмы);
3) включенность в макросреду (крупные общности).
II. в гносеологическом смысле
1) психологический аспект социализации;
2) социально-психологтический аспект социализации;
3) социальный аспект социализации.
Психологический аспект - влияние индивидуального
психологического свойства человека на процесс социализации (на процесс усвоения
норм, характер, свойство *, развитость-неразвитость тормозных процессов.
Пример: люлди с неразвитыми тормозными процессами имеют проблемы с
коммуникацией. Также - речевая несдержанность - говорит о социальной
неразвитости человека.
Стадии социализации
1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет);
2) подростковая 12 - 16-18 лет;
3) взрослая после 18.
Рубеж социализации - это рубеж полового созревания.
1 - стадия
Большинство исследователей этнической и политической
социализации.
Исследователи задаются вопросом: “в каком возрасте, в каких
возрастных группах появляется феномен этического самосознания,этнической
идентичности.
- Американские социальные психологи отвечают так: первые
симпатии к себе как к представителю одной социальной общности и антипатии к
другим как к представителям другой социальнйо общности начинается в 3-4 года.
- Переживание враждебности к другой этнической группе
возникает в 6-7 лет.
Политическая социализация наступает достаточно рано: уже на
детях 4-6 лет обнаруживается феномен политической социализации.
Пример: эксперимент с флагами
флаг США - самый любимый
флаг СССР 0- самый нелюбимый
Это - влияние семьи, средств массовой информации.
Этот эе эксперимент был выполнен на советских детях
(московских) 4-6 лет, во второй половине 80-х годоы. Результаты показали:
нравились 1 - США, 2 - Китай, 3 - Югославии, 4 - СССР. Почему? Предпочтение
флага осуществляется по эстетическому критерию (много различных цветов, много
звездочек, как на небе).
Далее эксперименты на детях 9-10 лет. Нравится 1 - СССР.
Политическая социализация у детей в СССР наступает позже.
Исследования Пиоже по политической социализации. Он поставил
задачи: как формируется, в каком возрасте у детей представления о флагах.
Эксперимент на швейцарских детях
Вы оказываетесь (дети) на необитаемом острове, и оттуда они
должны выбрать страну проживания.
обнаружился у детей этноцентризм от хочет жить в швейцари, т.к. это
самая лучшая страна. Шведы выбирают свою страну даже для других национальностей.
На советских детях
результаты: американские дети выбирают себе США, т.к. их папы, мамы,
друзья. Российские дети предпочитают США и Японию, Франция и Россия, т.к.
связано с влиянием экономических условий.
Социально-психологические особенности ранней социализации
1) Неразрывные когнитивные компоненты. Ведущим в социализации
становится аффективно-эмоциональный компонент.
2) Ведущим видом деятельности является игровая деятельность и
учебно-познавательная.
3) Родители, семья в целом - являются ведущим каналом (ведущая
роль принадлежит матери; в США ведется борьба за голоса женщин, т.к. они в
основном ответственны за политическую организацию у детей).
По мнению американских социологов-психологов дети 5-6 лет в
25% случаях занимают свою (автономную) позицию в 50% случаев; в 9-10 лет
вступают в противоречивые споры с родителями по политическим вопросам и
этническим.
Подростковый период социализации
1) Расширение видов деятельности, в которую вступает подросток
в сфере познания, культуры, игровой деятельности.
2) Характерна сформированность умственных способностей,
когнитивных процессов, социальных установок, норм.
3) Расширение круга общения (за счет улицы), увеличение
автономии.
4) Основные каналы социализации - школа, СМИ.
По данным американских исследователей к 16-18 годам полностью
сформированы этнические представления, представления о партиях, о политических
институтах.
Социализация личности: пониманеи, этапы и психологические
механизмы.
Социализация = “развитие личности” и “воспитание” - это
процесс “вхождения индивида в социальную среду”, “усвоение им соцвлияний”,
“приобщение его к системе социальных связей”.
Л.С. Выготский настаивал на том, что ребенок, родившись, уже
задан анм как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с
одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто
недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства
индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности,
активного включения в социальную среду.
Первая сторона процесса социализации - усвоение социального
опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая
сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью
деятельности (пассивность) - (активночть).
Социализация для социальной психологии - взгляд “со стороны
взаимодействия личности и среды”.
Выделяют три сферы, в которой осуществляется становление
личности (и через которые происходит социализация). Деятельность, общение и
самосознание.
В деятелньости происходят три важных процесса (Леонтьев):
1) ориентировка в системе связей, через посредство личнсстных
смыслов (личностный выбор деятельности);
2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение
влияния на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей;
3) это освоение личностью новых ролей и осмысление их
значимости.
Расширнеие общения можно понимать как умножение контактов
человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном
рубеже.
Самосознание - это процесс социализации, означает становление
в человеке образа его Я (Кон).
Подходы к структуре “Я”:
1) три компонента
- познавательный (знание себя);
- эмоциональный (оценка себя);
- поведенческий (отношение к себе).
2) Сталин (1984 г.)
Самосознание - как понимание личностью себя в качестве
некоторой целостности, в определении собственной идентичности.
Стадии самосознаия:
1) дотрудовая а) 0-7; б) 7»20;
2) трудовая 21-60 (аклиология);
3) послетрудовая.
Социализация человека (Парыгин. Основные социальные принципы
теории)
Социализация немыслима без активного участия человека в
процессе освоения социального опыта и культуры (пассивно-активное).
Важной тенденцией общения в процессе социализации является
обособление человека.
Под социализацией понимают весь многогранный процесс
очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и
непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее:
социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической
деятелньости, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность
социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное
переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и
качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное
развитие.
Механизмы - подражание, заражение, внушение, уподобление,
адаптации, заимствования, руководства, лидерство, мода.
- Леонтьев придает значение усвоению З.У.Н.
- Г. Хибин и М. Форверг (формированию установок) ® 3 основных
механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление
(инструктирование).
Два аспекта:
1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной
культуры;
2) освоение человеком всего богатства и многообразия
человеческих общественных отношений Я
механизмы для:
1) изучение, внушение, адаптация, подражание, пример,
заимствование;
2) убеждение, идентификация, руководство, заражение.
Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение
информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты:
учреждения, организации.
Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно)
1) связана с процессом освоения человеком системы социальных
отношений и норм;
2) характеризуется межличностными связями (положение в группе,
групповые роли) социальная психология изучает;
3) связана с процессом духовного обогащения личности,
развитием способностей и индивидуального опыта.
(Андреенкова Н.В.)
1) первичная социализация, или социализация ребенка;
2) маргинальная социализация - подростка (промежуточная);
3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23-35 лет.
Детям (4 года США) предлагали на картинках флаги.
Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился.
В итоге - нравится флаг США, не нравится - флаг России.
В России провели тот же эксперимент:
дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие данные:
Наиболее нравятся: 1 - США, 2 - Китайский 3 - Югославии 4 -
флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по
эстетическому. Следовательно не было обнаружено политической социализации.
Далее была взята группа школьников 9-10 лет:
1 место - СССР. Эти факты говорят о том, что политическая
социализация в России у детей наступает позже, чем у детей США.
Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте
представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных
групп была предложена следующая ситуация:
Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты
выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию).
Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”.
В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до
сих пор не опубликованы).
1) Американские дети выберут Америку (неполитический критерий:
там у них друзья, родители и т.д)
2) Советские дети: Россия заняла 4 место.
Советские дети выбрали 1 Америку и 2 Японию
Экономические критерии: Осознание своей экономической
неполноценности - взрослые передают детям в очень раннем возрасте.
На 3 место советские дети поставили Францию
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru