Социальная группа как объект социологического изучения
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более -
семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других.
Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного
взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные
(КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей,
присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.
Анализ внутренних связей в группе
1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими
партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.
2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения
укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях
индивида это не сказывается.
3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами
группы.
4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива,
т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.
5. Отношение с членами других конкурирующих или
сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов
индивида.
6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов
всей группы, к которой принадлежит индивид.
7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед
представителями других конкурирующих групп.
(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они
существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера, а от всей общности).
Социология малых групп. Социометрическая процедура.
Социометрия (товарищ, измерять)
Метод - Д. Морено
Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.
Этапы процедуры.
1. Определение целей измерения
2. 2 типа процедуры
- непараметрическая
- параметрическая
3. составление анкеты, используя 2 вида социологических критериев
- коммуникативный
- гноистический
4. заполнение анкеты
5. заполнение социометрической матрицы
Социальная сущность личности.
Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В
социологии различают понятия индивида и личности.
Индивид - один из группы.
Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.
Структура личности.
В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1. направленность личности.
- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);
- мотивы поведения;
- цели человека;
- ценностные ориентации;
- иные установки человека;
- интересы личности;
- убеждения;
- идеалы.
Все это формируется воспитанием и социальным общением.
2. жизненный опыт личности.
- умения;
- навыки;
- привычки;
Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.
3. особенности психический процессов.
- чувства;
- восприятие;
- мышление;
- память;
- воля.
Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.
4. биологические свойства.
- строение тела;
- патологические свойства в строении тела;
- темперамент (тип нервной системы);
- половые и возрастные свойства.
Социологические подходы и концепции личности.
В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода, две
из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального
как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании
социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе.
Ролевая концепция личности - концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность
человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей
- конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые
определяются взаимодействием людей друг с другом.
Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция)
индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное
происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый"
статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец,
оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания,
привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы.
Сущность и этапы социализации личности.
Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне
которого он формируется как конкретная личность.
Факторы социализации:
1. система образования;
2. среда сверстников, круг друзей;
3. произведения искусства, литературы;
4. СМИ;
5. Политические институты (государство, партия);
6. Отдельные экономические и политические события;
7. Отдельная выдающаяся личность.
Социализация - это не однонаправленный процесс.
Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.
Мотивация поведения личности.
Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида
на условие внешней среды.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Физиологические>Безопасность>Социальные потребности> Эгоистические>Самореализация
Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние
(статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).
Основные микро социологические подходы изучения личности.
Микросоциология изучает интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие людей, в центре - личность.
Теория социального обмена. Исходным положением теории социального обмена является то,
что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди вступают в социальные
отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе
социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе
взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их
для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут
получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при
которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.
Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма,
отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из
индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка
рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами.
В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе
языковых и других символов.
Теоретический гуманизм. Исходя из положения о том, что человек - творец социального мира,
способный изменять его, но в то же время нередко попадающий в плен тех значений, которые когда-то были порождены им самим, сторонники этого
направления отмечают, что социология может указать человеку те границы, которые он сам себе устанавливает: уже само обнаружение данного факта есть, с их точки
зрения, известный шаг по пути к реализации свободы человека. Социология как наука о людях и для людей должна, руководствуясь идеалами гуманизма, изыскивать
пути уменьшения ограничений.
Этнометодология. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие,
причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Черты
рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.
Методы социологического исследования.
Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную связь между
какими-то фактами.
Методы выборочного исследования.
Историко-социологическое исследование.
Анализ документов.
Эксперимент.
Скрытое наблюдение.
Включенное наблюдение.
Полевые исследования.
Этапы выборочного исследования.
Задача любого социологического исследования выявить причинно следственную связь между
какими-то фактами.
1. Для этого выдвигается гипотеза, т.е. предположение, что одна группа фактов
находится в причинной зависимости от другой группы фактов.
2. Любое исследование имеет под собой теоретическую методологическую базу, т.е.
какие-то доказанные научные положения.
3. Различают 2 вида переменных в исследованиях
- независимую, т.е. ту которое является причиной какого-либо факта.
- зависимая, которое зависит от предыдущей.
4. Для решения выделяется группа респондентов, но вначале определяется генеральная
совокупность, т.е. социальная группа или общность, которая будет исследоваться. Из этой группы выделяются респонденты, группа которых должна быть
репрезентативна генеральной совокупности. Требование репрезентативной выборки означает, что по выбранным критериям или основаниям группа должна быть
пропорциональна соответствующим параметрам генеральной совокупности. Строго репрезентативную выборку обеспечить не возможно. Достав. выбора - 5%.
Выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении небольшой части
потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю
совокупность объектов.
Проектирование выборки включает:
* Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное
исследование)
* Определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоcступенчатая)
* Определение объема выборки
* Расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)
* Определение технологии отбора объектов
Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной
совокупности.
Формулы для определения объема выборки:
n = 2
n = ( (), 25 t2 N )/ (A2N+0,25t2),
где n - объем выборочной совокупности
N- объем генеральной
t2- число определяемое по спец. таблицам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной вероятности
A - предельная ошибка выборки
Программные требования к выборке.
Выборка - часть генеральной совокупности, подмножество элементов, которое избирается
для изучения.
Генеральная совокупность - множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих
изучению согласно гипотезам в рамках программы.
Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть
генеральной совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда
должна представлять все основные характеристики генеральной совокупности.
Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:
1) Пол
2) Возраст
3) Образование
4) Род занятий
Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности исследования.
Например - инвалиды, ветераны и т.д.
Объем выборки зависит от ряда причин, в том числе и от задачи исследования.
При общей выборке вероятность ошибки составляет 5-10%.
при надежной выборке вероятность ошибки - 3-5%.
Записывается это так: Р = 0,05 - 0,03
Для примера можно привести следующие данные:
Ошибка выборки не более Р = 0,05 :
N - генеральная совокупность
n - количество опрошенных
N
500
1 000
2 000
3 000
10 000
100 000 и более
N
222
286
333
350
385
398
Обычно, для того чтобы исследовать мнения по Архангельской области, опрашивают от 450
до 1 000 человек.
Типы выборок:
1. Случайная выборка
1) Лотерейный метод
2) Метод равных интервалов (шаг)
3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел)
2. Целевая выборка
3. Адресная выборка (районированная)
1) Метод сеточки (при помощи карт местности)
2) Метод спирали (при помощи карт местности)
Объект, предмет, функции социологии молодежи.
Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности
возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим
социально-психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение социально - демографической
группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей этап семейной и вне семейной
социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса.
Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как
социально-демографическую группу и определенное общественное положение, роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Хоторнские эксперименты как начало промышленной социологии.
Шестьдесят лет назад группа социальных исследователей изучала поведение рабочих гигантского завода Хоторна, которым
управляла "Western Еlесtric Company" в Чикаго. Ученые стремились определить факторы, воздействующие на производительность
труда и индивидуальную выработку рабочих. Например, они считали, что количество перерывов в работе влияет на производительность. Итак, они
выбрали группу работниц и начали эксперимент. Сначала работницы получили возможность несколько раз подолгу отдыхать в течение рабочего
дня, затем периоды отдыха сократились, но стали более частыми. Экспериментаторы также сокращали и
удлиняли время, предоставленное для ленча. Кроме того, в разной мере усиливали освещение; предполагалось, что более яркое освещение будет способствовать повышению
производительности.
Результаты эксперимента удивили исследователей. Когда они удлиняли периоды отдыха,
производительность труда работниц возрастала. При сокращении она продолжала расти. Но когда был установлен
первоначальный режим труда и отдыха, производительность труда выросла еще больше. То же самое наблюдалось при экспериментах, связанных
с изменением продолжительности ленча и яркости освещения. При любых изменениях уровень выработки женщин возрастал.
Получив такие результаты, исследователи попытались выявить другие факторы (помимо
условий труда), которые воздействовали на производительность. Оказалось, что женщины, выбранные для проведения эксперимента, образовали группу. Им казалось,
что, поскольку отобрали именно их, они приобрели особый статус, и они стали считать друг друга представителями своего рода "элиты". Поэтому и
старались работать как можно лучше в соответствии с требованиями исследователей. Этот тип реагирования стал называться хоторнским эффектом. Он
состоял в следующем: вероятно, сам факт, что именно данная группа подвергается изучению, воздействует на поведение ее членов даже больше, чем другие факторы,
которые стремятся выявить исследователи.
На основе этого эксперимента и других данных хоторнские исследователи сделали
вывод, что "человеческий фактор играет важную роль в трудовой деятельности. Когда работник приобретал новый статус, связанный с денежным
вознаграждением, похвалой или повышением в должности, производительность его труда стремительно возрастала. Этому также способствовала эффективная система
реагирования на жалобы. Если работник имеет возможность обсудить ту или иную проблему с терпеливым
начальником, который выслушает его с сочувствием и уважением, и если после этого что-то изменится к лучшему, возрастает доверие рабочих к
руководству, их чувство собственного достоинства и стремление к групповому единству.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.referats.ru