Реферат по предмету "Социология"


Информационные технологии в социальной сфере

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социологический факультет
Т.Л. Амелина
В.А. Оноприенко
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Учебно-методические материалы
Бакалавриат № 521100 – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Москва « Союз» 2003
ББК
Ф
Учебно-методические материалы подготовлены старшим преподавателем кафедры социальной и педагогической информатики Т.Л. Амелиной и зам. заведующего кафедрой социальной и педагогической информатики, кандидатом технических наук, доцентом В.А. Оноприенко.
Рецензенты: зав. кафедрой социальной и педагогической информатики социологического факультета МГСУ д.с.н., профессор Соколова И.В.
Проректор ИБПИТ по научной работе д.ф.н., профессор Шахов М.Н.
Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры социальной и педагогической информатики социологического факультета 07 октября 2003 года (протокол № 2).
Амелина Т.Л. Оноприенко В.А.
Информационные технологии в социальной сфере: Учеб. - метод. материалы. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. – 23 с.
ББК
(Издательство МГСУ «Союз»,2003
(Амелина Т.Л., Оноприенко В.А., 2003
СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые внутренним университетским образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере» (ГОС 2000г.)
Специалист должен:
|Знать |Принципы и технологии организации информационных | | |потоков в управлении социальной сферой, технологии | | |создания и использования интегрированных | | |информационных систем для решения задач социальной | | |сферы, способы автоматизированной обработки, | | |хранения и распространения социальной информации на | | |основе современных компьютерно - | | |телекоммуникационных технологий, способы организации| | |локальных и распределенных компьютерных сетей, | | |структуру корпоративных сетей, а также компьютерные | | |технологии дистанционно-заочной подготовки персонала| | |отрасли. | |Уметь |Использовать в практической деятельности новейшие | | |информационные технологии при формировании | | |социальной политики, прогнозировании социальных | | |процессов, в управлении сферами труда, занятости, | | |социальной защиты населения. Работать с базами и | | |банками социальных данных, использовать сетевые | | |технологии в социальной сфере. Работать в сети | | |Интернет и использовать программно-инструментальные | | |средства для анализа и обработки информации в | | |социальной сфере. | |Владеть |Использования информационных технологий для | |навыками |разработки стратегии и приоритетных направлений | | |социальной политики, долгосрочных прогнозов | | |социальных процессов. | |Быть |При подготовке управленческих решений на основе | |компетентным |современных компьютерных технологий, формирования и | | |использования информационных баз и банков социальных| | |данных, сетевых технологий для оказания оперативной | | |помощи гражданам при разрешении социальных проблем. | Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине
«Информационные технологии в социальной сфере»
|Индекс |Дидактические единицы |Всего | | | |часов | |ЕН.Ф.04 |Использование информационных технологий для |108 | | |разработки стратегии и приоритетных | | | |направлений социальной политики. | | | |Интегрированные информационные системы. | | | |Использование для решения задач отрасли. | | | |Корпоративная отраслевая информационная | | | |вычислительная система. Автоматизация | | | |процессов принятия решений, повышение | | | |качества управления на основе оперативного | | | |анализа информации. | | | |Распределенные базы данных. Пример | | | |использования при решении задачи | | | |государственного пенсионного обеспечения. | | | |Компьютерные технологии разработки | | | |долгосрочных прогнозов социальных процессов.| | | | | | | |Автоматизация управленческой деятельности | | | |учреждений сферы труда, занятости и | | | |социальной защиты населения. | | | |Компьютерные технологии дистанционно-заочной| | | |подготовки персонала отрасли. | |
ПРОГРАММА по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»
Тема 1. Использование информационных технологий при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой.
Содержание темы: Использование информационных технологий при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой. Возможности информационных технологий при разработке стратегии и приоритетных направлений социальной политики. Методы автоматизированного долгосрочного прогнозирования социальных процессов. Автоматизация процессов принятия решений в социальной сфере. Применение информационных технологий при проведении мониторинга социальной сферы региона. Автоматизированные системы поддержки региональных программ социальной защиты населения.
Тема 2. Формирование единого информационного пространства социальной сферы с использованием современных компьютерных технологий.
Содержание темы: Интегрированные информационные системы. Корпоративная отраслевая информационно-вычислительная система Информационные технологии при формировании инфраструктуры социальной сферы. Структура федеральных, региональных, отраслевых баз социальных данных. Распределенные базы данных. Формирование единого информационного пространства социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.
Тема 3 Информационные технологии при дистанционно-заочной подготовке специалистов отрасли.
Содержание темы: Организация компьютерной поддержки учебного процесса дистанционно-заочной подготовки специалистов. Информационные ресурсы накопления, хранения и распространения знаний. Базовая телекоммуникационная аппаратно-программная среда для доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам. Инструментальные компьютерные средства для эффективного индивидуального обучения. Cmap-технологии. Корпоративные образовательные сети. Интернет-образование.
Тема 4. Программные средства обработки данных в социальной сфере.
Содержание темы: Базовые информационные технологии управления органами социальной защиты: Автоматизация решения задач государственного пенсионного обеспечения, выплаты пособий и компенсаций, обеспечения населения санаторно- курортным лечением, спецавтотранспортом, оказания протезно-ортопедической помощи. Автоматизация деятельности Государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, центров социального обслуживания и занятости населения. Использование информационных систем при организации адресной социальной помощи, создания социального паспорта региона. Автоматизация контроля принятия решений по обращениям граждан в органы исполнительной власти региона по социальным вопросам. Классификатор информации по социальной защите населения. Автоматизированные нормативно – правовые системы в деятельности органов социальной защиты. Применение информационных технологий в процессе консультирования граждан.
Тема 5. Технология работы с базами социальных данных
Содержание темы: Организация хранения и доступа к социальным данным. Программное обеспечение систем управления базами социальных данных. Методы и технология работы с базами данных при решении задач социальной сферы. Перспективные направления в создании баз социальных данных.
Тема 6. Использование сетевых технологий в социальной сфере.
Содержание темы: Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена социальными данными. Представление социальных данных для сетевого обмена. Построение и эксплуатация информационных систем, используемых в сфере социальной защиты населения. Распределенная автоматизированная система обработки информации по социальной защите жителей Москвы (РАСОИ «Соцзащита»). Возможности использования глобальной сети Интернет в социальной сфере.
Тема 7. Базовые информационные ресурсы и ресурсы Интернета в социальной сфере.
Содержание темы: Законодательные базы «Кодекс», «Консультант+», «Гарант». Информационные ресурсы по занятости и трудоустройству, профориентации, образованию. Информационные компьютерные базы в медицине и здравоохранении. Формирование компьютерной базы данных МСЭК.
Обзор социальных ресурсов Интернета: ресурсы по медицине и психологии, органам социальной защиты, ресурсы по занятости и трудоустройству, ресурсы государственных общественных и благотворительных организаций, образовательные и культурно-досуговые сайты.
Тема 8. Правовая поддержка информационного обеспечения социальной сферы.
Содержание темы: Основные законодательные акты федерального и регионального уровней по вопросам информатизации социальной сферы: Конституция РФ, Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России», «Доктрина национальной безопасности Российской федерации» 9 сент. 2000 г., ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ, 20 фев. 1995 г., «Об участии в международном информационном обмене» № 85-ФЗ от 4 июля 1996 г., Пост. Пр. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» № 1449 от 7 дек. 1996 г и др.
Учебно-тематические планы занятий по дисциплине
«Информационные технологии в социальной сфере»
521100 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Форма обучения ________ очная _________
Количество часов по рабочему учебному плану:
Всего ___________________ 108______
Аудиторные занятия _______32 ______
Самостоятельная работа ____ 54 ______
| | |Количество часов |Контрольные | | | | |мероприятия | |№ | | | | |п/|Раздел, тема | | | |п | | | | | | | |Сам|Аудиторные | | | | |Все|о-с|занятия | | | | |го |то-| | | | | | |ят.| | | | | | |раб| | | | | | |о-т| | | | | | |а | | | | | | |Сам|Аудиторные | | | | |Все|о-с|занятия | | | | |го |то-| | | | | | |ят.| | | | | | |раб| | | | | | |о-т| | | | | | |а | | | | | | |Сам|Аудиторные | | | | |Все|о-с|занятия | | | | |го |то-| | | | | | |ят.| | | | | | |раб| | | | | | |о-т| | | | | | |а | | |
| | | |Всего |Лекции |Групповые |Лаборат. |Контр. раб |Курсов. раб. |Зачет |Экзамен | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 | |1. |Использование информа-ционных технологий при формировании социаль-ной политики, прогнози- ровании социальных процессов, управлении социальной сферой. |8 |6 |2 |2 |2 | | | | | | |2 |Формирование единого информационного прост- ранства социальной сферы с использованием современных компью-терных технологий. |20 |18 |2 |2 | | | | | | | |3. |Информационные техно-логии при дистанционно- заочной подготовке специалистов отрасли. |
10 |
8 |
2 |
2 | | | | | | | |4. |Программные средства обработки данных в социальной сфере.
|
16 |
14 |
2 |
2 | | | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 | |5. |Технология работы с базами социальных данных |
16 |
14 |
4 |
4 | 2 | | | | | | |6. |Использование сетевых технологий в социальной сфере. |
8 |
8 |
|
| | | | | | | |7. |Базовые информа-ционные ресурсы и ресурсы Интернета в социальной сфере. |24 |18 |4 | | | | | | | | |8. |Правовая поддержка информационного обеспечения социальной сферы. |
6 |
4 |
2 |
2 |
| | | | | | |Итого часов по курсу |108 |90 |18 |14 | 4 | | | | |2 | |
ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»
I. Лабораторная работа. Тема 1. Использование информационных технологий при формировании социальной политики и прогнозировании социальных процессов.
Цель: Подготовка и разработка социальных программ и их реализация, знакомство с пакетом презентаций MS PowerPoint.
Выработка навыков:
1. Знакомство с практическими примерами разработки социальных программ.
2.Знакомство с пакетом MS PowerPoint и подготовка к созданию социальной программы на избранную студентом тему.
II. Лабораторная работа. Тема 2. Формирование единого информационного пространства социальной сферы с использованием современных информационных технологий. Цель: Разработка презентации социальной программы, составление социальных прогнозов при помощи математических методов обработки информации.
Выработка навыков:
1. Составление презентации социальной программы в пакете MS
PowerPoint.
2. Знакомство со способами обсчета социальных данных в пакетах MS
Excel и Математическая статистика.
3. Составление данных по социальной программе и обработка их в MS
Excel.
III. Лабораторная работа. Тема 3. Информационные технологии при дистанционно- заочной подготовке специалистов отрасли.
Цель: Знакомство с новыми формами обучения, новыми видами учебных пособий.
1. Знакомство с подготовкой и созданием электронных учебников и тестовых заданий.
2. Подготовка наглядных учебных пособий с помощью пакета MS
PowerPoint.
3. Подготовка электронных учебных пособий в гипертекстовом формате. IV. Лабораторная работа. Тема 4. Программные средства обработки данных в социальной сфере.
Контрольное задание по пройденному курсу.
Цель: Обработка социальных анкет и проведение социальных исследований, контроль знаний по пройденному ранее материалу.
1. Знакомство с обработкой и построением анкет с помощью различных программных продуктов
2. Контроль знаний по пройденному материалу – практическое задание.
V. Лабораторная работа. Тема 5. Технология работы с базами социальных данных.
Цель: Приобретение навыков работы с законодательными базами данных, поиск законодательных актов и применение в работе правовых систем.
1. Приобрести навыки работы с СУБД MS Access, составляя базу данных малого предприятия.
2. Законодательная база «Консультант+», интерфейс, поисковая система по базе.
3. Работа с законодательством РФ, простой и сложный поиск, параметры, распечатка документов, переписывание и сохранение информации на диски.
VI. Лабораторная работа. Тема 6. Использование сетевых технологий в социальной сфере.
Цель: Знакомство с принципами построения сетей, броузеры и почтовые программы, Устройство корпоративных распределенных сетей, сети Интернет. Протокол TCP/IP.
1. Работа с браузерами в локальной и корпоративной сети.
2. Знакомство с сервером КЛ УКЦ УМУ, работа в Internet Explorer и с почтовыми сервисами в автономном режиме.
3. Знакомство с World Wide Web, принцип построения создание гипертекстовых страниц с помощью графических и текстовых редакторов.
VII. Лабораторная работа. Тема 7. Базовые информационные ресурсы и ресурсы Интернета по социальной защите населения и социальной сфере.
Цель: Знакомство с социальными ресурсами Интернета.
1. Способы и организация хранения Информации в Интернете, поисковые системы, принцип работы поисковых систем.
2. Законодательные ресурсы Интернета: Консультант+, Гарант,
Информационный канал Государственной Думы.
3. Социальные ресурсы Интернета. Минтруд, Московское управление социальной защиты, Фонд занятости, медицинские ресурсы, ресурсы по психологии.
4. Ресурсы по образованию и дистанционному образованию в Интернете.
5. Ресурсы государственных органов управления, сайты министерств и ведомств РФ.
6. Ресурсы Интернета общественных и благотворительных организаций.
7. Коммерческие службы занятости в Интернете, поиск работы.
8. Досуговые ресурсы Интернета. VIII. Семинар. Тема 8. Правовая поддержка информационного обеспечения социальной сферы.
Цель: Знакомство с законодательством по информатизации России и участии ее в международном обмене.
1. Изучение международных актов по информатизации социальной сферы.
2. Законодательство Российской Федерации по информатизации и защите информации, участию в международном информационном обмене.
3. Прием рефератов по пройденному курсу.
Текущий контроль знаний осуществляется:
1. Практическое задание в виде составления и представления собственной социальной программы.
2. Написание реферата по пройденному курсу.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»
1. Решение проблем занятости в условиях информатизации. 2. Социальные аспекты создания и внедрения информационных технологий в социальной сфере. 3. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде, российский опыт. 4. Использование информационных технологий для прогнозирования социальных процессов. 5. Информационные технологии в управлении сферой труда, занятости и социальной защиты населения. 6. Корпоративная отраслевая информационно-вычислительная система. 7. Информационные технологии при формировании инфраструктуры социальной сферы. 8. Использование распределенных баз данных в социальной сфере. 9. Использование информационных технологий при дистанционно-заочной подготовке специалистов отрасли. 10. Программно-инструментальные средства обработки данных в социальной сфере. 11. Базовые информационные технологии управления органами социальной защиты. 12. Автоматизация решения задач государственного пенсионного обеспечения, выплаты пособий. 13. Автоматизация деятельности центров занятости населения. 14. Использование информационных систем при организации адресной социальной помощи населению. 15. Использование информационных систем при определении социального портрета региона. 16. Технология работы с базами социальных данных. 17. Программное обеспечение систем управления базами социальных данных. 18. Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена социальными данными. 19. Построение и эксплуатация информационных систем, используемых в сфере социальной защиты населения. 20. Информационные технологии в здравоохранении и их использование в лечении и диагностике. 21. Электронное рабочее место врача, организация сети поликлиники. 22. Информатизация центра занятости, электронный банк данных по вакансиям. 23. Московская РАСОИ «Соцзащита», управление социальными ресурсами города. 24. Интранет – корпоративные сети, защита информации в корпоративных сетях. 25. Государственная информационная система «РАС-Выборы», информатизация выборных технологий. 26. Информатизация территориального центра социального обслуживания. 27. Информационные технологии в муниципальных органах социальной защиты. 28. Информационные ресурсы Интернета по социальной защите населения. 29. Правовые информационные базы данных, «Консультант+», «Гарант»,
«Кодекс». 30. Поиск информации в правовых информационных системах и базах данных. 31. Информационные технологии в сфере социального страхования населения. 32. Информационные технологии в дошкольном образовании 33. Информационные технологии в образовательном процессе средней школы. 34. Информационная безопасность и защита информации в социальной сфере. 35. Фактографические базы социальных данных, работа с населением. 36. Электронный паспортный стол, сведения о проживающих на территории района. 37. Анализ социальных проблем региона с помощью информационных компьютерных технологий. 38. Интеллектуализация информационных систем социального назначения. 39. Научная организация труда специалиста по социальной работе, использование ИКТ в его работе. 40. Информационные технологии в дистанционном образовании. 41. Математические модели в области управления и принятия решений. 42. Моделирование социальных процессов в обществе, преодоление социальных конфликтов. 43. Работа с кадрами на предприятии, управление кадрами в информационных компьютерных системах. 44. Электронная система управления предприятием 1С-предприятие. 45. Телекоммуникационные технологии в социальной сфере, способы передачи информации. 46. Информатизация органов медико-социальной экспертизы. 47. Информационные технологии в профессиональном ориентировании незанятого населения и выпускников школ. 48. Способы защиты информации в сети Интернет, борьба с вирусами аппаратная и программная защиты социальных баз данных. 49. Подготовка специалистов по работе с информационными технологиями в социальной сфере. 50. Социальные программы и роль современных информационно- телекоммуникационных технологий в их реализации.
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНых РАБОТ
для студентов заочного отделения
по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»
1. Основные проблемы развития российских баз социальных данных, баз данных о населении. 2. Возможности процесса информатизации для социализации слепых и слабовидящих людей? 3. Основные программные средства обработки социальных данных. 4. Возможности использования в социальной сфере средств отображения и наглядного представления данных. 5. Распределенные базы социальных данных. 6. Понятие вычислительной сети. Топология локальных компьютерных сетей. 7. Использование математических моделей при принятии решений в социальной сфере. 8. Понятие социального прогнозирования и моделирования. 9. Использование информационных технологий для прогнозирования социальных процессов. 10. Информационная безопасность и защита информации в социальной сфере. 11. Информационные технологии в сфере труда, занятости. 12. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения. 13. Информационные технологии в сфере социального страхования населения. 14. Информационные технологии в дистанционно-заочном образовании. 15. Роль информационных технологий в создании единой инфраструктуры социальной сферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»
Основная литература:
1. Информатика: Учебник для вузов/ под ред. проф. Макаровой. - М.:
Финансы и статистика, 2001.
2. Каймин В.А. Касаев Б.С. Информатика: практикум на ЭВМ. Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Семенов М.И. Трубилин И.Т. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.
Дополнительная литература:
1. Основы современных компьютерных технологий. Уч. пособие для вузов/ под ред. проф. А.Д. Хомоненко. – СПб.: «КОРОНА принт»,
1998
2. Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного образования. – М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Фонд алгоритмов и программ Министерства труда и социального развития РФ. Copyright © 1999 ГУНПП "Центр ЗАНАС". : www.zanas.ru.
4. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.
5. Закупень Т.В. «Об информационном обеспечении управленческой деятельности госструктур» // «Научно-техническая информация», серия № 1 «Организация и методика информационной работы»,
Москва, 1997, № 8.
6. Иванов П.Ф. «Информатизация технологий принятия решения» //
«Научно-техническая информация», серия № 1 «Организация и методика информационной работы», Москва, 1998, № 6
7. Отраслевая автоматизированная система обработки информации
(ОАСОИ) "Защита". www.zanas.ru.
8. Автоматизированная информационная система "Занятость". www.zanas.ru.
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые внутренним университетским образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине "Информационные технологии в социальной сфере"
(ГОС 2000г.) ..…………………………………………………….3
Программа 5
Учебно-тематические планы ………………………………..…12
Планы групповых занятий ………………15
Примерные вопросы к экзамену………….…………………….22
Типовые задания контрольных работ для студентов заочного отделения
……………………………………………….…………23
Темы рефератов…………………………………………………..25
Список литературы…….. ………26
Учебное издание
Амелина Татьяна Львовна
Оноприенко Владимир Александрович
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
__________________________________________________________
Изд. лиц. № ____ Подписано в печать __ __ __ Формат бумаги __
Гарнитура ______ Уч. изд. л. ___ Заказ № ___ Тираж ___
__________________________________________________________
Издательство МГСУ «Союз», 107150, г. .Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 24
Издательско-полиграфический комплекс МГСУ «Союз»,
107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 24


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.