по разделу учебного плана: Социология образования и воспитания
Ф.И.О. методиста: __________________________________
С О Ц И О Л О Г И Я О Б Р А З О В А Н И Я
I вариант.
1. Образование как социокультурный феномен.
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных
знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни
и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В
философии понятие "образование" употребляется в значении общего
духовного процесса формирования человека и результата этого процесса -
духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-
историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения
накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование
личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в
качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как
социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация
образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные
технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как
система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию
человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика
понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися
системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на
их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее
творческих сил и способностей.
Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря
образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает
определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и
выполняет разнообразные роли в обществе.
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не
может быть независимого от общества человека, поведение любого человека
обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции,
обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная
возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование
выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его
сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития
творческих способностей общества, для последовательной передачи
накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех
поколений.
2. Предмет и объект социологии образования.
Социологию образования интересуют социальные характеристики
образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и
микросреды. Социология представляет собой целостную систему
социологических знаний, состоящую из 3 уровней:
1. общесоциологический (общетеоретический) уровень;
2. - специальные (частные) социологические теории;
3. - эмпирические социологические исследования.
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные)
социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология
образования.
Философская энциклопедия, определяя предмет социологии
образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология
образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный
институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что
социология образования "...имеет своим предметом социологическое
исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как
социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия
общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной
организации образования: "...социология образования имеет предметом своего
рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности
и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть
специальная социологическая наука, предметом которой является система
образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также
взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде
всего с его социальной структурой".
Объектом социологии образования является сфера образования как
социальное явление; люди, их объединения и организации в системе
образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование
процессов образования, действуют определенные субъекты в форме
разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс
обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с
определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и
неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения
является образование с позиций его социальной природы.
3. Важнейшие концепции социологии образования.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны
жизни общеста - экономическую, социальную, политическую, духовную ... В
то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы:
как функционирует и развивается система образования, насколько она
соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее
организационное строение.
Исследования затрагивают такие вопросы, как : 4. соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества; 5. пропорциональность морфологического строения структуры образования; 6. влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь системы образования.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его
социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность
социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация
личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,
интеллектуального, социального потенциала.
Логически оправдано объединение всех исследований в социологии
образования по двум направлениям:
7. внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования;
8. внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.
Социология образования может быть представлена в виде двух структур:
9. теоретико-концептуальное содержание:
10. основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
11. направления исследований и концептуализации:
12. социальная детерминация образования, социокультуреая организация сферы образования, эффективность образования;
13. проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни. 2) технологическая последовательность познавательной деятельности( в ее
основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности
):
- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
- методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование,
проектирование;
- фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
- проекты и модели социокультурной деятельности.
Образование является открытой социальной системой, оно связано с
другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с
другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь. 4. Развитие социологического знания про образование в Украине.
Современный уровень социологии образования опирается на
социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма,
Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние
концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых.
Основные направления отечественной социологии образования связаны с
исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует
образование как фактор формирования социальной структуры и социальных
перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный
процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении
молодежи. В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с
научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и
его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова.
Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным,
а место образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и
М.Н.Руткевичем.
Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях
исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова),
изучения проблем отчуждения личности в процессе образования
(И.Н.Гавриленко), пробле мы студенчества как социальной группы
(Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультур ной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как
института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных
институтов высшей школы и производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны
первые попытки систематического изложения социологии образования как
отраслевой социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования. -
М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление этих
книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии
образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших
учебных заведений. В социологии образования уже наметился круг проблем, который составляет
остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.
5. Социологические методы изучения сферы образования.
Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические)
сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных
источников социальной информации, используемой для управления этой
сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и
прикладную функции социологии образования.
Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:
18. официальных: указы и постановления правительства, директивные и плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения, планы работы, материалы печати, личностные документы;
19. неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
20. специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.
Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:
21. традиционный
22. качественно-количественный (контент-анализ). Традиционный основывается на анализе материала, логике текста,
обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-
качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в
количественные показатели с последующей ее обработкой.
Анализом документов социологические исследования в сфере образования
только начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени
изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание
других методов исследования. Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем
непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с
точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:
23. систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
24. простое, носящее эпизодический, случайный характер;
25. включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно- воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
26. не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;
27. кратковременное, в течение 1-2 часов;
28. длительное, в течение ряда лет.
Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими
социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом
опроса.
ОПРОС - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в
ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование)
социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем
регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.
АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования применяется для
сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить
значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно.
К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать
ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти
недостатки помогает метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом
объекте получается в процессе личного общения с респондентом по
специально составленному вопроснику. Этот метод дает возможность
уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов,
улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет
получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода
являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его
субъективное влияние.
Одним из современных видов метода интервью являются ФОКУСИРОВАННЫЕ
ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует
расширение взгляда на предмет исследования.
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых
наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов
экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы,
"мозговые атаки", деловые игры.
Иногда используются психологические методы: ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ
и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе
социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить
в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов
выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у
друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и
адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру
внутри коллективных связей и отношений, но не дает материала для их
причинного объяснения.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и
специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с
воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для
проверки действенности внедряемых форм и методов образования,
апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными
процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают
информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных
факторов.
Эффективность методов социологического исследования в значительной
степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также
комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его
целям и условиям проведения.
С О Ц И О Л О Г И Я В О С П И Т А Н И Я
II вариант.
1. Важнейшие императивы воспитания человека.
Важнейшим принципом организации воспитания является его
комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает
необходимость воздействия по возможности на все стороны формирующейся
личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных
направлений воспитательного процесса - политического, трудового,
нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие
средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность
и мера. Наиболее полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в
процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся концепция
социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях
на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на
каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном.
Социализация человека продолжается всю жизнь, и это создает предпосылки
для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.
Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества
такова:
29. вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации личности;
30. влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности
31. выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности
Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под
определенным педагогическим контролем. Создание условий для
целенаправленного систематического развития человека как субъекта
деятельности, как личности и индивидуальности придает воспитанию
гуманистический характер. Социализация же, приобщая индивида к
социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и
предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию
реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая модель социализации
открывает дополнительные возможности для решения основных требований к
воспитанию человека:
32. ориентироваться в воспитании на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и социальном уровнях; обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер жизнедеятельности индивида;
33. соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцировано;
34. ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что особенно важно в период радикальных перемен в обществе;
35. стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю жизнь человека.
Воспитание - это не просто научение, а воздействие на весь духовный
мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в
конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении,
способности к саморегулированию и самовоспитанию.
Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не
просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует,
а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а
суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.
2. Социальная среда воспитания
Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм
взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.
В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы:
политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной
степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и
взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.
Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими
направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий
воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они
очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер
формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания
преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели
воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих
институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность
воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей.
Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду.
Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей
возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию
социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими
совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная
среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида -
подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается
в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере.
Эти коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания,
которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды.
Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим
воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с
социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование
общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано
образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для
воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют
изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе
осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.
3. Микроокружение как система межличностных контактов
Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении людей друг
с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой
составляет важный структурный элемент общественно-экономической формации -
межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах
жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в
значительной степени зависит эффективность производства, морально-
психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На
характер этих отношений значительное влияние оказывают личностные
особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские
способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и
т.д.
Индивидуальное нравственное сознание формируется в детстве и
развивается на протяжении всей жизни человека.
Во многом личностные особенности формируются микроокружением
человека. Семья является важным фактором воспитания подрастающего
поколения, становления человека как субъекта социальной деятельности.
Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование
человека как личности. Межличностные отношения играют важную роль в
сфере воспитания, образования, во всех сферах жизнедеятельности людей.
Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой решаются вопросы взаимоотношения личности и общества.
Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при
условии, когда личность поднимется до понимания общественного как
личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного.
Прогресс общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.
4. Социологические методы изучения процесса воспитания
В социологических исследованиях воспитания задействованы практически
все основные социологические методы: наблюдение, опрос, социальный
эксперимент и анализ документов. Однако это методы имеют свои особенности
в применении к исследованию воспитания, их значимость, активность их
использования и результативность отличаются от соответствующих
показателей исследования других сфер социальной жизни, ими не
ограничивается весь набор социологических методов изучения воспитания.
Широкое распространение в исследованиях воспитания получил метод
НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбора первичной информации путем непосредственного
восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей
исследования. К основным требованиям при проведении наблюдения
относятся: умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в
деятельность исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения,
умение сопоставлять факты и делать заключения. В сфере воспитания
применяются следующие виды наблюдений: систематическое, простое,
включенное, не включенное, кратковременное, длительное.
Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для исследования
процесса воспитания, но мало пригоден для получения достоверных данных о
целях и мотивах поведения.
Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом ОПРОСА,
т.е. сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе
непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование)
социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем
регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач
исследования. Разновидностями опроса являются: анкетирование, интервью и
экспертный опрос. Иногда используются психологические методы:
тестирование, социометрия и др.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется практически во всяком социологическом
исследовании в сочетании с другими методами. Анализ документов
различают: традиционный и качественно-количественный.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и
специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с
воздействием заданных и управляемых факторов. Применительно к исследованию процесса воспитания этот метод часто реализуется в виде
СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого:
36. собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений на воспитание;
37. психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и неодинаковых коллективных связях и отношениях;
38. экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы, внешкольных учреждений и организаций на воспитание;
39. правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на перевоспитание.
Среди разных видов исследования наиболее эффективным для изучения
сферы воспитания является комплексное социолого-педагогическое
исследование. Сочетание в его рамках всей совокупности социологических и
педагогических методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и
условиям работы при достаточном уровне профессионализма исследователей
составляют обязательный набор требований, обусловливающих результативность
исследования.
Используемая литература:
1. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992.
2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., Политиздат, 1992.
3. Лукашевич Н.П. и др. Социология образования. Конспект лекций. - Киев, МАУП, 1997.
3. Булатов М.А. Философия. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Киев, "Фита", 1994.
4. Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания. Краткий курс лекций. - Киев, МАУП, 1996.
5. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., Политиздат, 1990.