Реферат по предмету "Биология"


Учёные-ядерщики

УВК №66 Реферат по естествознанию «Учёные-ядерщики в истории советского атомного проекта» Выполнила: ученица 11-«Г» класса Мазина Мария Приняла: Мельниченко Л.И. Днепропетровск 2000 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 2 ПРЕДЫСТОРИЯ 2 "СОРОКОВЫЕ РОКОВЫЕ" 3 ЭТОС УЧЕНОГО-ЯДЕРЩИКА 3 МНОГООБРАЗИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ,

СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ 3 ВЕТЕРАНЫ-ЯДЕРЩИКИ 4 ЭТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЯДЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ 4 . "ЯДЕРНЫЙ ЭТОС" И ЕГО КРИТИКА 5 ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6 .ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИИ 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7 ЛИТЕРАТУРА 7 Введение Обширный массив публикаций по истории создания ядерного оружия в

СНГ, особенно мемуаров ветеранов атомного проекта и интервью с ними, появившихся в последние годы, впервые открыл реальную возможность для разработки ядерно-этической тематики и на отечественном материале. И все-таки источников подобного рода явно недостает, не говоря уже о серьезном их осмыслении. Вопрос об участии ученых в создании новых видов оружия не нов. Достаточно вспомнить Архимеда с его механизмами военного назначения и "зажигательными зеркалами"

, а также Р. Фултона с его идеей торпеды. Но участие ученых в создании ядерного оружия - случай совершенно особый не столько потому, что оно опиралось на новейшие исследования в области науки, бесконечно далекой, казалось бы, от каких-либо практических применений, сколько, и, прежде всего, по той причине, что впервые речь шла об оружии фактически неограниченной мощности, способном многократно уничтожить все живое на Земле. Важно и то, что ученые, прежде всего физики, были инициаторами ядерно-оружейных программ, их

разработчиками и лидерами. Чем мотивировали они эти свои инициативы и участие в создании страшного оружия всеобщего самоуничтожения, в какой мере ученые ответственны за трагические последствия этой работы? Ученый в своей профессиональной деятельности руководствуется научным этосом, впервые обстоятельно описанным Р. Мертоном. Основой его являются условия, необходимые для получения нового научного знания, его закрепления, распространения в научном сообществе и передачи последующим поколениям ученых и т. п.

Включаясь же в разработку ядерного оружия, ученые вынуждены подчинять свои собственно научные цели военно-технической задаче создания оружия. В результате научный этос деформируется, превращаясь в "этос ученого-ядерщика" (или "ядерный этос"). Вопрос о формировании и последующей эволюции ядерного этоса крайне важен и интересен и, по существу, не изучен, во всяком случае, в его "советско-российской" плоскости. .

Предыстория . • В какой степени вопрос об участии ученых в создании ядерного оружия является частью более общего и старого вопроса об участии ученых в "оружейных разработках?" • Предостережения "ядерных пророков" (П. Кюри, В. И. Вернадский, Ф. Содди и др.). " Дозрело (ли) человечество до владения (ядерной) энергией?" (Ю. Б. Харитон): "Сознавая свою причастность к замечательным научным и инженерным свершениям,

приведшим к овладению человечеством практически неисчерпаемым источником энергии, сегодня, в более чем зрелом возрасте, я уже не уверен, что человечество дозрело до владения этой энергией. Я осознаю нашу причастность к этой ужасной гибели людей, к чудовищным повреждениям, наносимым природе нашего дома - Земли. Слова покаяния ничего не изменят. Дай Бог, чтобы те, кто идет после нас, нашим путем, нашли в себе твердость духа и решимость, стремясь

к лучшему, не натворить худшего". • Этические аспекты первоначальных оружейно-ядерных инициатив (Л. Сцилард и А. Эйнштейн в США, Г. Н. Флеров и др. в СССР). • Получили бы развитие (и мощную государственную поддержку) ядерно-оружейные программы в условиях (относительно) стабильного мира? • В какой степени ученые в конце 30-х гг самом начале 40-х гг. представляли силу и опасность ядерного оружия? . "Сороковые роковые" . •

Испытывали ли физики-ядерщики какие-либо нравственные сомнения в необходимости участия в национальных атомных проектах (в 40-е, 50-е и 60-е) • Американские дискуссии об использовании атомных бомб против Японии. Реакция советских ученых-ядерщиков. • Какую роль играли нравственные побуждения (или сомнения) в разработке ядерного оружия? Была ли подобная этическая мотивация у немецких ядерщиков в их работе по созданию ядерного оружия? • Спектр этических мотиваций (вариантов морального самооправдания) ученых,

включившихся в разработку ядерного оружия? • Чем были вызваны известные случаи отказа ученых от участия в атомных проектах? . Этос ученого-ядерщика . • В какой степени ядерщик в атомном проекте оставался ученым и в какой степени "солдатом без формы"? Вопрос о соотношении ядерно-оружейного этоса с научным этосом, а также с военным и, возможно, иными этосами Это выражение было использовано Ч. П. Сноу: "

После того, как было открыто расщепление атома и осуществлен решительный прорыв в области электроники, физика почти мгновенно превратилась в важнейший источник укрепления военной мощи национальных государств. А большое число физиков стало солдатами без формы". Из воспоминаний А. Д. Сахарова: "Я не был солдатом в той (т. е. Отечественной) войне, но чувствовал себя солдатом этой научно-технической. (Курчатов иногда говорил:

мы солдаты - и это была не только фраза)". • Верно ли, что наука этически нейтральна и ученые не несут ответственности за военно-технические реализации их научных идей и открытий? Или прав В. И. Вернадский: "Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет

Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий ". • Формирование и последующая эволюция ядерно-оружейного этоса в 40 - 50-е гг. (во время войны, после Хиросимы и Нагасаки, до и после испытания первой советской ядерной

бомбы в 1949 г в период решения проблем термоядерного оружия до 1955 г. и т. д.). • Как происходило осознание и осмысление концепций ядерного оружия? • Верно ли, что для сохранения мира работа по созданию ядерного оружия, ставящего человеческую цивилизацию на грань самоуничтожения, была абсолютно неизбежной, необходимой? . Многообразие этических проблем, связанных с созданием ядерного оружия . •

Является ли использование материалов разведки безнравственным делом, подобным плагиату? В какой степени была морально оправдана "атомно-шпионская" деятельность? • В какой мере было этичным использовать в атомных проектах трофейные установки и т. п "трофейных" специалистов? • Роль ГУЛАГа в советском атомном проекте. Как к этому феномену относились ученые? • Насколько отчетливо лидеры атомных проектов представляли

себе радиационную опасность для инженерно-технического персонала первых заводов по производству оружейных плутония и урана? Другие аспекты радиационной безопасности и радиационно-экологической этики (40 - 50-е гг.). • В какой мере ученые-ядерщики были марионетками, пешками в политических планах и играх государственных лидеров и военных руководителей? В какой мере нравственно действовали при этом политические лидеры? • Ядерные испытания, проблемы договоров о запрещении ядерных испытаний, о нераспространении

ядерного оружия, об ограничении ядерных вооружений и т. п. Проблемы ответственности ученых-ядерщиков в этом контексте. • Духовные (или религиозно-духовные) стороны ядерно-оружейного этоса (Патриарх Алексий II сказал недавно: "Без упования на Господа, без нравственной убежденности в доброте творимого дела невозможен подлинный успех. И дай Бог, чтобы именно такое настроение господствовало в душах всех,

кто работает в ответственейшей области ядерной энергии". • Этические вопросы истории атомных проектов. Проблемы секретности и допустимые рамки рассекречивания. . Ветераны-ядерщики Аркадий Адамович Бриш, работающий в атомной отрасли более 50 лет, сначала во ВНИИЭФ, основном ядерно-оружейном центре страны, затем в филиале ВНИИЭФ - ВНИИ автоматики (сначала зам. главного конструктора, а с 1964 г. до самого последнего времени

- главным конструктором), заслуженный деятель науки и техники России, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственных премий и т. д. Герман Арсеньевич Гончаров, физик-теоретик, проработавший во ВНИИЭФ более 45 лет и работающий там по сей день заведующим; в начале и середине 50-х гг. был в группе И. Е. Тамма и А. Д. Сахарова и принял непосредственное участие в разработке первых образцов советского

термоядерного оружия, в частности первого советского двухступенчатого термоядерного заряда, испытанного 22 ноября 1955 г.; Герой Соцтруда и лауреат Ленинской премии; в настоящее время - видный специалист по истории советского атомного проекта. Владимир Семенович Шпинель, физик-экспериментатор, ведущий научный сотрудник НИИЯФ МГУ и ветеран этого института; перед войной 1941 -

1945 гг. работал в харьковском УФТИ (Украинском Физтехе); соавтор одного из самых первых проектов атомной бомбы. Борис Лазаревич Иоффе, физик-теоретик, член-корреспондент РАН, зав. лабораторией ИТЭФ (Института теоретической и экспериментальной физики); в 1950-е гг. работал в ТТЛ (Теплотехнической лаборатории, в будущем - ИТЭФ), возглавляемой А. И. Алихановым, участвовал в разработке одного из первых вариантов термоядерного оружия.

Юрий Николаевич Смирнов, физик-теоретик, ведущий научный сотрудник РНЦ "Курчатовский институт"; с 1960 по 1963 гг. работал во ВНИИЭФ в отделе А. Д. Сахарова; участник разработки самой мощной в мире советской водородной бомбы 1961 г.; видный специалист по истории советского атомного проекта. Этическая мотивация первоначальных ядерных инициатив .

Одной из самых ранних инициатив была заявка на изобретение молодых харьковских ученых из УФТИ В. А. Маслова и В. С. Шпинеля "Об использовании урана в качестве взрывчатого и отравляющего вещества (1940), адресованная соответствующим специалистам из Наркомата обороны. В. С. Шпинель рассказал об этом проекте ядерного боеприпаса и о том, что побудило их к этому предложению. Они считали вполне допустимым использование в борьбе с гитлеровской

Германией (в случае ее вполне вероятной агрессии против СССР) любых средств. Патриотическая аргументация сопровождалась вполне прагматическими финансовыми соображениями, поскольку, хорошо субсидировалось то, что имело военное значение, а они хотели получить поддержку своих исследований по делению урана и разделению его изотопов. Авторы заявки, безусловно, думали о чрезвычайной силе и опасности своей "атомной бомбы",

полагая, что она будет использована исключительно против фашистской Германии. П. Е. Рубинин напомнил о поразительном выступлении П. Л. Капицы на антифашистском митинге 12 октября 1941 г в котором чуть ли не впервые было использовано выражение "атомная бомба" " Атомная бомба говорил Капица даже небольшого размера, если она осуществима, могла бы уничтожить крупный столичный город с

несколькими миллионами населения". И в этом случае каких-либо сомнений не было: ведь речь шла об использовании страшного оружия против фашистов, стоявших на подступах к Москве. Логика наших ученых - инициаторов создания ядерного оружия, особенно после начала войны, была совершенно такой же, как у инициаторов американского атомного проекта Л. Сциларда, Е. Вагнера и А. Эйнштейна Эйнштейн писал об этой инициативе в 1945 г.: "

В то время, когда было известно, что в Германии ведутся работы по созданию атомной бомбы, могли ли мы сидеть и ждать, пока они их успешно завершат и изберут нас в жертву?". "Ядерный этос" и его критика . А. А. Бриш: "Все мы, так или иначе, прошли войну и ненавидели ее. Мы хотели мира. Но мир мог быть обеспечен только сильной страной.

Поэтому, особенно после американских бомбардировок Нагасаки и Хиросимы, мы считали свое дело важным и нужным" Д. А. Балашов: "Работать над бомбой и ее модернизацией просто для уничтожения людей было бы аморально. Мы же над этим самоотверженно трудились во имя благородной задачи создания паритета в обороноспособности страны. И это нас вдохновляло". По словам Г. А.

Гончарова, ядерщики в 1950-е гг. воспринимали ядерное оружие, как только политическое, которое никогда не будет использовано по своему прямому назначению. Оружие устрашения в условиях ядерного равновесия должно было стать орудием мира, вынуждая "побрататься" потенциальных противников. Страшное оружие накапливается, все больше выходит из-под контроля ученых, а его производство и хранение связано с "ужасной гибелью людей, чудовищным повреждением, наносимым

природе " (Ю. Б. Харитон). Б. Л. Иоффе: Ядерное оружие подобно "чеховскому ружью", невинное появление которого в первом действии спектакля (просто висит на стене) неизбежно во втором или последующем действиях приведет к выстрелу Б. Л. Иоффе рассказал о своем участии в разработке (в начале 1950-х гг.) одного из первых вариантов термоядерного оружия практически неограниченной мощности (вариант "труба"), с удовлетворением заметив, что ему повезло в том, что этот вариант не сработал.

При этом он, как и некоторые другие участники проекта, работали добросовестно и внесли существенный вклад в решение проблемы, но работали все-таки без энтузиазма и при первой возможности вышли из атомного проекта. Г. А. Гончаров подчеркнул большую оправданность этической позиции советских ядерщиков по сравнению с позицией американских специалистов, потому что наши действия в 40 - 50-е гг были ответом на то, что делали американцы.

Это относится и к началу проекта, стартовавшего значительно позже американского, и к испытаниям первых атомных бомб, и к термоядерной программе. По мнению же Р. М. Тимербаева, ответный характер наших действий объясняется просто нашим отставанием, а вовсе не более высоким морально-этическим уровнем советских ученых или руководства советским проектом. Согласно В. Л. Малькову, действия и наших, и американских руководителей и ученых в отношении ядерного

оружия опирались не столько на аргументы нравственного характера, сколько "на концепцию страха": во время войны ученые и в США, и в Англии, и в СССР боялись, что Германия сможет сделать атомную бомбу; после Нагасаки и Хиросимы мы боялись американской "ядерной агрессии" или "ядерного давления"; после того как возникли перспективы создания термоядерного оружия, мы боялись отстать от американцев и т.

д. Но страх страху - рознь! Страх, тревога за судьбу страны и, если угодно, за будущее человечества имеет нравственную подоплеку. Вспомним гражданско-патриотический этос или "этику благоговения перед жизнью" А. Швейцера. Проблема ответственности Ученые, побуждая правительства своих стран к разработке ядерного оружия и сами были ответственны за свои действия и их результаты. "Ядерный этос" объясняет и оправдывает эти действия.

Но производство, испытания и хранение ядерного оружия сопряжены с немалой опасностью. Цена ядерного паритета весьма высока, и ученые с обостренным чувством ответственности не могут не думать об эффективных путях уменьшения этой опасности. Надо говорить об ответственности не только ученых-ядерщиков, но и административных, военных и политических руководящих лиц, связанных с проектом. Именно они во многом оказались повинны и в Кыштымской, и в

Чернобыльской катастрофах, и в ряде других недопустимых радиационно-экологических просчетах. По мнению Р. М. Тимербаева, советские ученые - лидеры атомного проекта были недостаточно активны и настойчивы (по сравнению с западными коллегами) в выдвижении конкретных предложений по устранению или снижению "ядерного напряжения". Но проявление чувства ответственности подобного рода было вполне свойственно советским научным лидерам проекта.

В связи с проблемой "ядерной ответственности", большой интерес вызвало обсуждение возможности в начале 50-х гг. договориться с США о запрете на разработку термоядерного оружия, которая была нереальной. Этические аспекты радиационной безопасности и экологии . Обсуждение радиационно-медицинских и радиационно-экологических вопросов - производство делящихся материалов, испытания ядерного оружия, аварии на атомных подводных лодках и захоронения радиоактивных отходов (не

говоря уже о добыче урановых руд) связаны с гибелью людей и ущербом, наносимым природе. В значительной степени и советская атомная энергетика, и тем самым Чернобыль были детищем военно-промышленного комплекса, хотя, Чернобыльская катастрофа не произошла бы, если бы в атомной энергетике работал человек, подобный Юлию Борисовичу Харитону. Безответственность властей, особенно в сталинские времена (и позже), которые

любой ценой требовали изготовления эффективного ядерного оружия в кратчайшие сроки, что и приводило к тому, что плутониевый комбинат в Челябинске - 40 пускали в начале 1949 г. без необходимой радиационной защиты, что вообще техника безопасности на ядерных объектах была всегда на втором или третьем планах и т. д. А. Д. Сахаров первым оценил опасность испытаний ядерного оружия и уже в конце 1950-х гг. начал борьбу за их сокращение и запрещение. Известна его (вместе с

В. Б. Адамским) инициативная роль в деле заключения Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963 г). Заключение . . Многие мыслители разных времен, от Платона в античности и до Л. Толстого в нашем веке, повторяли, что чем больше человек знает, тем больше становится объем непознанного. Одним из подтверждения со стороны математиков

XX века стала знаменитая теорема Геделя о неполноте решения задачи каким-либо одним, даже арифметическим алгоритмом. Популярно эту теорему можно назвать рекомендацией ученым и философам, в особенности, иметь побольше скромности в объяснении Природы и ее глобальных явлений. Технократическая увлеченность успехами "прогресса" обернулась эпохой катастроф. Наряду с ограничениями теоремы Геделя, а также принципом неопределенности

Гейзенберга наука дала нам принцип дополнительности Нильса Бора. Согласно этому принципу фундаментальные явления и первоэлементы не могут быть определены одной формулой или моделью, но могут проявляться по-разному. По определению В.И. Вернадского Ученый – профессионал Науки, облеченный еще и высокой нравственностью. К сожалению, благие открытия ученых совсем не в пользу

Природе используют экономисты и политики. Называя и тех и других в то же время инженерами, их ответственность самая высокая: они разрушали Природу - они ее теперь должны защищать и воссоздавать. Литература  Губерман И. Гарики на каждый день. М 1992.  Заходер Б. Заходерзости. М 1997.  Гастерсон Х. Ливермор глазами антрополога // ВИЕТ. 1995. № 2.

С. 88 - 105.  Gusterson H. Testing times: a nuclear weapons laboratory at the end of the cold war. Los Angeles, 1995.  Khariton Y. B. The J. Robert Oppenheimer Memorial Committee presents a special address. Los Alamos, 1996.  Сноу Ч. П. Воинствующая моральность науки // Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М 1985. С. 279 -

290.  Сахаров А. Д. Воспоминания: В 2-х т. Т. 1. М 1996.  Мочалов И. И. Первые предупреждения об угрозе ядерного омницида: П. Кюри и В. И. Вернадский // ВИЕТ. 1983. ¬ 3. С. 50 - 60.  Приветствия Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II // Всемирный Русский

Народный Собор. Соборные слушания "Ядерные вооружения и национальная безопасность России". 12 ноября 1996 г. М 1997. С. 3 - 5.  Мохов В. Н. Ядерное оружие и проблемы сохранения квалифицированных специалистов // Всемирный Русский Народный Собор. Соборные слушания "Ядерные вооружения и национальная безопасность России".

12 ноября 1996 г. М 1997. С. 112 - 119.  Рябев Л. Д Работнов Н. С Кудинова Л. И. К истории советского атомного проекта (1938 - 1945 гг.) // Наука и общество: история советского атомного проекта (1940 - 1950-е гг.).  Труды международного симпозиума ИСАП - 96. Дубна, 14 - 18 мая 1996 г. М 1997. С. 23 -

40.  Капица П. Л. Выступление на антифашистском митинге ученых в Колонном зале Дома Союзов 12 октября 1941 г. // Правда. 1941. 13 октября.  А. Эйнштейн о мире / Сост. и ред. О. Натан, Х. Норден. М 1994.  "Хочешь мира - будь сильным!" Сб. материалов конференции по истории разработок первых образцов атомного

оружия. РФЯЦ - ВНИИЭФ. Арзамас - 16, 1995. С вопросами, пожеланиями и отзывами обращайтесь по адресу: mashka4@nm.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Педагогика как область гуманитарного знания. Философские принципы в воспитании и образовании
Реферат Современная технология терраццо
Реферат Macbeth Essay Essay Research Paper MacBeth EssayWe
Реферат Учёт и анализ затрат на оплату труда на примере ОАО Полярнинский хлебозавод
Реферат Экспериментальные исследования масштабного техногенного воздействия горных разработок на участок литосферы
Реферат Типы интегральных схем
Реферат Международные перевозки 2 Классификация грузов
Реферат Практика по сетям
Реферат Построение локальной вычислительной сети подразделения организации под управлением операционной системы WindowsNT
Реферат Presidency 2 Essay Research Paper There are
Реферат Доходы бюджетной системы Российской Федерации
Реферат Потребительская стоимость пищевых продуктов
Реферат Проектирование основных составляющих процесса управления по функциям планирования, организации, мотивации и контроля для некоммерческого образовательного учреждения "Автошкола — СТМО"
Реферат Педагогические основы социальной работы
Реферат Поэтическое наследие народной художественной культуры русского народа