Половая идентичность
Если
мы хотим сколь - нибудь широко понять женское и мужское половое развитие и его
нарушения, то нам следует обратить внимание на три следующих аспекта половой
идентичности:
1.
Биологический аспект, т. е. определенный физиологический пол мужчины или
женщины с относящимися к нему первичными и вторичными половыми признаками.
2.
Общественные половые стереотипы или клише, по которым определяется, что
является женским, а что мужским. Сверх того, существуют, как известно,
различные мнения по этому поводу в разных группировках, слоях и группах. К
этому же относятся перемены в мнениях по поводу женского и мужского на
протяжении всего исторического развития. Различным восприятиям мужского и женского
соответствует господствующее законодательство, закон о семье, уголовный кодекс,
практика распределения заработной платы, разделение труда в промышленности,
торговле, сельском хозяйстве и на общественной службе. По традиционному
разделению ролей женщине отводится роль домохозяйки и матери, а мужчине -
профессиональная жизнь. Это типичное половое разделение мужчины и женщины
рассматривается в психологии по - разному: различия в агрессивном поведении,
уровне активности, доминантности и импульсивности, принимается во внимание
страх и тревога, относящиеся как к послушанию, так и к протесту и к
пространственному восприятию. Согласно тесту Гиссена женщины предстают скорее
боязливыми, заботливыми, уступчивыми, менее честолюбивыми, более слабыми,
аккуратными, более депрессивными и более утомляющимися, чем мужчины, у которых
доминируют твердость, господство, меньший страх и большее честолюбие. Таким
образом, старые стереотипы ролей мужчины и женщины по их собственной оценке все
еще остаются в силе, несмотря на известные изменения в этой области.
3.
Психическое самосознание себя как мужчины или женщины. Психолог и психоаналитик
Роберт И. Штолер, который занимался проблемой половой идентичности, указывал в
целом ряде своих работ (1968, 1973, 1975а, 1975), в частности, на чувство, при
котором индивид вполне определенно ощущает себя либо мужчиной, либо женщиной.
Это по большей части зависит от родителей, но также и от влияния группы
сверстников. Так, уважение к отцу способствует раскрытию мужской идентичности,
а к матери - женской. Если дочь испытывает проблемы с женской идентичностью
матери, тогда это с большой вероятностью скажется впоследствии в виде
Не следует упускать из виду, что мы, во время
своего развития, в большей или меньшей степени идентифицируем себя с важнейшими
участниками отношений. При этом в любом обществе принципиально важное значение
для обоих полов имеет первый объект отношений - универсальный объект - мать.
Это обстоятельство играет значительную роль в развитии половой идентичности как
мужчины, так и женщины: в начале развития дочь идентифицирует личность матери
со своим полом, а сын - с полом противоположным. Это представляет для мальчиков
опасность феминизации, которой противостоят с помощью: отделения от матери,
обращения к отцу или путем дезидентификации, т. е. обратного изъятия
идентификации. Опасность для дочери по отношению к матери заключается в
. Чтобы не стать его жертвой, дочь со своей
стороны нуждается в особенных усилиях в форме . Исходная ситуация отношения детей к матери содержит в себе
как недостатки, так и преимущества для каждого пола. Женщина имеет шанс на
стабильную женскую , поскольку ей легче, будучи
рожденной женщиной, идентифицироваться с ней, чтобы прийти к стабильной половой
идентичности. Опасность же сохраняется в чрезмерном и
недостаточном разграничении при нечетких границах личности, что может
препятствовать развитию автономии и независимости.
В
начале своей жизни мужчина вынужден идентифицировать себя с лицом
противоположного пола. При слишком большой идентификации с матерью ему угрожает
феминизация. Это, правда, имеет и свое преимущество, заключающееся в
стимулировании у него желания отмежеваться от противоположного пола и тем самым
развить в себе большую автономность.
Рано
или поздно в поле зрения растущего ребенка попадает мужская Персона, как
правило, отец. При его отсутствии в роли мужского начата могут выступать дядя,
дедушка или другие родственники мужского пола. Предпосылкой для идентификации с
является преимущественно хорошее отношение к ней.
Идентификация оказывается прочной, если в ее основе лежит положительное
отношение к . Подчеркнуто мужественный отец будет
способствовать раскрытию половой идентичности мальчика, а слабый, фемининный
отец, напротив, усложнит этот процесс. Для девочки слишком сильная
идентификация с отцом несет опасность чрезмерной . В то
же время в отношениях с отцом дочь получает наилучший шанс понять разницу полов
и тем самым достигнуть .
Наряду
с идентификацией с мужским и женским началом для самоосознания ребенком своей
половой роли, немаловажное значение имеют сами повседневные отношения с отцом
или матерью. Весьма значимо и отцовское восхищение растущей дочерью как
женщиной, и то, как мать поощряет развивающееся мужское начало сына. Не стоит
удивляться силе и стойкости классических стереотипов, если в семье одобряют
лишь традиционные игры (для дочери - игра в куклы, для сына - игра в
автомобили). В этой области родители послевоенных десятилетий кое - чему
научились. Они позволяют своим детям параллельно с традиционными ролями
опробовать в игре и новые формы поведения. Это позволяет расширять половую
идентичность на другие области, которые ранее считались привилегией другого
пола (например: вязание и приготовление пищи - для мужчины и вождение машины -
типичная мужская профессия - для женщины).
Самоосознание
определенной половой идентичности во многом зависит от бессознательных фантазий
о том, что слывет мужским или женским. Мальчик в подобной ситуации находится в
более выигрышном положении, поскольку он без труда определяет свою половую
принадлежность, наблюдая и касаясь своего полового члена. Девочке же в этом
отношении приходится тяжелее в виду отсутствия зримых признаков пола. Как
известно, Фрейд выстроил на этом основании свою теорию . Впрочем, зависть к пенису угасает, как только девочка обнаруживает,
что внутри своего тела она также имеет вполне выраженные половые органы. Анализ
пациенток в психоанализе свидетельствует, что у женщин чаще всего отсутствуют
положительные фантазии относительно своих половых органов. Подчас женщины
представляют их в виде полости, содержащей мочу, грязь, кровь, полости, из
которой наряду с этим появляются дети. Но как только женщина включается в
психоаналитический процесс, у нее появляются образные картины. Одна пациентка
представляла женские гениталии в виде цветков лотоса или ларца с сокровищами,
который следует открыть. Жорж Деверо в своей книге (1981) собрал коллективные фантазии о женских гениталиях и, таким
образом, пришел к выводу, что последние могут быть использованы как оружие
против мужчины путем их внезапного обнажения, что, в известной степени,
аналогично мужскому эксгибиционизму.
Проблемы
с половой идентичностью, как правило, являются результатом нарушения
идентификации в период развития: чрезмерная идентификация мальчика с матерью
может привести к феминизации, а дочери с отцом - к маскулинизации. К указанной
проблеме относятся и последствия идентификаций, ставших необходимыми в
результате защиты от невыносимой тревоги. Широко известна кастрационная тревога
- - мальчиков. Являясь маленькими эдипами, они желают
спать с матерью, боятся папиного наказания и, чтобы избежать его, с самого
начала отрекаются от своей мужественности и ведут себя скорее пассивно, т. е.
.
Аналог
со стороны женщин состоит в том, что женщина из страха взять на себя женскую
роль предпочитает развиваться маскулинно. Страх при этом может иметь различные
причины. Он может проистекать из того, что значит
или , т. е. быть подвластной мужчине, сохранять
обязательство вступать с ним в половые сношения и т. п.
Отсутствие
одной из персон того или иного пола, как это случается в неполных семьях или в
семьях с часто отсутствующим отцом, разумеется, неблагоприятно для развития
зрелой половой идентичности. Растущий в такой семье ребенок мужского пола может
испытывать серьезные сложности с развитием по мужскому типу. Один лечившийся у
меня мужчина, отец которого погиб во время войны, когда ребенку не было еще и
года, демонстрировал, тем не менее, что отсутствие непосредственного
успешно компенсируется фантазиями о нем, основанными
на рассказах об отце других людей. Однако подобные случаи скорее оказываются
исключением, чем правилом. Опыт показывает, что отсутствие отцов - она кажется
себе жалкой и ненужной. В соответствии с Фрейдом здесь берет свое начало широко
распространенный женский комплекс неполноценности. Как мы убедились, такой
комплекс может развиться из опыта, приобретаемого дочерью в общении с матерью;
этот опыт противостоит устойчивому чувству уверенности в себе, в своей половой
принадлежности. Негативный опыт такого рода случается гораздо чаще, чем это
принято считать в классическом анализе: отличие (изначально
устанавливаемое девочкой) не имело бы столь значения, если бы
мать была более уверена в своей женской идентичности. Негативная оценка
женщины, в соответствии с тем, как она ощущается матерью и воспринимается
дочерью, еще более возрастает, если она дополняется соответствующим невысоким
мнением отца.
Не
следует недооценивать в этой связи неочевидность восприятия женских гениталий,
в отличие от мужских, особенно в состоянии эрекции. Отсутствие ощущения
гениталий представляет для девочек определенные трудности, о чем
свидетельствует анализ девушек и взрослых женщин, а органическое ощущение
скрытого внутри влагалища и непосредственно присоединенных к нему фаллопиевых
труб и яичников выражено достаточно смутно. Более или менее детальное образное
представление о женских гениталиях может быть получено лишь путем собственного
исследования с помощью пальца или, как в женских группах, путем визуального
наблюдения. Иногда такое представление можно получить с помощью врача -
гинеколога, способного зримо продемонстрировать картину возбужденного состояния
женщины. Тогда женщина почувствует себя не в генитальной
области, а выстроит более адекватный образ собственного тела, в котором
гениталии будут представлены достаточно подробно. При этом закладываются
благоприятные предпосылки для переживания не только женской сексуальности, но и
для последующей возможной беременности, родов и воспитания ребенка.
Если
женская сексуальность будет оцениваться по этим принципам, тогда мы сможем
забыть раннюю фаллическую ориентацию психоанализа. Фрейдовские положения о
и женском комплексе неполноценности отвергаются
многочисленными авторами - феминистками. Движение
включает в свои ряды следующие имена: Симона де Бовуар (1960), Нэнси Чодороу
(1978), Суламифь Файрстоун (1970), Бэтти Фридон (1963), Люси Иригерей (1977),
Джульетт Митчелл (1976), Урсула Шой (1977), Рената Шлезир (1981) и Алис Шварцер
(1975). Между тем существуют попытки положить начало синтезу двух экстремальных
позиций, что находит свое выражение, к примеру, у Маргарет Мичерлих - Нильсен
(1985).
Стоит
упомянуть об особом значении смены объекта в развитии здоровой женской
сексуальности. Последнее означает, (следуя высказываниям Фрейда в его работе о
женской сексуальности), что рано или поздно женщина переориентируется с первого
объекта (матери) на второй объект (отец). В патологических случаях, когда имеют
место неврозы связи (см. гл. VI 3. 3. ), первичная связь с матерью сохраняется
в своем перманентном виде, характеризуемом как торможение в развитии. Последнее
усугубляется негативным опытом в отношениях с отцом. Смене ориентации с матери
на отца, напротив, способствует негативный опыт в отношениях с матерью и
позитивный - с отцом. Ранний психоанализ, полностью фиксируясь на плохо
исследованных на тот момент патологических случаях, полагал, что девочка не
развивается дальше из - за того, что она - в отличие от мальчика - не страдает
от кастрационной тревоги. Поэтому у нее нет необходимости (по причинам
защитного характера, а не из специфических особенностей развития)
идентифицировать себя с отцом. Сейчас стало очевидным, что решающим фактором в
развитии здорового женского сексуального поведения является оценка роли женщины
обществом. Насколько уверенно чувствует себя мать в той или иной ситуации как
женщина, как отец и другие люди - мужчины и женщины - ведут себя с подрастающей
девочкой и насколько естественно приобщены к этому ее гениталии (если они
вообще к этому приобщены).
Список литературы
П.
Куттер. Современный психоанализ. СПб., 1997.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/