Кто такие святые-великомученики?
Катарина Радзиховская
Первое
ноября — День всех святых, и, похоже, с каждым годом их количество на небесах
увеличивается. Правда ли, что католическая церковь объявила мучениками жертвы
сталинских репрессий?
—
Из многих невинных жертв террора признать святыми великомучениками можно лишь
тех, кто отдал свою жизнь именно за веру, — отвечает ординарий
римско-католической церкви Кыргызстана о. Александр Кан. — Например, Россия в
2003 году предоставила список из 16 кандидатов, в который входят епископы,
священники, монахини и мирянка — Камилла Крушельницкая. В ее доме собиралось
что-то вроде религиозного кружка, который сотрудники ГПУ признали
«террористической организацией».
Да,
Камилла Николаевна не испытывала восторга по поводу советской власти и считала,
что бороться с ней надо, но только личным примером — примером христианской
жизни. Однако ее вместе с восемнадцатилетней племянницей Верой и знакомой
студенткой Анной Бриллиантовой обвинили в подготовке теракта в Кремле. Четыре
года эта женщина провела в знаменитом соловецком лагере, а после его ликвидации
в 1937 году — расстреляна.
В
этом списке из наиболее известных деятелей входят и епископ Антоний и монахиня
мать Мария Екатеринина Сиенская (в миру Анна Абрикосова), создавшая в Москве
орден доминиканок.
Супруги
Анна и Владимир Абрикосовы были до революции богатыми и свободомыслящими
русскими купцами, которые «вдруг» уверовали и приняли католичество. Этим дело
не ограничилось — супруги дали обет целомудрия, после чего Анна стала
настоятельницей монашеской общины, а ее муж — священником. Арестованные
монахини, вместе с ней во главе, прямо в бутырской тюрьме читали молитвы
уголовницам, обучали катехизису и даже тайком праздновали пасху. По
свидетельству очевидцев, заключенные в одну камеру вместе с матушкой Екатериной
никогда не сквернословили, а однажды из-за нее чуть не побили охрану: тюремное
начальство во всю использовало авторитет Абрикосовой, чтобы предупреждать
«бабьи бунты»...
А
епископ Матецкий при царе более двадцати лет содержал приют для бездомных
детей, которым всеми силами старался обеспечить обучение в гимназии. Сразу
после установления советской власти приют был закрыт, а самого о. Антония
неоднократно арестовывали за руководство подпольной семинарией...
—
Изучив весь список, комиссия по беатификации (первая ступень канонизации),
будет решать, насколько прожитая ими жизнь соответствует принятию мученичества
за веру, — объясняет о Александр. — Они обязательно должны были стать жертвами
религиозных гонений из-за принадлежности церкви или верности христианским
идеалам, принять мученическую кончину, причем принять безропотно, из любви к
Христу и без ненависти к врагам. И, кроме того, уже после их смерти по их
ходатайству на небесах должны происходить чудеса с теми верующими, которые им
молятся.
Все
эти люди — жертвы репрессий времен Сталина. Но и после смерти Сталина положение
не улучшилось. Церковь находилась под постоянным контролем КГБ, а служба
священника превратилась в занятие, полное риска. За решеткой можно было
оказаться за преподавание в тайной семинарии (в обычную не все могли поступить
из-за неблагонадежности), поездки к верующим, живущим не на территории прихода
или за то, что в церковь приходили дети. Например, признанный в этом году
блаженным мучеником казахстанский священник о. Александр Зарницкий долгое время
находился в розыске за то, что «незаконно» вел службы в домах верующих
Казахстана, Урала и Сибири. За сведения о нем даже обещали хорошие деньги. После
очередного ареста он умер в тюрьме в 1963 году.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.afield.org.ua