Происхождение богов и людей
Вероятно,
из ближневосточных религий греки усвоили разнообразные мифы о происхождении
мира и генеалогии богов. Отождествляя ближневосточных богов с персонажами своей
собственной мифологии и сочетая рассказы о них со своими мифами, греческие
авторы создали ряд сложных и часто противоречащих друг другу систем. По одной
из версий, дошедшей лишь в фрагментарной форме, Эвринома, богиня всего сущего,
совокупляется с мировым змеем Офионом и порождает мир. Гомер возводил
происхождение богов к союзу Океана и Тефиды, олицетворяющих первобытные воды.
Отдельные мистериальные культы (в особенности орфические) вырабатывали свои
собственные эзотерические теогонии. Поэтому генеалогическая таблица,
прилагаемая к статье, составлена на основании многих источников.
Самым
авторитетным автором, всецело посвятившим себя мифам такого рода, был Гесиод,
писавший на рубеже 8 и 7 вв. до н.э.
Генеалогии
богов. Теогония Гесиода начинается с Хаоса – «зияния», «пустоты». После Хаоса
возникают Гея («Земля»), Тартар (подземный мир) и Эрос («Любовь», «Влечение»),
играющий основную роль в последующем процессе возникновения. От Хаоса
происходят абстрактные первопотенции: Эреб («Тьма») и Никта («Ночь»), от брака
которых рождаются Эфир («Воздух») и Гемера («День»). Кроме того, Ночь одна
порождает Смерть, Сон, Сновидения, различных богинь судьбы, участи и возмездия,
Несчастье и проч. Хотя все эти существа в каком-то смысле боги, они вместе с
тем определяют течение человеческой жизни. Они появляются в самом начале
божественной и человеческой истории и продолжают действовать в последующих
поколениях.
Главная
линия генеалогии богов продолжается с рождением Урана («Неба») от Земли и с
последующим браком между Ураном и Землею, от которого рождается старшее
поколение богов – титаны. Крон (Сатурн), предводитель титанов и отец Зевса,
разделяет Небо и Землю, оскопляя своего отца, возлежащего с его матерью. После
этого он становится царем богов, однако ему суждено уступить свою власть Зевсу.
Желая избежать такой участи, Крон пожирал детей своей сестры и супруги Реи
(Опс). По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень,
и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно
воспитан в убежище на о. Крит. Впоследствии Зевс заставил отца изрыгнуть
проглоченный камень и таким образом освободил остальных детей. Титаны восстали,
но потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар, и хотя после этого были и
другие восстания – например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.
Создание
человека. В Теогонии повествуется о героях, родившихся от божественных матерей,
и о смертных избранницах богов. Здесь же приводится миф о сотворении первой
женщины, который рассказывается также в Трудах и днях Гесиода. У греков
существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том,
как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его
жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из
камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии
мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так
как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества.
Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими
из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого
финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем
представлении о происхождении человека говорит титул Зевса – «отец богов и
людей».
Жизнь
человека. Во всех греческих мифах рассказ о происхождении мира и первых
поколениях богов служит прелюдией к рассказу о существующем положении вещей: о
царстве Зевса. Если удел настоящего – это жестокая реальность, пот и страдания,
то отдаленное прошлое часто воспринималось как эпоха довольства и изобилия. В
Трудах и днях Гесиод размышлял об утрате этого былого рая и приводил различные
мифы, которые объясняли его закат. Согласно одному из преданий, Прометей,
заступник людей, украл для них огонь у Зевса. В отместку человек получил в дар
женщину, Пандору, которая открыла кувшин (не ящик, как в позднейших версиях), в
котором были заключены все виды зла. Сам Прометей был прикован к скале, и
хищные птицы клевали его печень, пока, с дозволения Зевса, он не был освобожден
Гераклом. Согласно другому преданию, следующие друг за другом расы людей
постепенно деградировали: людей золотого века сменили люди серебряного, затем –
бронзового, наконец – жалкая порода нынешнего железного века. Эту последовательность
лишь однажды нарушает род героев – мужей микенских преданий.
В
Теогонии Гесиода Прометей появляется вновь и навлекает несчастья на человека
обманом, совершенным им на совместном пиру людей и богов, где он хитростью
заставил Зевса предпочесть кости, обернутые туком, – обычная «доля богов»,
сжигаемая при жертвоприношениях, –хорошему мясу. Вот почему жертвоприношения –
главный способ выражения благочестия у греков – всякий раз возбуждали новый
приступ гнева у Зевса.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://florell-page.narod.ru