Реферат по предмету "Религия и мифология"


Семиотика цвета: синий

Семиотика цвета: синий

Мифологическая
“палитра” сравнительно скупа: это триада черного, красного и белого, синий, а
также золото и серебро. Другие цвета обладают знаковой семантикой гораздо реже,
причем символика их существенно различается у конкретных народов. Основные же
цвета обладают более или менее сходном значением в подавляющем большинстве
культур, что является проявлением типологической общности мышления. Особое
место среди этих цветов занимает синий.

Любое
мифологически маркированное явление или образ отличается большей или меньшей
амбивалентностью. Это касается и символического значения цветов – черный,
красный и белый могут в пределах одной и той же культуры воплощать и жизнь, и
смерть; золото и серебро воспринимается и как благое, и как гибельное. Однако
синий цвет практически лишен амбивалентности, будучи связан с потусторонним
миром и смертоносным началом.

Рассмотрим
это на примере исландских саг. Исследуя их, А.Я. Гуревич отмечал, что в саге
нет ни одной лишней детали, не сообщается ни одного факта, который бы ни был
сюжетно значимым. При этом синие одежды упоминаются едва ли ни в каждой. Вот
лишь отдельные примеры. Гисли, отправляясь мстить за побратима, одевает синий
плащ; он же, предчувствуя битву, одевает синее (“Сага о Гисли”),
прорицательница Торбьёрг облачена в синий плащ (“Сага об Эйрике Рыжем”),
Храфнкель, намереваясь убить человека, севшего на священного коня, одет во всё
синее (“Сага о Храфнкеле, годи Фрейра”), воинственный сын Ньяля Скарпхедин,
стремящийся навстречу гибели в бою, носит синие плащ и штаны; когда он сходится
в схватке с Траином, они оба облачены в синее; насмехаясь над Флоси, не смеющим
мстить сыновьям Ньяля, Скарпхедин кидает ему синие штаны, говоря, что они ему
(Флоси) нужнее (“Сага о Ньяле”), героини “Саги о людях из Лаксдаля” одевают
синий плащ, подстрекая мужей к мести; наконец, загадочный Бьёрн в синем плаще с
капюшоном, помогавший героям войти в курган умершего, но всё еще опасного
викинга, на поверку оказывается богом Одином (“Сага о Хёрде и островитянах”).
На этих примерах видно, что синий цвет устойчиво маркирован как цвет смерти, а
также чародейства – его носят мстители и убийцы, а также герои, стремящие
навстречу смерти; его носят колдуньи и ясновидцы (Гисли); его носит Один,
владыка как воинов, так и магии.

Обратившись
к мифологии народов, живущих на другом конце Евразии, мы видим многочисленные
образы синих гневных божеств в индуизме и тибетском буддизме, заимствовавшем
иконографию из культа Шивы. Сам Шива носит эпитет Нилагрива, то есть Синешеий
(по страшному яду, которым он спалит мир в конце кальпы). Почти все грозные
тибетские божества – синего цвета, причем некоторые из них имеют бычьи головы
(Яма, Ямантака). Синий бык известен алтайским народам, у которых он является
воплощением преисподней, а также всякого конца.

Синий
цвет как цвет смерти известен и за океаном. В культурах центральной Америки был
обычай инкрустировать бирюзой черепа умерших (в Африке, кстати, черепа красят
синей краской); индейцы сиу связывают синий цвет с севером и с бедой. Вообще
мифологическое сращение север–синий–беда является настолько устойчивым, что Л.
Леви-Брюль в одной из своих работ упомянул его как очевидное и не нуждающееся в
доказательствах. Добавим к этому и христианскую символику синих одежд
Богородицы как знак скорби.

Разумеется,
синий цвет выступает не только как воплощение смерти; но и в благой своей
ипостаси он отчетливо связан с потусторонним миром. Не только страшный Шива, но
и прекрасный Вишну изображается синетелым (а также его аватара Кришна) – в
данном случае синий цвет символизирует божественность. Благой синий цвет знаком
и монгольской мифологии, где он связан с небом и богом неба. Выходя за пределы
древних мифов, можно указать современную мистическую живопись (начиная с картин
Н.К. Рериха), буквально лучащуюся синевой – в этом случае синий становится
цветом духовной энергии, тайн мироздания и тому подобного, что не может не
напоминать синий плащ скандинавских колдуний и ясновидцев, а также
общеевропейскую традицию изображать волшебника в синем.

Подводя
итог этому беглому абрису семиотики синего цвета, можно утверждать, что синий
всегда символизирует мир смерти – либо как страшную “страну без возврата”, либо
как мир магии и мудрости.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://venec.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.