Эней
Эней
· в греческой и римской мифологиях сын Анхиса и Афродиты (римской Венеры).
Рожденный богиней на горе Ида или на берегу Симоента, Эней до пяти лет
воспитывался у горных нимф.
Эней
сначала не принимал участия в обороне Трои и присоединился к троянцам только
после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест (Hom. Il. XX 89-96 и
187-194). Имя Эней называется в "Илиаде" среди славнейших троянских
героев (XI 56-58), он участвует во многих важных сражениях, хотя в решающих
встречах с Диомедом и Ахиллом Эней терпит поражение и избегает гибели только
благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона и Посейдона (V 297-317, 432-448; XX
79-352); настроенный обычно враждебно к троянцам, Посейдон спасает Энея, так
как тому предназначено судьбой сохранить царский род Дардана (XX 302-308; Hymn.
Hom. IV 196-199). Этот мотив получил развитие в киклической поэме
"Разорение Илиона", где было изображено, как Эней, увидев зловещее
предзнаменование в гибели Лаокоона, ушел из Трои еще до нападения ахейцев; он,
по-видимому продолжал царствовать в предгорьях Иды, либо на восточном берегу
Геллеспонта, близ города Дардан.
В
более поздних источниках появился мотив бегства Энея из разоренной Трои. Один
из таких вариантов проник не позже рубежа VI-V вв. до н.э. к этрускам и лег в
основу мифа о переселении Энея в Италию и основании им Рима. Эта версия,
вобравшая в себя в течение нескольких столетий дополнительные эпизоды и местные
италийские легенды, стала господствующей к середине I в. до н.э. и получила
окончательную обработку у Вергилия в "Энеиде". По Вергилию, в
последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться с проникшими в город ахейцами, но
получил от богов приказ оставить Трою вместе с престарелым Анхисом и малолетним
сыном Асканием (Юлом); жена Энея Креуса по воле тех же богов исчезла в самом
начале пути из Трои.
Захватив
с собой священные изображения троянских богов, Эней в сопровождении спутников
на двадцати кораблях отправляется на поиски новой родины. По пути он попадает
во Фракию и Македонию, на Крит и остров Делос, в Лаконию и Аркадию, на острова
Ионийского моря и в Эпир, где встречает Андромаху, вышедшую замуж за Елена.
Дважды Энея заносит в Сицилию, где умирает Анхис, и Эней устраивает на его
могиле погребальные игры. Страшная буря, обрушившись на корабли Энея,
уничтожает большую их часть, а самого Энея забрасывает в Карфаген. Здесь его
гостеприимно встречает царица Дидона, любовь которой надолго задерживает Энея в
Карфагене. Когда, наконец, по велению богов Эней отправляется дальше в путь, он
достигает италийского города Кумы и, совершая с помощью местной пророчицы -
кумской сивиллы нисхождение в царство мертвых, получает предсказание о своей
судьбе и будущем своих потомков. Дальнейший путь ведет Энея в Лаций, где
местный царь Латин готов отдать Эней руку своей дочери Лавинии и предоставить
место для основания нового города, но для этого Энею приходится вступить в
тяжелую борьбу с Турном - вождем местного племени рутулов, также претендующим
на руку Лавинии. Эней побеждает в поединке Турна, и троянские божества получают
новое пристанище на италийской земле, которая становится преемницей славы
троянцев.
Если
на эолийском побережье Малой Азии в VIII-VII вв. до н.э. генеалогия Энея, сына
Афродиты, возводившего к тому же свое происхождение со стороны отца к самому
Зевсу (Hom. Il. XX 208-241), отражала династические претензии знатного рода
Энеадов (намеки на соперничество между родом Приама и родом Энея встречаются в
"Илиаде", XIII 459-461; XX 302-307), то в Риме последних десятилетий
I в. до н.э. имя Эней приобрело особую популярность в связи с тем, что
потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев (в том
числе Юлий Цезарь и Август). Поскольку между традиционными датами падения Трои
(1184 до н.э.) и основания Рима (754 до н.э.) возникал промежуток в несколько
столетий, это последнее событие стали приписывать не Энею, а его далеким
потомкам, завершающим список царей Альба-Лонги, который якобы был заложен
Асканием.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/