Лакшми
Лакшми (санскр.
e– «Знак», «Счастье»),
в индуистской мифологии богиня счастья и благополучия, супруга Вишну.
Существует
мнение, что различавшиеся еще в поздневедийский период богиня Шри
(«Процветание», «Слава»), ассоциирующаяся с Индрой, и богиня Лакшми начиная с
эпического периода постепенно сливаются в один образ – Шри-Лакшми.
Долгое время
положение Лакшми в индуистском пантеоне было достаточно неопределенным.
Во многих
текстах она соотносится с Куберой, что находит отражение в скульптурных группах
из Матхуры уже кушанского периода (1–3 вв.), а согласно Рамаяне, она вместе с
Куберой и Индрой обитает во дворце Раваны.
В Махабхарате
фиксируется ее связь с Нараяной-Вишну: Лакшми рождается из золотого лотоса,
поднявшегося над головой Нараяны. Лотос – основной символ Лакшми, и именно с
ней связан лотос, растущий из пупа Нараяны в вишнуитских изображениях.
В Махабхарате
воплощением Лакшми считается Драупади – супруга пятерых братьев Пандавов,
воплощений Индры. Согласно Хариванше, индийский Купидон, Камадэва, был сыном
Лакшми и Дхармы, бога справедливости и дхармического закона, практически
тождественного Яме.
В ряде текстов
Лакшми отождествляется с Сарасвати, богиней мудрости, образованности и
искусств, но в других Лакшми и Сарасвати – соперничающие супруги Брахмы.
Согласно одной
версии рождения Лакшми, она была дочерью мудреца-риши Бхригу и Кхьяти, согласно
другой, значительно более популярной, она появилась с лотосом в руках или
сидящей на лотосе во время пахтанья мирового океана дэвами и асурами (ср.
рождение Афродиты), согласно же третьей, она появилась еще в самом начале
мирового процесса, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (ср. ее имена
Падма и Камала – «Лотосовая»).
В некоторых
тантрических направлениях Лакшми трактуется как потенция-энергия Вишну (шакти).
Распространено верование в то, что она сопровождает Вишну и во всех его
аватарах, перевоплощаясь вместе с Ситу (жена Рамы), Рукмини (супруга Кришны) и
т.д. Наиболее распространенными являются изображения Лакшми вместе с Вишну,
возлежащим на космическом змее Ананте или сидящим на своем «ездовом животном»
(вахана) Гаруде; отдельно она изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса.
Культ Лакшми
как богини процветания популярен и в современной Индии. Для индийца она – не
только богиня процветания, но и примерная супруга, изображаемая сидящей у стоп
Вишну. В известном празднике наваратри – «девять ночей» – первые три ночи
посвящены именно ей. Знаменитый осенний праздника светильников дивали, как
правило, трактуется как праздник Лакшми.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/