Далай-лама
Далай-лама
(монг. «океанская ширь (мудрости)», «океан-учитель», т.е. «учитель, чьи знания
бесконечны как океан»), титул духовного и политического (до 1951) владыки
Тибета.
В 16 в., когда
основанная знаменитым проповедником Цзонхавой (1357–1419) буддийская школа
гэлук-па получила распространение в Монголии, ее приверженец, монгольский князь
Алтан-хан, пригласил к себе настоятеля одного из самых влиятельных тибетских
монастырей Соднам Джамцо (1543–1588) и даровал ему титул далай-ламы.
Впоследствии этот титул был распространен и
на двух предшественников Соднам Джамцо, наместников школы гэлук-па в Тибете
(Гедун Дуб, 1391–1474, и Гедун Джамцо, 1475–1542).
Со временем
далай-лама, чья резиденция находилась в столице Тибета Лхасе во дворце Потала,
сосредоточил высшую духовную и политическую власть и стал общепризнанным
авторитетом для приверженцев ламаизма, сфера влияния которого кроме Тибета
охватывала Монголию, Бурятию, Калмыкию, Туву и Бутан.
По сложившейся
на протяжении 14–15 вв. традиции глава буддисткой школы гэлук-па считался
воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, который, согласно ламаистскому учению,
отказался от полного просветления, чтобы осуществить на земле миссию по
спасению всех живых существ.
В дальнейшем
земным воплощением Авалокитешвары стал считаться далай-лама. Как воплощение
бодхисаттвы милосердия, он был призван осуществлять защиту верующих и
покровительство им. Духовным наставником далай-ламы является Панчен-лама,
воплощение будды Амитабы.
В истории
Тибета известны 14 носителей титула далай-ламы. Все они, согласно принятому в
ламаистском мире учению о реинкарнации, являются воплощением одного и того же
далай-ламы, последовательно существовавшего в каждом из них. К середине 18 в.
окончательно оформился ритуал поиска и отождествления перевоплощений
далай-ламы.
Во время
поисков нового кандидата учитываются сверхъестественные явления, сопровождавшие
его рождение, указания государственного тибетского оракула из монастыря Нечунг,
завещание предшествующего далай-ламы. Особое значение имеет ритуал узнавания
новым далай-ламой предметов, принадлежавших предшественнику. Новое воплощение
далай-ламы отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся не
ранее 49 дней после смерти последнего далай-ламы и не позднее двух лет со дня
его кончины. Избранный кандидат воспитывается и получает образование в
монастырях школы гэлук-па. Полная интронизация далай-ламы совершается по
достижении им 18 лет. До его совершеннолетия обязанности далай-ламы исполняет
регент.
Последний, 14-й
далай-лама, Данцзин Джамцо, родился 6 июля 1935. На его долю выпали тяжелые
испытания, связанные с вторжением в 1949 на территорию Тибета войск Китайской
Народной Республики. Реальная политическая обстановка вынудила правящие круги
Тибета согласиться на признание верховной власти КНР над Тибетом. В свою
очередь китайские власти объявили далай-ламу заместителем председателя
Всекитайского собрания народных представителей. Тем не менее сфера влияния
далай-ламы была ограничена центральными районами Тибета. В 1959 Далай-лама XIV
покинул Лхасу, избрав местом своего пребывания Дхармсалу в Индии (шт.
Химачал-Прадеш).
В 1962
далай-лама написал книгу о Тибете под названием Моя земля и мой народ.
Далай-лама XIV не оставляет надежду превратить со временем Тибет в зону ахимсы,
т.е. зону ненасилия и мира, освобожденную от всех видов оружия, место
гармонического сосуществования человека и природы. За выдвинутый им мирный план
по восстановлению мира и прав человека в Тибете Далай-лама XIV был удостоен
Нобелевской премии мира (1989).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/