Святой Павел
Павел, Св. (1
в. н.э.), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая
авторитетная фигура в истории христианской мысли.
Победа
богословских воззрений Павла сыграла огромную роль в формировании христианства
как самостоятельной религии, отличной от иудаизма.
Павел родился в
еврейской семье в Тарсе на юге Малой Азии (современная Турция). Его еврейское
имя было Савл, и неизвестно, когда его стали называть римским именем Павел.
Он получил
строгое фарисейское воспитание и обучался в Иерусалиме. Впервые услышав о
христианстве через несколько лет после распятия Иисуса Христа, он сделался
ожесточенным противником этого нового религиозного движения.
Его обращение в
христианство носило внезапный и драматический характер: по его собственному
свидетельству, на пути в Дамаск ему явился в видении сам Христос.
Впоследствии
Павел стал одним из самых энергичных и деятельных проповедников христианской
церкви 1 в. Он проповедовал евреям, но еще больше – неофитам, обращенным из
язычников, заслужив этим почетное прозвище «апостол язычников». После многих
странствий и приключений, сопряженных с его миссионерской деятельностью в Малой
Азии и Греции, он, по преданию, был казнен римскими властями в 60-е годы в
Риме.
В Новом Завете
сведения о жизни и апостольском служении Павла содержатся в посланиях апостола
Павла и Деяниях апостолов. Исследователи Библии считают, что из 14 Павловых
посланий не все написаны самим апостолом. Павлу вполне могли быть приписаны
сочинения каких-то других авторов – с целью подкрепить их авторитетность его
именем. В целом, все специалисты признают авторство Павла в отношении Послания
к Римлянам, 1 и 2 посланий к Коринфянам, посланий к Галатам, к Филиппийцам, 1
Послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону. Аутентичность посланий к
Ефесянам, к Колоссянам и 2 Послания к Фессалоникийцам многими исследователями
подвергается сомнению, а принадлежность Павлу 1 и 2 посланий к Тимофею и
Послания к Титу чаще всего отрицается. Послание к Евреям, согласно почти
всеобщему мнению, представляет собой сочинение неизвестного христианского
автора 1 в.
В этих
посланиях Павел проявил себя как глубокий и самостоятельный мыслитель. Его идеи
заложили основания всей христианской теологии. Павел был убежден, что до
пришествия Христа Бог открывал себя евреям через патриархов и пророков и, кроме
того, – через союз-завет, заключенный на горе Синай во времена Моисея, и что
язычники имели более смутное представление о Боге, познавая его через его
творение. Бог даровал Тору (Закон Моисеев), которая должна была регулировать
жизнь и поведение евреев, между тем как язычников Бог одарил нравственным
чувством – совестью. Смерть и воскресение Христа открыли новый этап в
отношениях между Богом и человечеством: уверовав во Христа, люди получили
возможность сделаться детьми Божьими по усыновлению, крестясь, принимая в себя
Духа Святого и ведя христианскую жизнь.
Христос для
апостола Павла – это «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор 1:24), Бог,
который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку
и по виду став как человек» (Флп 2:7). Павел мало что мог сказать о жизни и
учении исторического Иисуса, которого он никогда не видел, однако придавал
огромное значение его смерти. Вера Павла в предсуществование Христа (т.е. в то,
что Христос существовал на Небесах до того, как вочеловечился и принял
человеческий образ) в значительной степени подготовила позднейшее христианское
учение о Троице, хотя его замечание о
том, что Христос был превознесен Богом вследствие его смерти и воскресения,
открывало также пути и для менее ортодоксальных (правоверных) христологических
воззрений.
Павел считал,
что Тора, выполнив назначение, которое она имела в божественном плане
мироустроения, утратила свою законодательную силу. Это убеждение послужило
причиной ожесточенных споров Павла со многими христианами, уверенными в том,
что еврейские законы, касающиеся обрезания, соблюдения субботы, а также
ритуальных пищевых ограничений, должны по-прежнему неукоснительно соблюдаться.
Еще более существенно, что, по мнению апостола Павла, нравственная жизнь
христиан также должна покоиться на новом основании. Разумеется, таких
преступлений, как убийство, воровство или прелюбодеяние, надлежит по-прежнему
избегать, но вовсе не потому, что совершение их было бы нарушением заповедей,
которые Бог дал Моисею. Павел верил, что обращение в христианство означает
начало новой жизни, свободной как от оков греха, так и от оков закона, и что
верующие должны вести добродетельную жизнь в силу того, что Бог произвел в их
сердцах глубокую перемену. Поэтому он провозглашал, что «человек оправдывается
верою, независимо от дел закона» (Рим 3:28).
Учение о
первородном грехе, в основе которого лежит рассказ Книги Бытия о грехопадении
человека, было подробно разработано Августином, однако впервые его
сформулировал апостол Павел (см. также
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ). Для Павла концепция первородного греха – не столько
пессимистический взгляд на человеческую природу, сколько один из элементов
величественной картины, отображающей противоборство двух начал, действующих в
человеческой жизни, – «падшей» природы и искупления через благодать, или смерти
и воскресения. Эти два начала олицетворяются двумя родоначальниками
человечества: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор
15:22). Павлу принадлежит концепция христианской церкви как единого «тела»,
«глава» которого – Христос, а «члены» – все христиане; эта идея оказала
исключительно важное и широкое влияние на последующую христианскую мысль. Но,
быть может, наиболее революционным явилось его представление о церкви как
сообществе верующих, в котором не существует разделений по этническим,
классовым или половым признакам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни
свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе»
(Гал 3:28).
Вместе с тем
апостол Павел не был политическим или социальным революционером. На протяжении
всей христианской истории сторонники политического консерватизма ссылались на
его высказывание: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим 13:1). Он
признавал институт рабства, который в его эпоху являлся неотъемлемой частью
экономики Римской империи. Он признавал также институт брака, который в его
времена основывался на безусловном подчинении жен своим мужьям. Хотя он часто с
великим почтением и любовью упоминал о женщинах, способствовавших
распространению Евангелия, ему принадлежат и такие слова: «Жены ваши в церквах
да молчат» (1 Кор 14:34). Дискуссии, развернувшиеся вокруг этого учения
апостола Павла в конце 20 в., показывают, с какой легкостью можно представить
Павла либо «антифеминистом», либо (учитывая нравы его собственной эпохи),
наоборот, «феминистом». Примечательно, что Павел не был ревностным сторонником
брака. Сам он не был женат, и христианские поборники целибата как одного из
средств, позволяющих сохранить свободу от мирских обязательств и
ответственности, всегда ссылались на его слова о том, что, хотя в брачных узах
и нет греха, воздерживающийся от вступления в брак поступает лучше (1 Кор 7).
Исследователи
христианской богослужебной практики обнаруживают в посланиях Павла бесценный
источник сведений по ее истории. Он первым из христианских авторов описал
совершение таинства евхаристии (1 Кор. 11:23-26), которое остается центром
богослужения в Католической, Православной, Лютеранской и Англиканской церквах.
Вместе с тем у него можно обнаружить описания харизматических феноменов –
например, проповеди на незнакомых языках.
Деяния
апостолов содержат поразительный рассказ о жизни и делах апостола Павла.
Впервые он появляется в этой книге при весьма драматических обстоятельствах в
стихе 7:58, о его обращении в христианство повествуется в главе 9, а в главах
13–28 он становится центральным персонажем книги. Именно здесь сообщается о
трех главных миссионерских путешествиях Павла: первом, в Малую Азию и на Кипр,
и втором и третьем, в Малую Азию и Грецию, а также о его последнем путешествии
в Рим, уже в качестве узника. Здесь же приводится блестящее описание и
изложение проповеди, произнесенной Павлом в Афинах (Деян. 17:16-34). К
сожалению, повествование обрывается еще до времени кончины Павла, заставляя
строить догадки о последних событиях его жизни. Деяния апостолов служат ценной
хронологической канвой, реконструировать которую, опираясь на послания,
естественно, было бы невозможно. Однако, хотя считается, что автором Деяний был
Лука, спутник и ученик Павла, Деяния рассматриваются как менее надежный
источник для установления подлинного учения апостола Павла, нежели его
собственные аутентичные послания.
На протяжении
всей истории Павла почитали в большей степени как богослова, чем как святого. В
частности, Послание к Римлянам и сегодня рассматривается как памятник, имеющий
исключительное значение для всей христианской мысли. По традиции, место
погребения ап. Павла чтится в церкви Сан Паоло Фуори-ле-мура в Риме. День
памяти святого 29 июня (в Русской православной церкви 29 июня по старому
стилю).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/