Абхидхармические
тексты
Абхидхармические
тексты - истематизация буддийской учительской традиции.
В ее построении
участвовал ряд школ и направлений классического буддизма, например махасангхики,
бахушрутии, гокулики, но сохранилась она в наиболее полном виде в традициях
тхеравады и сарвастивады.
Истоки
Абхидхармических текстов (abhidharma означает «высшая дхарма», или
«метадхарма», хотя Буддагхоса видит ее «превосходство» лишь в мере детализации
материала) вполне различимы уже в тех сутрах Трипитаки, где представлены
перечни тематических единиц учения, своего рода таблицы, организованные по
различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и
усвоения (ср. каталоги Ангуттара-никаи палийской Типитаки).
Появляются и
специальные сутры, характеризуемые как «дистрибуция» предметов (вибханга), а
также нумерологические списки диад, триад и т.д., именуемые в палийских текстах
матриками (букв. «матрицы»), которые сопровождались учительскими толкованиями.
Все эти тексты были рассчитаны не на рядовых буддистов, но на катехизаторов и
профессиональных аналитиков. Абхидхармические тексты тхеравадинов составляют
семь трактатов Абхидхамма-питаки.
Санскритские
абхидхармические трактаты сарвастивадинов, которых также семь (и которые
сохранились в китайских, японских и тибетских переводах), оформляются начиная с
3 в. до н.э. Наиболее древние тексты – Сангитипарьяя и Дхармаскандха, средние –
Праджняпти-бхашья, Дхатукая, Виджнянакая и Пракаранапада, последний по времени
– Джнянапрастхана (1 в. до н.э.). Сангитипарьяя – комментарий к Сангити-сутре,
устроенный по характерному для классического буддизма принципу организации
предметов учения по числовым группам в восходящем порядке.
Калькулируемые
тематические единицы располагаются в 10 главах; текст включает 122
классификации, распределяя тематические единицы по монадам, диадам, триадам до
декад. Дхармаскандха, приписываемая ближайшим ученикам Будды (по одному
преданию, Шарипутре, по другому – Маудгальяяне, что свидетельствует о высоком
статусе текста), состоит из 12 глав, посвященных преимущественно сотериологии –
этапам продвижения адепта к конечной цели «освобождения». В Дхармаскандхе
различаются 37 «членов освобождения» (в тексте различаются «путь практики» и
«путь озарения»), за которыми следуют классификации дхарм – по делениям их на
«базы» (аятана) и «элементы» (дхату). Праджняптибхашья выпадает из класса
«схоластических» текстов: первая ее часть – мифическая космогония, во второй
описываются прежние жизни Будды и его матери, третья иллюстрирует действие
закона кармы.
Дхатукайя
классифицирует 90 феноменов сознания, распределяемых по 14 рубрикам (10
феноменов, сопровождающих каждое сознание; 10 феноменов, сопутствующих каждому
«загрязнению» сознания; 10 феноменов, сопутствующих каждому «недугу» сознания;
5 «загрязнений»; 5 разновидностей ложных взглядов; 5 контактов; 5 диспозиций
менталитета; 5 его «факторов»; 6 разновидностей сознания; 6 чувственных
контактов; 6 ощущений; 6 идентификаций; 6 желаний; 6 стремлений), после чего
исследуются их взаимоотношения. Виджнянакая представляет обстоятельнейшую
полемику сарвастивадинов с буддийскими «еретиками» – пудгалавадинами,
придерживавшимися концепции квази-Я, которая не устраивала никого из прочих
буддистов своей явной близостью к идее Атмана.
Пракаранапада в
значительной мере опирается на Дхатукаю; ее предмет – классификации
материальных факторов (материальные элементы и их производные), сознание
(читта), факторы, сопровождающие сознание, положительные уровни сознания,
обретаемые благодаря психотехнике, необусловленные дхармы, а также ряд других
классификаций и «тысяча вопросов».
Основная тема
Джнянапрастханы (приписывается Катьяянипутре) – систематизация ступеней
духовного продвижения, опирающаяся на четыре «благородные истины» о страдании.
Первая ее глава посвящена истине о пути, вторая – истине о происхождении
страдания, третья – познанию, четвертая, пятая и шестая – действию, четырем
материальным элементам и чувственным способностям или истине о всеобщности
страдания, седьмая – концентрации сознания или истине о прекращении старадания
(помимо этого рассматриваются вера, критика представления о реальности тела,
ложные взгляды, единичность сознания, память, количество чувственных
способностей, прошлое, определения грамматических категорий, истолкования
отдельных речений Будды).
Итог
сарвастивадинской абхидхармической традиции – Махавибхаша (Великое
истолкование) – монументальный комментарий в свободной форме к Джнянапрастхане,
созданный в первой половине 2 в. во время третьего собора сарвастивадинов под
эгидой знаменитого царственного покровителя буддизма Канишки. Текст составлен в
типичной для Абхидхармических текстов катехизисной форме, которая позволяет
вводить множество анонимных и конкретных мнений сарвастивадинских учителей
(Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддадэва и др.) и их разногласия с прочими
буддийскими авторитетами и является во многих случаях основным источником наших
сведений о них.
Махавибхаша
состоит из пяти разделов, которые делятся на главы и «параграфы». Среди них
особой интерес представляет классификационный анализ предметов «практической»
значимости. Среди предметов классификаций в разделе II, главе 1 пять «уз»
(бандха) 37 компонентов, охватывающих 30 разновидностей «загрязнений» (клеши)
страстей, пять – гордости, а также зависть и себялюбие. Раздел IV, глава 1
открывается обсуждением благого и неблагого поведения в связи с «проявленными»
и «непроявленными» действиями, а также 10 путями благоприятной кармы.
Рассматривается и взгляд оппонентов сарвастивадинов – вибхаджьявадинов,
согласно которым сущность действия включает привязанность, ненависть и ложные
взгляды. Различаются четыре разновидности кармы: черно-черная, черно-белая,
бело-черная и бело-белая. Первая, худшая, – карма тех, кто предан «собачьему»
или «бычьему» образу жизни.
Приводятся
примеры кармических результатов, большинство из которых иллюстрируют дурные
последствия причинения вреда животным. Мнения различных школ разделились в
связи с вопросом, какое из «великих злодеяний» наихудшее – убийство матери,
отца, совершенного существа, причинение вреда Будде и раскол в общине.
Некоторые считают, что хуже всего из перечисленного – преступный ментальный
акт. В главе 2 того же раздела выявляется разномыслие ранних саутрантиков и сарвастивадинов.
Согласно первым, помимо действий и слов следует признать специфику правильного
и неправильного образа жизни. Вторые предлагают рассуждать более «экономно»: и
правильный и неправильный образы жизни складываются из соответствующих действий
и слов. Все, однако, сходятся в различении «проявленных» и глубинных аффектов,
считая, что убийство, воровство, прелюбодеяние, прочие пороки, а также ложные
взгляды укоренены в желании, неприязни и заблуждении. Обсуждаются и 12 видов
деятельности, которые предполагают «необузданную активность», а также три
способа устранения подобных «жизненных стилей». В главе 3 рассматриваются
действия, имеющие последствиями пребывание в аду, первое из которых – убийство.
В этой связи развертывается дискуссия относительно самого механизма
реинкарнации (сансара): некоторые буддийские школы придерживаются взгляда, что
между двумя воплощениями можно «вставить» еще и некоторое промежуточное
существование (антарабхава). Сторонники данной точки зрения видят ее
подтверждение, в частности, и в том, что это промежуточное состояние
предполагается самим «вызреванием» плодов пяти «великих злодеяний».
Абхидхармакоша
Васубандху (4–5 вв.), в которой абхидхарма определяется как дхарма,
направленная на постижение высшей дхармы (нирвана), была задумана как
подведение итогов всей предыдущей работы абхидхармистов в области онтологии,
психологии (феноменология сознания), космологии, сотериологии.
В махаяне
абхидхармическими называются (в порядке имитации классического буддизма) даже
тексты содержательно прямо противоположные абхидхармическому схоластицизму,
например мистические сутры Праджняпарамиты. Абхидхармические тексты получили
распространение в Центральной Азии и на Дальнем Востоке.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/