Реферат по предмету "Религия и мифология"


Абхинавагупта

Абхинавагупта

Абхинавагупта
(санскр. Abhinavagupta), теоретик кашмирского шиваизма, жил в 10–11 вв.,
предпринял широкий синтез тантрических доктрин и практик и создал оригинальную
эстетическую концепцию.

Абхинавагупта
происходил от ученого брахмана Атригупты, которого кашмирский царь Лалитадитья
(8 в.) «выписал» из Северо-Восточной Индии, и родился, по тантристским
трактовкам, в результате «сакрального» соития своих родителей. Раннюю кончину
своей матери Абхинавагупта позднее оценил как положительное обстоятельство; под
руководством отца, брахмана-шиваита Нарасинхагупта, Абхинавагупта изучал
философию и экзегезу, на его обращение к культу Шивы повлияло изучение поэтики.


Абхинавагупта
избрал странничество и подолгу жил у различных шиваитских наставников.

Абхинавагупта
синтезировал в доктрине трика («[Почитание трех богинь] трезубца») два основных
направления шиваитской мысли – спанду (учение об энергетике Божества как
«космической вибрации»), разработанную в 9 в. в Шива-сутрах Васугупты и
Спанда-карике его ученика Каллаты, и пратьябхиджню (учение об «узнавании»
божества), разработанную в 10 в. в трактате Шива-дришти (Созерцание Шивы)
Сомананды. Абхинавагупта полагал, что ему удалось «субординировать» учения его
предшественников: «ортодоксальный» шиваизм, настаивавший на дуализме Божества и
индивидуальной души, и «неортодоксальный» монизм, видевший (под влиянием
адвайта-веданты) в душе манифестацию Абсолюта. Абхинавагупте принадлежит и
систематизация тантрической йоги – направления крама («постепенность»
нисхождения божественных энергий), каула (тантрический эротический ритуал) и
пара (почитание «высшей» богини). Абхинавагупта считается автором до 25
сочинений, в том числе трактатов, комментариев, гимнографии.

По
Паратримшикавиваране (Разъяснение тридцатистишья о высшей реальности), Абсолют
– «высший Шива» – неотделим от своей космической манифестации, в которой
покоится и которой одушевляется все сущее (подобно тому, как все мысли покоятся
в недискурсивном сознании). Вся человеческая эмоциональность (эстетическая,
эротическая и прочая), заряженная космической энергетикой, может быть правильно
интенсифицирована для достижения состояния экстаза (чаматкара), а через него
для непосредственного постижения высшей реальности. Для последней характерно
распространение и концентрация, чередование которых и составляет вибрацию
(спанда), определяющую ритм макро- и микрокосма. Пульсирующая космическая
энергетика соотносится у Абхинавагупты с «высшим словом» (паравач), которое и
есть Шива, осуществляющий миросозидание (идентичное его же мысли) в мистическом
соответствии с буквами санскритского алфавита. Миропроявление – иерархия
нисхождений Первослова, которое постепенно «снижается» до уровня слов обычной
речи в обычном мире (уровни мироздания соответствуют уровням речи). «Креативная
медитация» на слог «Саух» (звуковой коррелят сердца) ведет к осознанию
идентичности сердец адепта и Божества, реализующейся посредством «со-слияния»
(самавеша) и погружения в Высшую речь: здесь Абхинавагупта обещает
«освобождение» при жизни, а впридачу всезнание и всемогущество.

Основной
трактат Тантралока (Свет тантры) систематизирует преимущественно методы
тантрической йоги. После вступления в главах 2–12 рассматриваются четыре
средства достижения «освобождения» (упая) с помощью божества: 1) анупая –
мгновенное освобождение-смерть; 2) шивопая – самоидентификация, при
«нейтрализации» всего индивидуального сознания, с эмоциональным «порывом» Шивы
в его космической деятельности (здесь излагаются концепции световой
манифестации (абхаса) и отражения мира (пратибимба) и подробно фонематическая
космогония); 3) шактопая – интеллектуальное усилие, ведущее к отождествлению
себя с космической энергией Божества и непосредственному видению «истины»; 4)
анавопая – йогическая техника достижения тождественности с Божеством
посредством сакральных формул (мантры) и ритуального чертежа-диаграммы (янтра).
Главы 13–26 посвящены обрядам эзотерической инициации (дикша), сложность
которых варьирует в связи с интенсивностью той «милости Божества», которой они
должны «открыть» адепта. Йогическая интериоризация космического движения
призвана вернуть адепта в «исток» его бытия. В главах 27–28 описываются
различные формы культовой практики, способствующие непосредственному постижению
смысла сакральных шиваитских текстов Агам. Глава 29 посвящена эротическому
ритуалу тантрической традиции, в ходе которого предполагается интериоризация
единства двух «полюсов» Божества (мужского и женского) и такая степень
эмоционального возбуждения (кшобха), при которой может быть достигнуто
экстатическое «восхищение». Главы 30–37 содержат подробные описания мантр,
янтры, «колеса энергий», особого сложения пальцев (мудра), а также рекомендации
по изучению и дальнейшей передаче эзотерических текстов.

Абхинавагупта
оказал значительное воздействие на все дальнейшее развитие шиваитского
тантризма в Кашмире – как непосредственно, так и через произведения его
ближайшего ученика Кшемараджи (монистическая доктрина, культ богини
Трирупасундари и т.п.). Влияние его было ощутимо даже в Тамилнаде (знаменитом
центре Чидамбарам, где сложилось и направление шиваитской веданты),
распространяясь и на тамильскую (санскритизированную) письменность вплоть до 19
в. Можно говорить о влиянии Абхинавагупты на дальнейшую эволюцию вишнуитского
тантризма (преимущественно в течении панчаратриков) и «мистифицированной»
эстетической теории.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.