Реферат по предмету "Религия и мифология"


Индульгенции в истории греческой церкви

ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

 В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, хотя и
огражденная от контактов с внешним миром границами Османской империи,
подвергалась большему влиянию западного христианства, чем Церковь Русская.
Здесь значительно активнее действовала католическая пропаганда, особенно с
учреждением в 1622-м году Sacra Congregatio de Propaganda Fidei, да и греческие
ученые и богословы чаще имели контакты с Западом, а большинство из них здесь
училось. Эти и другие факторы привели к тому, что Греческая Церковь в большей
степени, чем Русская, подверглась западной "метаморфозе", по
выражению о. Георгия Флоровского.

Одним из
проявлений такой "метаморфозы" стало введение в практику Греческой
Церкви… выдачи христианам индульгенций. Это были настоящие индульгенции -
грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить всякий, часто за
определенную сумму денег. Разрешение, подававшееся этими грамотами, согласно
Хр. Яннарасу, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в
таинстве Евхаристии.

Трудно
определить, когда индульгенции, среди греков известные как "apheseis"
и "sygchorochartia", вошли в обиход православных, живших под турецким
игом. Они были достаточно распространены уже в шестнадцатом веке. В начале
восемнадцатого века Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641-1707) пишет об
индульгенциях как о всем известной и древней традиции: "Возобладал обычай
и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали
церковному народу грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)".

Практика выдачи
индульгенций, существовавшая вначале неофициально, получила официальное
подтверждение на Константинопольском соборе 1727-го года. Этот собор был созван
в ответ на усилившуюся латинскую пропаганду, развернувшуюся главным образом в
Сирии, Месопотамии, Палестине и Египте, и стал продолжением
Константинопольского собора 1722-го года. Собор издал "Исповедание
веры", текст которого был составлен Иерусалимским патриархом Хрисанфом
(†1731), подписанное патриархами: Константинопольским Паисием II, Антиохийским
Сильвестром и Иерусалимским Хрисанфом, а также архиереями, находившимися в то
время в Константинополе и принимавшими участие в соборе.

Итак, в 13-м
пункте документа говорится: "Власть оставления грехов, которое, если
подается письменно, Восточная Христова Церковь именует "разрешительными
грамотами" (sygchorochartia), а латиняне - "индульгенциями"
(intulgentzas),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты
выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами:
Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским."

Как видно из
обоих приведенных отрывков, патриарха Досифея и Константинопольского собора,
выдача индульгенций связывалась с властью православных патриархов. Приписывание
патриархам (и только им, как видно из текста "Исповедания") власти
отпускать грехи и выдавать специальные грамоты было искаженным рудиментом
древнего института "Пентархии", который сформировался после IV
Вселенского собора и, безусловно, претерпел кризис в эпоху турецкого господства
и распространения латинских влияний. В сознании греков той эпохи, которые к
тому времени во многом привыкли мыслить западными стереотипами, власть
православных патриархов во многом была ассоциирована с властью римского папы.

В своей
полемике с латинством греки подвергали сомнению не само по себе явление
индульгенции, но то, что Римские папы приписывали право раздавать отпущение
грехов исключительно себе. Так, в том же 13-м пункте соборного исповедания
сказано: "Говорить же, что власть давать (индульгенции) имеет только
Римский папа, есть явная ложь".

Примечательно,
что даже такой богослов и знаток канонического предания Церкви как преп.
Никодим Святогорец не только не отвергал, но и следовал практике индульгенций.
Так, в своем письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в
Константинополе, датированном апрелем 1806-го года, он просит его взять в
патриархии "разрешительную грамоту" для одного "живого монаха",
тоже по имени Никодим, и прислать ему. Он обещает ему, что вышлет деньги,
необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

Индульгенции
как средство обогащения были осуждены на Константинопольском соборе 1838-го
года. Этот собор, как и собор 1727-го года, был посвящен опровержению латинских
догматов и обычаев. Его главной темой была "уния". Окружное послание,
изданное собором, подписали Константинопольский патриарх Григорий VI и
Иерусалимский патриарх Афанасий, а также одиннадцать архиереев
Константинопольского синода. Его текст был послан также отсутствовавшим
патриархам Александрийскому Иерофею и Антиохийскому Мефодию.

В 9-м пункте
Окружного послания осуждается "ужасное и неслыханное злоупотребление,
происходящее от дерзости, по которой епископы Рима святейшие, священнейшие и
страшные предметы веры священной Христовой веры используют как средство
добывания денег". Здесь осуждается только взимание денег за отпущение
грехов, да и то только в юбилейные годы. Само по себе явление индульгенции
опять не находит должной богословской оценки собора. В послании также нигде не
упоминается и не осуждается практика Греческой Церкви, аналогичная осуждаемой
собором.

Впрочем, даже
соборными решениями было сложно искоренить практику, укоренившуюся в народе.
Насколько укорененной была эта практика, говорит тот факт, что
"разрешительные грамоты" дожили в Греции до середины двадцатого века.

Список
литературы

Сергей
Говорун. Индульгенции в истории греческой церкви

Православие
и Запад в новейшей Греции, Афины, 31996, 149-153.

Х. Яннарас,
Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции),
Афины, 31996, 150.

Пападопулос-Керамевс,
А., Symbolai eis tin istorian tis archiepiskopis tou orous Sina (К истории
Синайской архиепископии), Санкт-Петербург, 1908, 133.

Текст
Окружного послания, изданного собором 1722 года, см. в: Кармирис, И., Ta
Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias
(Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t.
2, Graz-Austria, 21968, 822-859.

Кармирис,
И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias
(Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t.
2, Graz-Austria, 21968.

Филиппа
Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бандитизм. Признаки банды. Формы бандитизма на основе анализа практики правоохранительных органо
Реферат Понятие сплошной среды
Реферат Охорона авторського права та суміжних прав в Україні
Реферат Система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике
Реферат Философские мотивы в лирике Омар Хайяма
Реферат Спорные вопросы крещения Руси
Реферат «Аналіз загроз об’єкту захисту. Політика безпеки. Технічний захист»
Реферат Реєстрація актів громадянського стану 2
Реферат The Dorm Room Essay Research Paper A
Реферат "Унесенные ветром" как исторический роман
Реферат Синергетическая парадигма современной экономической теории
Реферат Господарські товариства як сучасна форма господарювання в Україні
Реферат Политика государства и бизнеса в отношении инвалидов и пенсионеров
Реферат Использование репрезентативных систем
Реферат Российская политическая элита