БОРЬБА БРАТЬЕВ СКРИБАН ЗА КАНОНИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУМЫНСКОЙ ЦЕРКВИ
Епископ Филарет (Скрибан),
в миру Василий родился в 1811 году в местечке Бурдужени, расположенном на границе
с Австрией. Начальное образование он получил в доме своих родителей и у греческих
монахов Федоровского монастыря. Затем он отправился в Яссы, где очень успешно
окончил курс Ясской академии. Как выдающийся студент он был оставлен в академии
в качестве профессора географии и французского языка. Серьезный, вдумчивый и
глубокий знаток румынской истории и народа, Василий Скрибан был одним из немногих
в то время, кто отчетливо понимал, что душу этого народа составляет православная
вера, что вне Православия невозможно его здоровое развитие и самобытная национальная
жизнь.
Уже будучи профессором
Ясской академии, он покидает кафедру и в качестве простого студента поступает
в Киевскую духовную академию, основанную его соотечественником Петром Могилой.
За два года, проведенные в академии, Василий успел прекрасно изучить русский
язык и получить степень магистра богословия. Здесь же, в Киеве, сразу по окончании
академии он с согласия митрополита Вениамина Костаки был пострижен в монахи
с именем Филарета. Прежде чем отправиться на родину, он поехал в Москву и там,
в течение двух месяцев, жил у митрополита Филарета. Позже он часто вспоминал
о том, насколько важны были для него беседы с московским святителем. Прощаясь
со Скрибаном, митрополит Филарет подарил ему панагию - в знак того славного
архиерейства, которое с великой честью и пользой для Церкви проходил Филарет
Скрибан.
На родине он был
радушно встречен Вениамином Костаки, который вскоре рукоположил его в иеродиакона,
затем в иеромонаха и возвел в сан архимандрита с назначением его ректором Сокольской
семинарии. В должности ректора Филарет Скрибан состоял 20 лет, сначала в сане
архимандрита, а с 1852 года в сане епископа Ставропольского. Вскоре же по вступлении
его в должность ректора Сокольской семинарии, он приступил к ее коренному реформированию:
преобразовал ее в 8-классную полную семинарию; значительно обогатил семинарскую
библиотеку; основал типографию. По его предложению, профессора семинарии должны
были проповедовать в разных храмах города в воскресные и праздничные дни. Кроме
того, сам он настойчиво концентрировал внимание на обучении студентов произнесению
проповедей. Будучи в течение двадцати лет ректором семинарии, епископ Филарет
положил начало возрождению духовного просвещения в Румынии, создав тем самым
значительный противовес многочисленным в то время “возродителям румынской народности”,
которые уже слишком далеко зашли в своей деятельности, подрывая православную
основу образования. Лучших учеников семинарии он поощрял принимать монашеский
постриг, причем часто давал им имена в честь великих русских архипастырей. За
его образованность и прекрасные проповеди, его иногда называли “профессором
профессоров”.
Роль епископов Филарета
и Неофита Скрибанов в церковной жизни Румынии XIX века понятна лишь на фоне
происходивших в то время серьезных преобразований, коснувшихся всех сторон государственной
жизни. Дело в том, что 1821 год отмечен в румынской истории как год освобождения
от гегемонии греков-фанариотов (от исторической части
Стамбула – Фанара), находившихся на ключевых государственных постах в течении
более чем ста лет. В 1822 г. с разрешения Константинополя были избраны местные
господари: Иван Стурдза для Молдавии и Григорий Гика для Валахии. Одновременно
с этим началось возрождение национальной культуры, образования, языка. На волне
национального подъема и оживления интенсивно изгонялось все так или иначе напоминавшее
о греках. А так как наиболее устойчивой ассоциацией с греческой культурой являлось
Православие, то по отношению к нему все более нарастала враждебность, особенно
в среде интеллигенции.
Подобными настроениями
умело воспользовался полковник А.Куза, избранный князем новообъединенной Румынии
(соединение княжеств Молдавии и Валахии произошло в 1861 году). Основной чертой
проводимой им политики было поощрение и развитие негативной реакции против пережитого
румынами фанариотского периода. Православие было приравнено к “пережиткам фанариотской
культуры”, и против него предприняли ряд ограничивающих мер. В частности, заговорили
о полном уничтожении монашества, издав специальные правила, по которым в монахи
могли постригаться только 60-ти летние старики и 40-летние женщины, а моложе
этого возраста могли постригаться только калеки; было конфисковано практически
все монастырское имущество, в том числе имущество и земли так называемых преклоненных
монастырей, то есть зависимых от греческих обителей Святой Земли. От антимонастырской
политики Кузы пострадала в частности знаменитая Нямецкая лавра, игравшая исключительно
важную роль в истории румынской церкви.
Следующим шагом Кузы,
предпринятым в рамках “церковной реформы” было провозглашение автокефальности
Румынской Православной Церкви и преобразование ее по антиканоническому образцу.
В 1865 году реформа была дополнена новым законом: митрополиты и епархиальные
епископы назначаются князем, по предложению министра исповеданий. Таким образом
князь Куза всецело подчинил церковь своей юрисдикции.
Но это было лишь
начало “антиправославного похода”. Министр-президент М.Когальничано в национальном
собрании предложил принять римский католицизм в качестве официальной религии
на том основании, что “православие служит единственным препятствием благоденствию
румын”. Во всеобщее употребление был введен григорианский календарь. 25 октября
1864 г. принято решение основать
католическую семинарию. Правительство Кузы намеревалось ввести в храмы органы
и добавить в Символ веры filioque. Сам Куза больше симпатизировал протестантизму,
и втайне покровительствовал протестантским сектам. Так 13 марта 1863 г. происходило
торжество закладки новой реформатской церкви в Букуреште; в том же году была
отстроена и увеличена лютеранская церковь.
К сожалению и внутри
церкви в те опасные годы не все было в порядке. Духовенство было чрезмерно политически
ангажировано, помогая тем самым, пусть и не всегда осознанно, деятельности правительства.
В такой исторической обстановке, судьбоносной для Православия в Румынии, проходила
жизнь двух братьев архиереев.
Выдающиеся способности
Филарета Скрибана были замечены князем Кузой, который пожелал привлечь его на
свою сторону и предложил ему кафедру митрополита Молдавского, а брату его Неофиту
Скрибану - кафедру митрополита Валахского. Оба брата отказались принять назначение
от Кузы, считая такое получение кафедр неканоничным. Вместо этого епископ Филарет
открыто вступил против проводимых правительством церковных реформ.
Для Скрибана было
очевидным, что за всеми “реформами”, проведенными Кузой, скрывались другие цели,
служившие сближению с Европой - принятие протестантизма или католичества. Существует
предание о том, что когда были конфискованы церковные и монастырские земли,
а также церковное имущество, Филарет Скрибан во время торжественного заседания
Синода, в присутствии самого князя Кузы, в епископском облачении произнес проклятие
на него и на все его семейство. Кроме того, когда были объявлены церковные реформы
князя Кузы, епископ Филарет поспешил отправиться в Бухарест, чтобы там противодействовать
нововведениям; но по дороге был остановлен жандармами и под конвоем возвращен
в Яссы. Тогда он подал протест консулам держав-поручительниц, в том числе и
России, и на имя созванного “генерального” Синода, жалуясь на самоуправство
Кузы и совершенные им церковные нововведения. В прошениях, поданных на имя русского
консула, Филарет просил у русского правительства заступничества за румынскую
церковь, предлагая ему принять самые решительные меры по отношению к правительству
Кузы.
В полемических сочинениях,
написанных за это время “Защита истины и права”, “Вавилонизм в Церкви”, “Необходимость
клира в обществе”, “История Румынской Церкви” братья Скрибаны доказывали, что
суду Православной Церкви подлежат все ее члены - клирики и миряне, что клирики
могут судить мирян как пастыри овец, а не наоборот; Синод должен состоять только
из епископов, а не из пресвитеров и диаконов, тем более не из мирян. За подобные
выступления епископ Филарет, также как и его брат, претерпел множество упреков
и оскорблений. Но правда восторжествовала, и после семилетней упорной борьбы
победа оказалась на стороне Скрибанов. Закон 1865 года, направленный против
канонов Церкви, был отменен и заменен законом 1872 года, редактированным братьями
Скрибанами.
Период ожесточенной
борьбы Скрибанов сначала с реформами правительства Кузы, а потом (с 1866 года)
Карла, известен в истории Румынской Церкви под именем борьбы за канонический
строй Церкви. Епископ Филарет, явившийся таким образом мужественным защитником
Церкви, умер в 1873 году в крайней бедности и был похоронен на своей родине
в Бурдужени, в основанной им самим церкви св. Троицы. Когда в 1884 году в том
же храме, в общем могильном склепе хоронили и его брата Неофита, то тело Филарета
Скрибана оказалось совершенно нетленным.
Результаты борьбы
братьев Скрибанов были весьма значительны. Прежде всего, в обществе вновь пробудился
интерес к Православию. Кроме того, не осуществилось введение задуманных Кузой
новшеств: filioque не было добавлено в Символ веры, в Церкви сохранился юлианский
календарь, органы не заменили собой пения в румынских православных храмах, был
радикально изменен закон 1865 года. По новому закону 1872 г. отменено прежде
всего название Синода епископов “генеральным”, как заимствованное из протестантских
церквей; Синод отныне состоял только из епископов; был положен предел вмешательству
государственной власти в церковные дела. И, хотя и этот закон 1872 г. имел недостатки
по сравнению с каноническим строем Церкви, несомненно он явился одним из главных
достижений деятельности братьев Скрибанов на поприще защиты Православия.
Список
литературы
Геннадий Большаков. Борьба братьев Скрибан за канонический строй Румынской Церкви
История Православной Церкви в XIX веке. Славянские Церкви. Московское подворье ТСЛ, 1998.