ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ
(Краткая
историческая справка)
Русская Православная
Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей
Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил
будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее
соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был
освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей
славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило
величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988
году Крещение Руси.
Русская Церковь в
домонгольский период своей истории была одной из митрополий
Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался
Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский
престол был поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек
своего времени.
С Х в. строятся
величественные храмы. С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г.
преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества,
основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни
Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед
русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были
крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись
летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в
истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного
писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и
литературных произведений.
В ХII веке, в период феодальной
раздробленности Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи
единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и
междоусобице князей. И татаро-монгольское нашествие - это величайшее бедствие,
постигшее Русь в ХIII веке, не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как
реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно,
материально и морально она способствовала воссозданию политического единства
Руси - залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных
русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь
продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся
русские святители были духовными руководителями и помощниками Московских
князей. Св. Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал князя Димитрия Донского.
Он, как позднее и св. Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета
помогал Московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранения
государственного единства. Великий подвижник Церкви русской Преподобный Сергий
Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг -
Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от поработителей.
Сохранению национального
самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали в
тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке
было положено начало Почаевской Лавры. Эта обитель и ее святой игумен Иов
(Железо) многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего
с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских
обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было
основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334
г.). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант
иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от
захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской
Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи,
Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата.
Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил
титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая
мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной
Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским
патриархом. Восточные патриархи признали за русским патриархом пятое по чести
место.
ХVII век начинался для
России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты.
В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой
патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген
(1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и
Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда
вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в
1608-1610 гг.
В период, последовавший за
изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень
важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов.
Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону - личности очень яркой,
выдающемуся церковному реформатору. Некоторая часть священнослужителей и мирян не
поняла и не приняла богослужебных реформ Патриарха Никона и отказалась
подчиниться церковной власти. Так возник старообрядческий раскол.
Начало ХVIII века
ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и
Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал
выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее
церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода. Синод
оставался высшим церковным органом Русской Церкви в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей
истории (1721-1917 гг.) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию
духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление
старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось
деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские богословы и для
развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал и великие
образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и
Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась
подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только
после революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление
патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран
на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Московский Тихон
прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые
революцией. В Послании Священного Собора от 11.11.17 года говориться:
"Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая
распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и
ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки
бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей,
призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия!
Вернитесь на путь Христов!"
Для большевиков, пришедших
к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь уже априори была
идеологическим противником, так как она и после октябрьского переворота, будучи
институциональной частью царской России, решительно защищала старый строй.
Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов и монахинь, а также
мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей
жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах
советское правительство потребовало выдачи церковных ценностей для оказания
помощи голодающему населению из-за неурожая 1921 года, дело дошло до рокового
конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для
полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу Второй Мировой войны
церковная структура по всей стране была почти уничтожена. На свободе осталось
лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Некоторым
епископам удалось выжить в глуши или под видом священников. Во всем Советском
Союзе было открыто для богослужений только несколько сотен храмов. Большая
часть духовенства находилась в лагерях, где многие пропали без вести, или в катакомбах,
тысячи священников сменили профессию.
Катастрофический для
страны ход боевых действий в начале Второй Мировой войны заставил Сталина
мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе и Русскую
Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Сразу для богослужений
открылись храмы и священнослужители, включая епископов, были выпущены из
лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной, моральной поддержкой
дела защиты находящегося в опасности отечества - она оказала материальную
помощь, вплоть до обмундирования для армии, но особенно это проявилось в
финансировании танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени
Александра Невского.
Кульминацией этого
процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в
"патриотическом единении" был прием Сталиным 4.9.43 года Патриаршего
Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия
(Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического
момента началось "потепление" в отношениях Церкви с государством,
однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем и любые
попытки расширения деятельности Церкви вне стен храма, встречали непреклонный
отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской
Православной Церкви в период так называемой "хрущевской оттепели",
когда в угоду идеологическим установка были закрыты тысячи церквей на всей
территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия
Крещения Руси, превратившееся в общегосударственный праздник, придало новый
свежий импульс церковно-государственным отношениям и заставило власть
предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на
принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее
вклада в формирование нравственных устоев нации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russian-orthodox-church.org.ru/