Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Педагогическая теория Жан-Жака Руссо

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Общественно-политическое положение во Франции всередине XVIII века. Просветительская философия.
Капиталистическийстрой складывался во Франции еще задолго до буржуазной революции 1789—1794годов. В стране, в основном аграрной, во второй половине XVIII века широкораспространилась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильнопрепятствовали развитию капитализма.
Всенаселение страны делилось на три сословия. Первым сословием считалосьдуховенство, владевшее громадными землями. Оно было освобождено от уплатыкаких-либо налогов и имело собственный суд. Вторым сословием было дворянство,которое являлось собственником значительной части земли. Феодальные правадавали этому сословию возможность широко эксплуатировать крестьян. Третьесословие не имело привилегий; большую часть его составляло крестьянство,которое было совершенно бесправным. Материальное положение крестьянства врезультате феодальных платежей и тяжелых государственых налогов былобедственым.
Третьесословие не было единым; сюда же входили ремесленники, рабочие, городскаябеднота. Руководящее положение в третьем сословии занимали купцы, фабриканты ибанкиры. Все они находились в оппозиции к феодальным порядкам, несмотря наразличные условия своей жизни. Буржуазия в середине XVIII века, входя в составтретьего сословия, не сразу, с колебаниями присоединяется к мощному народномудвижению и возглавляет его выступления против короля, привилегий духовенства идворянства, сословной системы воспитания.
Народноедвижение, направленное против феодального строя, оказало большое влияние навесь ход политической жизни XVIII века. В этот период оживляется борьбаписателей и ученых, выразителей буржуазной идеологии, против феодальныхпорядков. В своих сочинениях они громили феодальное мировоззрение, разбивалиофициальные религии (некоторые просветители были атеистами) задолго донаступления революции. В 50—80-х годах XVIII века, в предреволюционные годы, ихвыступления приобрели особенно острый характер.
Французскиепросветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феодальный строй ифеодальную идеологию. Они отстаивали, исходя из позиций Локка, договорнуютеорию происхождения государства (Руссо, Дидро и др.) и доказывали, что в своем«естественном состоянии» человек всегда имел «естественное право» на свободу,равенство и братство.
ПросветителиXVIII века ждали наступления новой эры, царства разума на Земле.
Вэто время идеологи буржуазии искренне считали себя представителями не толькотретьего сословия. По словам Энгельса, они выступали «в роли представителей некакого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества» (Маркс К. иЭнгельс Ф. Соч., т. 19, с. 190).
Нопосле того как буржуазия захватила власть в свои руки, она, стремясь обеспечитьсвое господство, перешла в наступление против трудящихся, против развивающегосярабочего класса.
Французскиепросветители верили в могучую силу воспитания. Они были убеждены, что, воспитавнового человека, они тем самым пересоздадут весь мир. Путем просвещения будутуничтожены ложь, предрассудки, невежество прошлого, отпадет все отрицательное,что свойственно феодализму.
Выдающеесяместо среди французских просветителей занимали Жан-Жак Руссо ифилософы-материалисты.
Жизнь Жан-Жака Руссо.
Руссородился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Он не получилсистематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии,перепробовал ряд профессий. Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссоприехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией тоговремени, с ее лучшими представителями—публицистами и философами. В 1749 годуДижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал липрогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету ДидроРуссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительновыступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников,против культуры и науки феодального общества. За эту работу Руссо получилпремию Дижонской академии.
В1755 году появляется вторая работа Руссо — «Рассуждение о происхождении иоснованиях неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики.Затем последовал «Общественный договор» (1762). Руссо доказывал, чтонеравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развиваядоговорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному)обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда людибыли равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своейтрудовой собственности. Руссо бичевал тиранию, гнет эксплуататоров и доказывал,что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна, она нарушаетпервоначальный общественный договор, по которому люди добровольно передалинекоторые свои права ими же выбранным властям, обязанным служить народу. Этобыл облеченный в форму литературного произведения призыв к свержению короля ифеодальных устоев.
В1762 году вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создалавтору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободногочеловека нового, т. е. буржуазного, общества. Появление «Эмиля» вызвалонегодование у аристократов и духовенства. Книга за выраженное в нейсвободомыслие, хотя Руссо не был атеистом, была сожжена на одной из площадейПарижа, а ее автор был вынужден бежать за границу. Лишь незадолго до смерти,больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину. В 1778году Руссо умер.
ПроизведенияРуссо глубоко волновали умы передового предреволюционного буржуазного общества,их влияние простиралось далеко за пределы Франции.
Социально-политические и философские взгляды Руссо.
Властьи богатство создали неравенство, заявлял Руссо, человек поэтому потерял своюсвободу. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он.Он считал, что власть должна принадлежать самому народу, требовал, чтобы каждыйтрудился. Он призывал к тому, чтобы была допущена только мелкая собственность,а собственность дворян-феодалов была уничтожена. Это учение Руссо в его времябыло революционным. Оно выражало интересы мелких собственников (ремесленников,крестьян) и вело к утверждению буржуазного строя. Идеал Руссо — этомелкобуржуазная трудовая собственность и общественное устройство, основанное наэтой собственности и на труде каждого.
Рассматриваявопрос о восприятии окружающего нас мира, Руссо рассуждал как сенсуалист: нетничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, черезорганы чувств. Но он не мог делать из этого положения материалистическихвыводов. Он отрицал официальную религию и был сторонником «религии чувства»,полагая, что каждый человек свободен верить по-своему. По его словам, «всехорошо, что выходит из рук творца вселенной, все вырождается в руках человека».
Человек,по мнению Руссо, испорчен современным обществом. Отсюда вывод: воспитыватьребенка следует вне испорченного общества, вдали от цивилизации, на «лонеприроды».
Существованиелюдей должно поддерживаться личным трудом. Без труда не может быть нормальнойчеловеческой жизни. Но в несправедливом, испорченном мире многие присваиваютрезультаты чужого труда. Истинно свободным является человек, живущий своимтрудом. По мнению Руссо, задача заключается в том, чтобы воспитать такогочеловека, который ни от кого не зависел бы, жил бы плодами своих трудов, ценилбы свою свободу и умел ее защищать. Тот человек, который ценит свою свободу,научится, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.
Руссоговорил, что детей тружеников воспитывать не надо, они уже воспитаны самойжизнью. Надо перевоспитать феодалов, аристократов, правильно воспитать ихдетей, и мир станет иным. Поэтому героем своего произведения «Эмиль, или Овоспитании» он делает Эмиля, происходящего из знатной семьи. В результатеполученного им воспитания он должен стать свободомыслящим и жить собственнымтрудом.
Естественное и свободное воспитание.
Детидолжны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит,что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастныеособенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станутвзрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трехисточников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, поего мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческихспособностей, развития органов чувств; воспитание людьми — этo приучениечеловека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец,воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей,с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильнымвоспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми,вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одномнаправлении.
Внепосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободноевоспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясьна это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой,суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Онтребовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. Вэтом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.
Руссопридавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту рольсвоеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своеговоспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенокэтого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Онорганизует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказываютопределенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
Возрастная периодизация.
Руссоделил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождениядо 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическоевоспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «снаразума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когдаследует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенканакапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте.Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственноевоспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период —«период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляетсяпреимущественно нравственное воспитание.
МыслиРуссо о возрастных различиях ребенка находятся в соответствии с его взглядамина природоспособность воспитания и не лишены диалектики. Он стремился найтиведущее начало для каждой из ступеней естественного развития ребенка, накоторое и должно быть в данный период направлено основное внимание в процессевоспитания. При этом каждая из ступеней тесно связана с другой.
Руссостремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития.Однако он не мог правильно указать законы развития ребенка. Неверно, чторебенок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как иутверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.
Руссоне отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировалсамый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовалучитывать возрастные особенности детей. Он справедливо также писал, что каждыйребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет егоспособности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать.Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании.Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенностиребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.
Враннем детстве (до двух лет) основой всего является физическое воспитание. Еслиэто возможно, ребенка должна вскармливать сама мать. Обычно пеленают ребенка,укладывают его так, что голова его остается неподвижной, ноги выпрямленными,руки вытянутыми вдоль тела. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», —восклицает Руссо. Так сразу же отнимают у ребенка свободу, а этого нельзяделать, не следует мешать природе.
Руссоподробно останавливается на физическом воспитании Эмиля. Он указывает, как надозакалять ребенка и укреплять его физические силы.
Сдвух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлятьрассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякие наставления, заставлять егозаучивать рассказы и сказки. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимоглавным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. Руссо дает целыйряд указаний, как следует развивать эти чувства. По-прежнему необходимоусиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием.Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок всеизмеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этомнужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научилсячитать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо», геройкоторой на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни вприроде.
Помнению Руссо, ребенок в этом возрасте не имеет еще нравственных понятий, новоспитывающая роль примера, несомненно, в это время велика. Никакиенравственные, никакие абстрактные понятия недоступны ребенку до 12 лет, но то,что связано с познанием самих вещей, может все же помочь и формированиюотдельных отвлеченных понятий. И Руссо считал, что ребенок в этом возрастевполне может усвоить одну важную идею — идею собственности. Эмиль хочетогородничать и сажает бобы, но на земле садовника Роберта, как раз на томместе, где, оказывается, Роберт уже посадил дыни. Из столкновения, происшедшегомежду Эмилем и Робертом, ребенок познает, как идея собственности естественновосходит к праву «первого завладения посредством труда». Таким образом, Руссо,противореча своим основным положениям о невозможности формирования у ребенка вэтом возрасте отвлеченных понятий, считает, что идея собственности может статьвполне доступной пониманию ребенка.
Отвергаянаказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенкаможет быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой,несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должныбыть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ниприкоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что онможет испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь даватьему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенокразбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватитьему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла,рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а«естественным последствием» проступка ребенка.
Кдвенадцати годам Эмиль физически крепок, самостоятелен, умеет быстроориентироваться и схватывать важнейшее, он узнал окружающий мир через свои внешниеорганы чувств. И он вполне подготовлен для того, чтобы вступить в третий периодсвоего развития, когда осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этомвозрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственнымипонятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому ондолжен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборепредметов для изучения исходить из интереса ребенка. Естественно, что интересребенка направляется на то, что он видит, и потому его интересуют география,астрономия, природоведение. Руссо развивал оригинальную методику получения этихзнаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Онставит Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины,изобретающего компас и т. д.
ДидактикаРуссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать,сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка смаксимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, самижизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясьнарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумелсвязать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он зареальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе стем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости иактивности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения сприродой и жизнью.
Физическийтруд — это неизбежная обязанность общественного человека. «Богатый или бедный,могущественный или слабый, всякий праздный гражданин — это плут». Поэтомусвободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного иремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб исохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.
Впервую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит ввоспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Эмильживет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самомутруду и трудовому общению. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд —общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.
Эмильтеперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его вобщество. Наступает четвертый период — период нравственного воспитания, а ономожет быть дано только в обществе. Развращенный город не страшен теперь Эмилю,который достаточно закален от городских соблазнов.
Руссо,представитель того класса, который вскоре вступит в революционную борьбу,искренне убежден в том, что лучшие люди «третьего сословия» — это носителиобщечеловеческих идеалов. Надо поэтому научить Эмиля любить всех людей. И Руссовыдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств,добрых суждений и доброй воли.
Пустьюноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть идобрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в немдобрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путемизучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй волиможет быть лишь при совершении добрых дел.
Вэтом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половоепросвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее:чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь; юноша долженжить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительноевремя бывать на свежем воздухе. Руссо считал, что было бы желательным избежатьсо стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопросзадан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью». Такойподход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель неотвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка. Когда же воспитательнайдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто,без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни состороны, из нечистого источника.
Руссосчитал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он былубежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала. Онбыл против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, —это религия сердца. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройствевселенной, ребенок приходит к мысли о ее творце.
Воспитание женщины.
Руссос большим вниманием рассматривает вопрос о том, какую жену выбрать для Эмиля.
Воспитаниеневесты Эмиля Софи должно быть противоположно тому, которое получил ее жених.Назначение женщины, в понимании Руссо, совершенно иное, чем назначение мужчины.Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствиесамостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вотудел женщины. Руссо считал, что «естественное состояние» женщины — зависимость,и «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», что никаких серьезныхумственных занятий для девушки не нужно. Резкое противоречие в содержаниивоспитания мужчины и женщины у Руссо понятно — он видит свой идеал семьи всемье ремесленника, мелкого буржуа. Эти рассуждения Руссо соответствуют егомелкобуржуазной природе и являются реакционными.
Значение педагогической теории Руссо.
Руссозанимал важное место среди философов-просветителей в идеологической подготовкефранцузской революции 1789 года. Несмотря на ряд противоречий и ошибок, егопедагогические взгляды сыграли свою исторически прогрессивную роль. Еговоззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячейлюбви к ребенку. Руссо требовал активных методов обучения, учета возрастныхособенностей ребенка, трудового воспитания, тесной связи обучения с жизнью.
Послетого как французская буржуазная революция 1789—1794 годов была завершена, кпедагогическим идеям Руссо буржуазные педагоги стали относиться настороженно.Демократ Руссо представляется опасным, его мысли о воспитании активного,самостоятельно думающего, свободного человека шли вразрез с реакционнойидеологией укрепившегося буржуазного общества.
Н.К. Крупская подчеркивала, что от наследия Руссо «отрекается современная,одряхлевшая буржуазия. Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса отдела народа, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится к Руссохолодно, свысока, и хотя по традиции называет его «великим», но неизменнодобавляет «утопистом». Причем под утопией понимает не только то, чтодействительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, егоуважение перед «человеком», перед «трудом» (Крупская Н.К. Пед. соч. в 10-ти т.,т. 1, с. 265).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.