Кто такие
езиды
Езиды сохранили
древнекурдские верования, которые местами впитали в себя некоторые моменты из
христианства и ислама. Самые древние сведения о езидах встречаются в сочинениях
средневековых историков и географов Ближнего Востока Шахристани, Ибн аль-Асира,
Хаджи Хальфы.
В средние века
езиды были известны также под именем да-сени. Как правило, материалы о культе
езидов, о социально-политической организации их религиозного общества очень ограниченны
и малочисленны по той причине, что езиды считают себя избранными,
"избранность" эта передается по наследству, и по этому езиды не
спешат делиться с другими своей культурой.
Езидские
деревни, разделенные горами, были оторваны друг от друга (основная часть
курдов-езидов живет недалеко от Мосула, в Синджарских горах, а также в казе
Шейхан) и связывались лишь посредством служителей культа. О своей религии езиды
имеют много народных преданий и устных рассказов во множестве вариантов. Они
считают себя потомками последователей шейха Ади. О личности шейха Ади (Арабский
географ Якути передает, что шейх Ади ибн Мусафир, шафиит, предводитель курдов и
их духовный руководитель, происходил из селения Лалиш (близ Мосула), которое
ныне носит его имя. В этом селении находится гробница Ади - основное
молитвенное место езидов. Здесь же живет и их духовный глава. Предполагается,
что шейх жил в XI или в XIII вв. в Сирии, как и относительно происхождения
езидизма, существуют различные мнения.
Вопрос о
происхождении езидов специально исследовал акад. Н. Я. Марр. Согласно его
теории, слово "езид" происходит от персидского "изед"
("бог").
Езидская
община, основанная на кастово-тёократическом принципе, состоит как из духовных,
так и из светских лиц. Езидское духовенство делится на следующие шесть групп:
шейхи (шейхи выводят свое происхождение от Ади. Они носят белую одежду и белую
чалму.) (высшие носители святости), пиры (езидские предводители) (пиры
отличались от шейхов более низким происхождением. Они носят черную одежду и черную
чалму с красной повязкой), кавалы (сборщики налогов и пожертвований), факиры
(бедное духовенство), кочаки (предсказатели будущего и служители храма шейха
Ади) (в число служителей входили фараши (они зажигали огонь на могиле шейха Ади
и других святых), факраи (вдовы или незамужние женщины, которые помогали
кочакам в уходе за храмом; надзирательницу факраев зовут кабана), а также
чавиши) и мюриды - рядовые езиды, которые находились в распоряжении шейхов и
пиров. Функции представителей каждой группы были наследственными (сами езиды с
гордостью заявляют, что у них запрещено "смешение крови". Шейхом
может быть только сын шейха, эмиром только сын эмира и т. д. В этом отношении
езидская община отличается от исмаилитской, которая не придает значения
происхождению при назначении муллы.).
Каждая каста
ревностно относилась к своим привилегиям и обязанностям, решительно выступала
против всякой попытки изменений. Нравы и обычаи, быт, даже форма одежды, ее
цвет и материал регламентированы религией.
Глава светской
власти - эмир считался уполномоченным шейха Ади на земле. Вокруг него
объединялись шейхи. Езидскими общинами (тайфа) эмир управлял с помощью вождей
племен (шейхов или ага). Каждое племя делилось на роды, а те, в свою очередь -
на семьи. Вождь племени пользовался широкой властью. Он назначал старост, судил
членов племени, собирал с них подати. Посредниками между эмиром и вождями
племен были кавалы. Делами племени управлял совет старейшин.
Оседлые езиды
образуют постоянную сельскую общину. Переход из одной общины в другую возможен.
Рядовой мюрид (Мюриды обязаны были кроме правительственных налогов платить
религиозную подать (носившую характер пожертвования) закят, или хайрат, в
размере десятой части урожая или одной коровы. При этом Пир получал половину
того, что давали шейху, факир - четверть того, что получал пир, а кавали-еще
меньше) приписывался к той общине, в которой жил, и, таким образом, паства
одного шейха селилась в разных общинах. В конце XIX в. езиды стали подчиняться
своему духовному руководителю уже по территориальному принципу.
Обычно
религиозные налоги и пожертвования собирались кавалами, которые обходили
езидские селения два раза в год. Кавалы получали от эмира символ власти в виде
санджака, представляющего собой медный кувшин с изображением павлина (так
называемого мелек тауза - царя павлинов). Один санджак предназначался для
езидов Синджара и Джазире, другой - Халеба, третий - Сиирта и близлежащих
округов, четвертый - Баязида, пятый - Мосула и его окрестностей.
Право сбора
податей и пожертвований отдавалось на откуп, и часть собранного оставалась в
руках кавалов. Доход, полученный таким путем, был немалый.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.jamali.ru/