Реферат по предмету "Религия и мифология"


Житие и страдание святого апостола и евангелиста Матфея

Житие и страдание святого
апостола и евангелиста Матфея

Святитель
Димитрий Ростовский

Святой
Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2, 14. Мф.
9, 9. Лк. 5, 27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек
состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и
чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в
тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою
внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми
презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего
в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом.
На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему:

-
Иди за Мной!

Услышав
сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь
тотчас же встал с места своего и, оставив все, последовал за Христом. Матфей не
раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его,
презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за
Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не
отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество
соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за
столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из
книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но
возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:

-
Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

Господь
же, услышав слова их, сказал им:

-
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников,
но грешников к покаянию.

С
этих пор, Матфей, оставив все свое достояние, пошел за Христом (Лк.5, 28) и,
как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он
удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3,
13-19; Лк.6, 13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его
в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел
бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева,
был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и
преславного вознесения Его на небо.

После
вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей
сначала оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя Евангелие
в Иерусалиме и его окрестностях. Но вот наступило время разойтись Апостолам из
Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием
Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать
для них письмени дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы из
явили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И
святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по
Вознесении Христовом (около 41 г. по Р. Хр.).

Удалившись
из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие во многих странах.
Благовествуя Христа, он прошел Македонию Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел
всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума
Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов,
к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там,
обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона
и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и
пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного
народа. И явился ему Господь во образе прекрасного юноши, имея в правой руке
жезл, и приветствовал его. Протянув правую руку и отдавая святому жезл тот, Он
повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.

-
Жезл этот, - говорил Господь, - силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево
то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие
садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде
источника, людоеды получать благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от
того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.

Матфей,
приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что
ему было повелено. У князя того города, именем Фульвиана, жена и сын были
одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими,
угрожающими голосами:

-
Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?

Апостол
запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко
последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с
клиром, и святой Матфей, вошедши в город и приблизившись к церкви, сделал, как
ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, в виду
всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на
нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от
корня. Все видевшие это были поражены изумлением; весь город сошелся на такое
чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой апостол Матфей, стоя
на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке; и
тотчас все уверовали в Господа, и крестил их апостол в чудотворном источнике. И
все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные
лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и
красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового человека - Христа. Узнав
о случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по
научению бесовскому, разгневался на апостола за то, что весь народ приходит к
нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Но в туже ночь апостолу
явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей
скорби. Когда наступило утро, и апостол в церкви вместе с верующими воспевал
хвалу Богу, князь послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму
Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же
их спросили, почему они не привели Матфея, - они отвечали:

-
Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.

Еще
сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще более воинов с оружием, повелев им
силою привести Матфея, а если кто будет противиться и защищать Матфея, - тех
убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они приблизились к
храму, небесный свет осиял апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на
него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от
страха и рассказали о бывшем князю. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем
множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел
приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп и сталь просить, чтобы ему дали
проводника. Тогда он начал умолять апостола простить ему согрешение его и
просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах
князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только - телесными очами, а не
душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией
силе, а волхвованию. Взяв за руку апостола, он повел его к своему дворцу, как
будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня,
как волхва. Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы,
обличил князя, говоря:

-
Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною?
Делай то, что сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов все перенести
за Бога моего.

Тогда
князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху,
а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали,
по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и,
положив все это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим
пламенем и все думали, что апостол Христов уже сгорел, внезапно огонь охладел и
пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя
это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу апостола.
Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу,
сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил
на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.

-
Волхвованием, - говорил он, - погасил Матфей огонь и остался в нем жив.

Затем
он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, -
зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать
своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы
силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол
же в пламени молился Господу сил, чтобы Он показал непобедимую силу Свою, явил
бессилие богов языческих и посрамил надеющихся на них.

И
внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов и они
растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших
вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и
устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться
от опасности, пока не воззвал с смиренной мольбою к апостолу об избавлении от
погибели. Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного змея
исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив
молитву, - предал святую свою душу в руки Божии. Тогда князь приказал принести
золотой одр и на нем положить честное тело апостола, неповрежденное огнем, и,
одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой
дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный
ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при чем сказал
своим вельможам:

-
Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления
в воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех
богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.

После
того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью
явился епископу Платону, говоря:

-
Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои
мощи, вынесенные на сушу.

На
утро епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное
место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему
возвещено в видении.

Узнав
об этом, пришел и князь с своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав
в Господа нашего Иисуса Христа, громогласно исповедал, что Он есть Единый
истинный Бог, Который сохранил невредимым раба своего Матфея - как при жизни в
огне, так и по смерти - в воде. И припадая к ковчегу, с мощами Апостола, просил
у святого прощения в своих прегрешениях пред ним и изъявил сердечное желание
креститься. Епископ Платон, видя веру и усердие Фульвиана огласил его и, научив
истинам святой вере, крестил. И когда возложил руку свою на голову его и хотел
наречь ему имя, послышался свыше голос, говорящей:

-
Назови его не Фульвианом, а Матфеем.

Приняв,
таким образом, в крещении имя апостола, князь старался быть подражателем и
жизни апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался
совершенно от мирской суеты, предался молитве в церкви Божией и епископом
Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет,
епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении
святой апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного
Платона. Приняв епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом и,
отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем и сам отошел к Нему,
после долгой богоугодной жизни, и, предстоя с святым Евангелистом Матфеем
престолу Божию, молит о нас Господа, дабы и мы были наследниками вечного
царствия Божия. Аминь.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.