Реферат по предмету "Религия и мифология"


Умай и Дзерасса - богини-сестры

Умай и
Дзерасса - богини-сестры

В конце
скифской эпохи наследие скифо-сибирской культурной общности было усвоено и
развито в различных условиях сарматами и, затем, аланами в Европе, гуннами и,
затем, тюрками в Центральной Азии и Южной Сибири. В духовной культуре алан и
тюрков в эпоху средневековья не могли не отразиться, конечно,
трансформированные в новых условиях, элементы духовного наследия своих далеких
предшественников – скифов. Как отмечал Н.К. Рерих, единственным источником,
способным дать в крупных объемах какие-либо новые материалы по изучению
мировоззрения далеких предков современного евразийского населения, остается
лишь археология. Именно археологические раскопки в последнее время и
предоставили некоторые новые и интересные сведения, несомненно, связанные с
религиозными воззрениями средневековых кочевников Евразии и позволяющие
проследить их еще более глубинные истоки.

В 1985 г. на р.
Абакан в составе могильника Койбалы нами был раскопан курган, содержавший
погребение по обряду трупоположения в деревянном гробу в глубокой могильной яме
в сопровождении шкуры коня. По особенностям конструкции, обряду погребения и
инвентарю курган был датирован автором концом VIII – началом IХ вв. и отнесен к
какой-то группе группе тюрков – уйгурам или пришедшей из-за Саян группе
населения из Тувы. В числе других вещей в погребении были обнаружены две
одинаковые, выполненные из золота и серебра, миниатюрные скульптурки женщин,
застывших в статичных позах с чашами в руках, которые удерживаются на уровне
верхней части живота. Обе женщины имеют нимб округлой формы над головой,
расправленные крылья и загнутый назад хвост птицы. Изображения богато украшены
сканью и имеют по четыре шарика, укрепленных по краям изображений на серебряных
проволочках. На тыльной стороне изображений прикреплены скобы из толстой
серебряной проволоки, с помощью которых они продевались в уши. Серьги
сопровождались также выполненными из золота и серебра ромбовидными подвесками со
стилизованными изображениями трилистника – символа плодородия и долголетия.

В рунических
текстах имеются упоминания о таком мифологическом персонаже древних тюрков, как
богиня Умай. В фольклоре современных тюрков Сибири сложился ее облик в виде
красивой женщины с золотыми крыльями, спускающейся с неба. В дохристианских
культах Умай являлась покровительницей детей и матерей, богиней плодородия. В
древнетюркское время, вероятно, функции культа Умай были еще шире. Судя по
руническим надписям, она в определенных случаях являлась покровительницей и
знатных людей обоего пола. Непременная принадлежность Умай – небольшая чашечка,
где в освященном молоке помещались души детей. Во время болезни ребенка из
такой чашечки производили обрядовое кормление Умай. Эти обычаи напрямую
происходят от общетюркского представления о ритуальной роли чаши, часто
сопровождавшей изображения людей древнетюркского времени. Истоки данных
представлений своими корнями уходят в скифское время, где, судя по сочинениям
Геродота, чаша почиталась, как имевшая небесное происхождение. Учитывая общий
образ птицы найденных вещей, канонические позы женщин, получившие широкое
отражение в каменных изваяниях, а также сопроводительные элементы, такие, как
чаша и трилистник – символ плодородия и благополучия, мы можем уверенно считать
эти предметы изображениями богини Умай. В данном случае, они выполняли функции
оберега и общий смысл ношения их в виде серег, вероятно, сводился к тем же
принципам, что и обычай, например, христиан, носить нательные кресты и иконки с
изображениями святых-покровителей (Скобелев, 1990).

Несколько ранее
В.А. Кузнецовым в одной из катакомб аланского могильника у станицы Змейской в
Северной Осетии в погребении ХI - ХII вв. был обнаружен конский начельник из
листовой и золоченой бронзы, выполненный в виде женской фигуры, держащей в
обеих руках на уровне груди небольшую чашу. Глаза отмечены вставками из
ляпис-глазури, в чашу также вставлено стеклышко, имитирующее ее содержимое.
Женщина застыла в такой же канонической позе, как и обнаруженные нами
изображения. Считается, что здесь показана известная по нартским сказаниям
осетин Дзерасса – дочь бога водной стихии, которая, по легенде, родила коня и
была покровительницей лошади (Кузнецов, 1961; Яценко, 1977).

Сравнение этого
изображения с найденными автором обнаруживает их несомненные генетические
связи. Несмотря на столь различные и далекие друг от друга места находок,
заметный временной разрыв, разное функциональной назначение предметов – серьги
и начельник, принадлежность их столь неодинаковым народам, между ними
наблюдается определенное сходство. Объединяющие внешние черты – строгая
каноническая поза, ярко выраженный женский образ и чаша, удерживаемая обеими
руками. Тесно связывающим признаком является и их ритуальное назначение – функция
оберега, изображение богини-покровительницы. Но главное – это прямое
стилистическое происхождение от каменных изваяний скифского времени, откуда, в
свою очередь, ведут свою родословную и каменные скульптуры тюрков. Если
изображения Умай (фигура женщины) находят аналогии среди одновременных каменных
тюркских изваяний, то в отношение Дзерассы об этом пока не приходится говорить
из-за отсутствия точно определяемых аланских изваяний. К сожалению,
мировоззрение дохристианских алан и их языческие культы изучены также слабо.
Известно только, что у них существовал культ главного Божества Неба –
животворящего, олицетворяющего рождающую силу и очень похожего на культ Тэнгри
(Неба) у тюрков. Учитывая, что почитание Тэнгри своими корнями уходит еще в
гуннское время, можно предполагать единое, скифское происхождение культа Неба у
прямых потомков скифов - ираноязычных алан и у боковых потомков – тюрков. Зная
о большом числе находок в аланских памятниках амулетов, изображавших коня или
всадника, а также об огромной роли коня в повседневной жизни, вероятно, можно
полагать, что в числе прочих у них существовал и устойчивый, постоянно
усиливающийся культ коня, имевший своими истоками широко известную у
индоиранских племен связь культа коня с царской властью (Ковалевская, 1981).
Конь и его покровительница - богиня Дзерасса, несомненно, являлись важными
элементами сакральных композиций средневековых алан. Вероятно, Дзерасса
выполняла какие-то функции связи между культом верховного божества и культом
коня – царской власти. Известно, что культ богини-матери у аланских племен
восходит к самым архаичным представлениям индоиранцев, бывшим общими для всей
этой историко-культурной общности. В данном отношении функции Дзерассы и Умай
очень схожи, поскольку Мать Умай – это также посредник между верховным
божеством Тэнгри и миром людей и животных. В трехчастной системе верховных
богов индоевропейцев широко известны подобные божества плодородия и изобилия,
такие, как Сарасвати, Пушан, Опс, Флора (Дюмезиль, 1986). Таким образом, у
прямых наследников сарматов – алан, и у потомков гуннов – тюрков, подобный
культ в эпоху средневековья продолжал существовать, особенно активно развиваясь
у последних (насколько об этом можно судить по нынешнему состоянию источников).
К сожалению, в изучении тюркской мифологии слабо разработан вопрос о
взаимоотношениях божеств Умай и Йер-су (священная земля-вода, или Родина), в
связи с чем возможное сравнение Умай и Дзерассы, как дочерей богов, выполнявших
в пантеоне тюрков и алан похожие функции, видимо, может быть проведено лишь
после такого углубленного изучения.

Явное скифское
наследие, вернее, наследие скифо-сибирской культурной общности, у двух
родственных, но уже достаточно разных народов помогает изучать их мировоззрение
путем поиска сходств друг у друга. Таким образом, налицо плодотворность уже
несколько десятилетий назад предложенного Н.К. Рерихом научного подхода,
связанного с интерпретацией и использованием, в первую очередь, источников
археологического характера, несущих неоспоримую фактологическую нагрузку.
Список
литературы

С.Г. Скобелев.
Умай и Дзерасса - богини-сестры

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://woman.upelsinka.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пушкин в Тверской губернии или тверская тропа к Пушкину
Реферат Загрязняющие вещества и их влияние на окружающую среду
Реферат Жизнь на фронтире на материале романа Д Ф Купера Прерия 2
Реферат Cruelty In Jane Eyre Essay Research Paper
Реферат Баночный массаж: особенности и методика проведения
Реферат Гальванический участок по ремонту автомобиля
Реферат Teotihuacan Essay Research Paper Teotihuacan The
Реферат Gangs And Gang Members Essay Research Paper
Реферат Проект ТП 35 10 кВ Город ИРЭС ООО БашРЭС Стерлитамак для электроснабжения потребителей с разработкой
Реферат 443099 г. Самара, ул. Фрунзе, 96 Е, оф. 32, E-mail: fortune@samtel
Реферат Two Books By Kurt Vonnegut Jr Essay
Реферат Роль измерительной деятельности в формировании представлений о величине у детей старшего дошк
Реферат Cause
Реферат Бизнес-план "Производство соевой продукции"
Реферат Обеспечение безопасности системы и защита данных в Windows 2003