Борода
В
народной традиции борода - признак мужественности, воплощение жизненной силы,
плодородия. Обладает продуцирующей функцией. В обычном праве - знак зрелости.
В
то время как у южных и западных славян рано распространилось обыкновение брить
бороду, восточные славяне, особенно русские и белорусы, долго сохраняли ношение
бороды. Бритье бороды введено на РусиПетром I, обложившим ношение бороды
налогом и запретившим носить бороду высшим сословиям. Материалы Петровской эпохи
и представления русских старообрядцев содержат множество сведений об архаичном
отношении к бороде: отрезанную насильно бороду носили в мешочке, клали с собой
в гроб, считая, что ее надо будет предъявить св. Николаю (ср.: "Без бороды
и в рай не пустят"), в качестве родовой святыни передавали из поколения в
поколение. По мнению противников реформ, бритых не следовало погребать в земле
и творить по ним поминки, а нужно было бросать в ров ("аки псов"). В
русском праве повреждение бороды расценивалось как большое преступление.
Например, в "Псковской судной грамоте" (XIV-XV вв.) за это полагался
наивысший штраф в сумме двух рублей (ст. 117); следующий по величине штраф в
один рубль взимался, в частности, за убийство. Лишение бороды служило ритуализированной
формой наказания. Согласно "Повести временных лет" (XII в.), Ян
Вышатич распорядился выдрать бороды языческим волхвам.
Борода
в первую очередь атрибут Бога (рус. староверческое "Борода - образ и
подобие Божие"), реже - сатаны (особенно в иконографии, т.к. в народном
представлении черт часто "лысый", "голенький" и т.п.), а
также других персонажей божественного статуса (напр., святых угодников),
некоторых сказочных героев (ср. рус. дедушка - золотая головушка, серебряная
бородушка; сам с ноготь, борода с локоть). Характерно, что в.-слав. борода
является общеязыковым и фольклорным эпитетом, а также метонимическим
обозначением старика (иногда главы рода), мужчины, козла (при наличии
характерных выражений козел, старый козел - "похотливый человек").
Ритуальным
субститутом бороды как метонимии "Бога" является изготавливаемая из
колосьев и сохраняемая в полях, амбарах, под иконами жатвенная
("божья", "дедова", "козья", "спасова",
"николина" и т.п.) борода. Болгары в зап. Полесье, срезав такую
бороду, прикладывают ее к бороде хозяина поля. При приближении сева мужчины
отращивают бороду, чтобы был хороший урожай. Борода фигурирует в
благопожеланиях. Словенцы говорят: "Длинной бороды, полного кошелька,
хорошего настроения". В связи с противопоставлением мужского и женского
занятий полесское поверье: если мужчина заглянет в квашню, у него перестанет
расти борода.
Роль
мотива бороды значительна в некоторых бытовых запретах. У женщины, которая
ходит в церковь во время месячных, вырастет борода. Когда потеряют что-нибудь
"завязывают черту бороду" - перевязывают ножку стола, приговаривая:
"Черт, черт, поиграй, а опять отдай". Борода фигурирует в бранных
формулах и формулах клятвы (клянусь своей бородой). В русской загадке как
"чертова борода" загадывается помело (возможны и другие варианты -
А.Б.): "Поле маленько, распахано гладенько, не сохой, не бороной, чертовой
бородой". Особенно развиты представленные во всех слав. яз. иронические
паремии, обыгрывающие мифологическую связь понятий "борода" и
"ум": "Борода выросла, а ума не вынесла", "Борода до
пояса, а розуму нi волоса" и т.п. Ср. также рус. оренбург. пустая борода
при обычном пустая голова. 1
Список литературы
1.
Терновская О.А. Борода // Славянские древности. Т.1. М., 1995, с.229-230
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/