Реферат по предмету "Психология"


Мотивы поведения людей на рабочем месте

Мотивы поведения людей на рабочем месте

Человек,
выполняя работу, руководствуется в своей деятельности далеко не одним мотивом,
а разнонаправленными мотивами или сложной цепочкой последовательно связанных
мотивов. Рассмотрим основные мотивы, влияющие на поведение человека на рабочем
месте.

Дмитрий Анатольевич Аширов, профессор, доктор
экономических наук, проректор Московского университета экономики, статистики и
информатики по связям с общественностью.

Рассмотрим
основные мотивы, влияющие на поведение человека на рабочем месте.

1.
Самоуважение. Эта потребность может выражаться как в погоне за признанием со
стороны окружающих в связи с хорошо выполненной работой, так и в желании быть
независимым и свободным. Она может лежать в основе стремления к компетентности
или к успеху в профессиональной деятельности, а также стремления добиться
власти или престижного положения.

Тот
факт, что эта потребность может выражаться по-разному, говорит о том, что она
тесно связана с событиями, пережитыми в молодости. Этот вид потребности связан
с тем, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. В зависимости от
того, как относились родители к проявлению этого чувства — поощряли его,
хвалили за него или же, напротив, мешали своей неумелой опекой или бранили,
ребенок превращается в человека, либо уверенного в себе, либо сильно зависимого
от мнения окружающих и неспособного взяться за дело, успех которого не
обеспечен.

Как
бы то ни было, путь развития потребности в самоутверждении связан с тем, как
будут вырабатываться высшие качества — такие как справедливость, солидарность,
мягкость, самоуважение и уважение к окружающим. Эта потребность находит также
выход в удовлетворении эстетических запросов — в поисках упорядоченности,
красоты, равновесия.

Самореализация.
По мнению Маслоу, врожденное стремление к развитию, присущее каждому человеку,
приводит к тому, что он старается применить и реализовать свои унаследованные
потенциальные возможности. Речь идет об основополагающей мотивации, которая
может проявиться полностью только у тех, кто достиг определенного уровня
самоуважения.

Потребность
в одобрении. Это одна из самых значительных потребностей, связанных с
культурой. Кроу и Мэрлоу обнаружили, что люди, имеющие высокую степень
потребности в одобрении, склонны более активно подчиняться общественным и
групповым стандартам, учиться быстрее, когда соответствующее одобрение дается
за правильное выполнение, чем когда такое одобрение отсутствует; испытывать
трудности, действуя автономно, потому что боятся вызвать неодобрение
начальства.

Потребность
в достижении. Почему кажется, что некоторые люди имеют сильное желание
достигать чего-либо, в то время как другие удовлетворены посредственными
результатами? Психологи утверждают, что потребность в достижении развивается в
раннем возрасте. Дети, родители которых многого достигли в жизни, учатся сами
упорно трудиться и стремятся к успеху. Родители, ориентированные на достижение,
поощряют малейшие признаки устремленности детей к достижению.

Дэвид
Маккелланд внес значительный вклад в изучение этой потребности. Он утверждал,
что сила потребности в достижении зависит от трех факторов: ожидании успеха,
ценности получаемых результатов (награды и поощрения), чувства личной
ответственности за достижение. Частным случаем этой потребности является
потребность в компетенции. Некоторые люди больше всего на свете ценят
мастерство и компетентность. Став менеджерами, они и подчиненных оценивают по
этим параметрам, ориентируясь на собственный уровень, полагая, что все должны
стремиться к высокому качеству, добросовестности, отличному знанию своего дела.
Им трудно уживаться с людьми, но еще сложнее управлять коллективом, состоящим
из людей, которые, возможно, руководствуются совсем иными ценностями.

Мотив
достижений. Хотя потребность во власти была признана давно и обсуждается уже
долгое время, исследовательские работы в этой области стали проводиться совсем
недавно. С мотивом достижений все происходило наоборот. Хотя его изучение, в
отличие от других, не имеет столь долгой истории, о нем известно больше,
поскольку ему было посвящено множество исследований. Имеется ряд тестов,
позволяющих измерить силу этого мотива. Так, эффективен тест Т. Элерса,
позволяющий оценить силу мотивации к достижению цели и к успеху.

Склонность
к риску. Первая трудность, возникающая при попытке разобраться со склонностью
человека к риску, связана с тем, что само понятие «риск» возникло гораздо
позже, чем обычно думают.

Риск,
а чаще всего один из его аспектов, описываемых теорией вероятности, является
сравнительно недавним формальным изобретением, которое не имеет коррелятов в
непосредственном умственном восприятии. Как таковая, вероятность должна
рассматриваться скорее в качестве изобретения, а не открытия.

В
Европе слово «риск» встречается уже в средневековых источниках, но
распространение получает лишь с началом книгопечатания, прежде всего в Италии и
Испании. В основном это документы из области морской торговли и юридические
документы.

2.
Потребность в немедленной обратной связи. Стремление к умеренному риску у людей
с высокой потребностью в достижениях тесно связано и желание немедленно
получить обратную связь. Люди, ориентированные на достижения, стремятся к такой
работе, как работа продавцом, когда их работа оценивается часто и по конкретным
критериям.

3.
Потребность в удовлетворении от завершения работы. Люди с высокой потребностью
в достижениях считают, что выполнение задачи само по себе несет удовлетворение.
Они не ждут наград, не мечтают обязательно получить соответствующее
материальное вознаграждение. Хорошим примером этой характеристики является
стремление к деньгам, но не по обычным причинам, таким как желание иметь деньги
сами по себе или для приобретения материальных благ. Люди с высокой
потребностью в достижении рассматривают деньги скорее как форму обратной связи
или как оценку их работы. Если у них есть выбор между простой работой с хорошей
оплатой и более трудной с низкой оплатой, они обычно при прочих равных условиях
выбирают последнее. Надо отметить, что большая часть аспектов этого мотива до
сих пор не ясна и плохо изучена.

4.
Потребность в поглощении поставленной задачей. Если люди с высокой потребностью
в достижениях ставят задачу, они стремятся полностью посвятить себя ее
реализации. Они не могут остановиться или сделать работу наполовину и не
чувствуют себя удовлетворенными, пока не приложат максимум усилий. Хорошим
примером часто являются спортсмены. Они «люди наоборот» — чувствуют себя
комфортно только под большой нагрузкой. Такая преданность своему делу часто
отражается на внешних проявлениях их личности, что зачастую негативно
сказывается на тех, кто имеет с ними дело. Люди с высокой потребностью в
достижениях часто воспринимаются другими как недружелюбные или как «одинокие
волки». Они могут быть очень спокойными и редко хвастаются своими достижениями.
Но они далеко не всегда сохраняют хорошие отношения с другими людьми. Обычно из
таких людей получаются прекрасные продавцы, но очень редко — хорошие менеджеры
по продажам.

5.
Мотив принадлежности играет очень важную роль в поведении человека. Некоторые
ученые-бихевиористы считают его врожденной потребностью, ссылаясь на эффект
Маугли, но и Хоторнский эксперимент показал значимость мотива принадлежности в
поведении членов организации.

6.
Мотив безопасности. Безопасность является производным фактором от риска, но
можно, а иногда и удобно рассматривать его отдельно. Безопасность — сильное
воздействие на поведение людей. И хотя простому мотиву безопасности уделялось
много внимания, роль сложного, подсознательного мотива безопасности все еще
требует более глубокого осмысления. Силу мотива безопасности позволяет оценить
тест RSK Шуберта.

7.
Мотив статуса. Наряду с мотивом безопасности динамичному обществу особенно
присущ мотив статуса, или престижа. Современного состоятельного человека обычно
представляют как стремящегося к достижению определенного статуса. На самом деле
статус существует с момента появления на Земле первых двух человек.

В
обычном понимании статус можно определить как относительное положение, которое
человек занимает в группе, организации или обществе. В соответствии с этим
определением как только встречаются два человека, возникает статусная иерархия,
даже если у обоих статус изначально был одинаковый. Символами статуса человек
пытается отразить только относительное положение в статусной иерархии.
Определение статуса зависит от господствующих культурных ценностей и социальных
ролей. Факторы, определяющие статус, обычно имеют совершенно разное значение в
зависимости от ценностей конкретной культуры. В некоторых культурах чем старше
человек, тем выше его статус. Однако в других культурах когда человек достигает
определенного возраста, его статус начинает снижаться.

8.
Потребность во власти выражает естественную склонность людей доминировать,
держать все под контролем, оказывать влияние на других, пользоваться у них
авторитетом. У разных людей эта черта выражена по-разному. Юнг считал, что,
рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, как судьба одного
обусловливается преимущественно объектами его интересов, в то время как судьба
другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью, его субъектами. В
экстремальных ситуациях такие люди чувствуют себя вполне комфортно. Но еще
комфортнее они ощущают себя на высоких должностях, сопряженных с большой ответственностью
и властью.

Мотив
власти был официально признан раньше других и изучается относительно давно.
Главным защитником мотива власти был один из первых ученых-бихевиористов, А.
Адлер. Он официально разорвал свои тесные связи с З. Фрейдом и сформулировал
теоретические положения, резко противоречащие теории психоанализа. Фрейд
подчеркивал влияние прошлого опыта и неосознанной сексуальной мотивации, Адлер
же заменил их на будущее и непреодолимое стремление человека к превосходству и
власти. Для объяснения потребности во власти — потребности управлять другими
или желания быть выше других — Адлер разработал понятия «комплекс
неполноценности» и «компенсация». Он считал, что каждый маленький ребенок
испытывает чувство неполноценности. Когда это чувство соединяется с тем, что
Адлер называл природной врожденной потребностью в превосходстве, вместе они в
комплексе начинают руководить поведением человека. Индивидуальный стиль жизни
можно охарактеризовать как стремление компенсировать чувство неполноценности,
стремление, которое сочетается с врожденным стремлением к власти.

Современные
психологи в большинстве своем не принимают доктрину о том, что потребность во
власти является врожденной и поэтому доминирующей, но в последние годы интерес
к ней вновь обострился.

9.
Мотивы любопытства, деятельности и желания манипулировать. Психологи первыми
заметили, что животные, с которыми они экспериментировали, имеют врожденный
мотив к исследованию объектов, манипулированию ими и даже просто к
деятельности. Это было особенно справедливо в отношении обезьян, которым
создавали новые, незнакомые ситуации. Такие наблюдения и предположения
относительно существования у обезьян мотивов любопытства, манипулирования и
деятельности были позже подтверждены экспериментально. В данном случае психологи
абсолютно уверены, что результаты экспериментов с животными можно обобщить и
применительно к человеку. Например, этот мотив ярко выражен у детей и просто
скрыт другими мотивами у взрослых.

Эти
мотивы часто приводят детей к беде, но их поддержание по мере взросления может
оказаться весьма полезным. Если бы эти мотивы подавлялись или сдерживались, все
общество стало бы очень инертным, что справедливо и на уровне организации.
Когда работникам не позволяют следовать мотивам любопытства, желания манипулировать
и деятельности, у них исчезает мотивация к труду.

10.
Мотив привязанности. Любовь, привязанность представляют собой очень сложную
форму общего мотива. Сложность частично связана с тем, что во многих случаях
любовь имеет сходство с первичными мотивами, хотя в других она больше похожа на
вторичные мотивы. В частности, мотив привязанности, с одной стороны, тесно
ассоциируется с первичным сексуальным мотивом, а с другой — со вторичным
мотивом принадлежности. По этой причине привязанность иногда относят ко всем
трем категориям мотивов, а некоторые психологи вообще не признают ее как
отдельный мотив.

Привязанность
заслуживает особого внимания из-за того, что ее значение в современном мире
постоянно возрастает. Судя по всему, есть большая доля правды в таких
выражениях, как «любовь движет миром» и «любви все возрасты покорны».

11.
Пассионарность и креативность. Природа активности человека глубоко и
всесторонне исследована Л.Н. Гумилевым.

Стремление
человека к новому, к изменению привычного, традиционного, «нарушению инерции»
Л.Н. Гумилев предложил назвать пассионарностью (от лат. passio — страсть).
Проявление творческой, деловой, общественной активности вызывают
соответствующие эмоциональные состояния: увлеченность, энтузиазм,
восторженность и т. п. С пассионарностью связаны такие черты характера
человека, как смелость, воля, настойчивость, целеустремленность.

Л.Н.
Гумилев подчеркивал, что пассионарность как особое энергетическое состояние
человека относится не только к отдельным выдающимся личностям (политикам,
ученым, художникам, полководцам и т. д.), но и к большим коллективам —
этническим и социальным группам, населению страны. В пассионарном состоянии
массы людей оказываются особенно восприимчивыми как к благородным, так и к
низменным целям.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Типология уроков в начальной школе (фгос)
Реферат Побутове замовлення як вид підрядних правовідносин
Реферат Аналитическая справка по итогам I этапа регионального эксперимента
Реферат Ancient Roman Meals Essay Research Paper The
Реферат Понятие и особенности административно-правовых норм 2
Реферат Осложнения при эксплуатации промысловых трубопроводов
Реферат Актуальные проблемы трансплантации
Реферат Государство и право в России
Реферат Характеристика підприємства чи організації
Реферат Восточно-сибирский район
Реферат Стратегия дальнейшего развития экономической реформы в России
Реферат Ассортимент и качество ликероводочных изделий
Реферат Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного
Реферат Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре "Отцы и дети"
Реферат Психологический аспект движения в танце