О проблемах среднего образования в нашей стране
Шафаревич И. Р.
В
процессе подготовки этого доклада и мое отношение к теме, и само содержание
доклада сильно изменилось. Я, действительно, большую часть жизни связан так или
иначе со средней школой, даже если исключить ту часть, когда сам был
школьником. Большую часть времени я преподавал в университетах, был как бы
потребитель того, что давала школа, то есть чувствовал, как она работала. И
сначала я думал что-то рассказать о соотношении духовного и материального в
образовании, о современных ориентациях естественных наук. Но потом, когда я
начал оперировать фактами, которые мне известны, и смотреть то, что мне
доступно, вспоминать, то у меня сложилось такое впечатление, что перед школой,
школьным образованием стоят чисто конкретные и жизненно важные проблемы. Сейчас
реально сложилась угроза полного разрушения системы передачи сложившейся
культуры, причем разрушения уже необратимого на какой-то длительный период.
Приведу пример, что я имею в виду.
Скажем,
в борьбе идей большую роль играло представление о том, что человек – песчинка,
что на громадной земле, которая гораздо больше, чем в начале себе представляли,
он одно из мелких созданий. Потом, представление о том, что в космосе Земля
сама является песчинкой. Это играло роль аргументации противников христианства
еще во II веке нашей эры. Очень интеллигентный тогдашний противник христианства
Уельс написал так называемое «Истинное Слово», в котором он говорит христианам,
что их учение смешно, напоминает ему кваканье лягушек в маленьком болоте,
которые считают, что они – лягушки – своими грехами привели к гибели мира, но
Господь возлюбил их и послал, чтобы спасти их в этот мир Сына единственного и
так далее.
Эта
же конференция на другом уровне все время повторялась, начиная с Джордано Бруно
в новое время, с принципа гелиоцентрической системы, множества галактик и так
далее. Это – тема, которую вполне можно обсуждать, обсуждение которой является
продуктивным и открывает человеку путь к свободному духовному развитию и снятию
противоречивых сомнений, которые у него возникают. Но для этого должен быть
общий язык. Для этого нужно говорить с людьми, которые знают о величине Земли,
о строении галактик, о множестве других галактик и так далее. Ну, а если мы
будем иметь дело с поколением людей, которые зациклены только на экране
компьютера и умеют только оперировать программами,с ними обсуждать то нечего.
Таким образом, есть риск того, что в такой проблеме, как культура, теряется
возможность диалога, происходит разрыв, при котором невозможно не только
противостояние и наличие различных точек зрения, но и вообще какое-то
обсуждение. Это и является, как мне кажется, самой ужасной перспективой,
которая вполне реальна. И задача первостепенной важности сейчас – это
сохранение основных культурных представлений, выработанных за века, как в
рамках нашей страны, так и в мировой. И возможна она, конечно, только на базе
какого-то стержня, который единый, на котором все основывается, не может быть
аморфный.
Таким
стержнем для нас является русская культурная традиция, православная для всех –
верующих и неверующих и даже для человека, атеистических взглядов,
антирелигиозного. Все равно традиция эта создана его православными предками. И
вот они-то в теперешней школе подвергаются систематическому давлению и
разрушению. Это, как мне представляется, является очень конкретной и
непосредственной, видимой опасностью, такой, что она является первостепенной и
остальные проблемы отодвигает.
Например,
центральная ценность в русской светской культуре это русская литература. В
русской культуре литература как бы центрична. И вот она размывается и
произвольно перекраивается в новых учебниках и новых программах. Стиль
учебников, с одной стороны, вроде воспитание очень многогранной личности (всего
понемногу), но так мало, что у школьника в голове, в конце концов, просто
ничего не остается. Появляется множество писателей таких, из-за которых
первостепенного писателя вообще не слышно (например, Юрий Ошла и другие). А в
то же время количество часов на русский язык и литературу из года в год
катастрофически сокращается. Из программы выпали «Евгений Онегин», «Герой
нашего времени», «Мертвые души», Жуковский, Гончаров, Некрасов. Более того, в
учебниках, с которыми вы можете познакомиться, есть некоторые отрывки русской
отечественной литературы, которые в мое время были нам недоступны. Но
трактуются они в высшей степени отстранено и зачастую даже враждебно. В
учебнике литературы есть, например, «Слово Даниила Заточника» и приводится
знаменитый классический отрывок из него… И тут же комментируется, что
психология автора, по существу нахального нищего, вместо того, чтобы дать
почувствовать глубину христианского призыва к милосердию.
Все
время возникает план упразднения русского языка. Нужно упростить грамматику,
писать, как слышится. Эти упражнения начались с семнадцатого года, с
февральской революции. Правописание зависело даже от того, как писал Сталин.
Рассматривается
план отмены сочинений.
Вторым
центральным примером является история. Национальная история должна быть, и
является всюду неким стержнем, на котором ребенок формирует в себе
представление об историческом процессе и на котором потом формируется
представление о всемирном историческом процессе. В одном учебнике написано,
наоборот, с тенденцией национальный элемент из истории вытеснить и
скомпрометировать. Например, что Курдский был человек мужественный и написал
Грозному письмо, которое было больше похоже на обвинительный акт. Это что за
признак мужества? В другом учебнике говорится о Ермаке, о жестком покорителе
сибирских народов. Все время идет апелляция к свободному мышлению, то есть не
следовать учебнику, а самому мыслить. В учебнике современной истории говорится,
что Советский Союз, подписав договор с Германией, стал поджигателем войны,
употребляется термин «восточный фронт» (хотя у нас его не было, был западный
фронт). В этих книгах указывается, что они удостоены гранта Сороса. Они и
написаны для тех, кто их заказывал.
Есть
и хорошие учебники, с национальной точки зрения разумные, по-моему, взвешенные.
Но эти учебники дорогие. А учебники фонда Сороса бесплатно рассылаются с
библиотеки.
Можно
подумать, что это касается только гуманитарного образования. Далеко нет.
Планировалось исключение геометрии из преподавания. Геометрия занимает особое
место в математике. Система ее построения сохранилась со времен Древней Греции,
хотя было много упрощений. Министр образования Филиппов в ответ на письмо
математического института заверил, что исключения не произойдет, и впредь будут
советоваться. В одной гимназии, считающейся передовой, отменено преподавание
физики, химии и биологии и заменено одним предметом «Естествознание», который
преподает учитель по образованию философ. Зато имеется ряд новых предметов,
которые введены или предполагается ввести. Всем известна программа полового
воспитания и подробности, от которых волосы дыбом становятся. Там все время
говорится о стыде, как отрицательном состоянии («ложный стыд»). Это не есть
некое хулиганство, это разрушение русской традиции. Не было у нас все этой
псевдокультуры любовной, которая существовала на западе. Это характерный
культурный элемент русской традиции и цивилизации, причем не только
христианской, но и любой религиозной традиции в нашей стране.
То,
что происходит, есть элемент цивилизованного слома. Причем в нашей стране это
начинается, когда на западе уже начинают хвататься за голову и бить тревогу.
В
нашей стране традиционно имеется престиж образования.
Для
нашей школы то, что сейчас происходит, есть драматический этап, в каком-то
смысле, начиная, вероятно, с конца девятнадцатого века, когда начался упадок
отечественного образования. Важно иметь в виду, что положение все же не
безнадежное (ситуация с неведением курса полового просвещения). Нужно только
помнить, что должна быть борьба не за реформы в образовании, а за сохранение и
спасение традиционного образования.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/