О нейропсихологическом анализе генезиса произвольной
регуляции личности.
Цветков А.В.
Материалы 11 Международной конференции студентов и
аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (секция «Психология»)», М.,
МГУ, 2004
Проблема
произвольной регуляции деятельности входит в несколько иерархически связанных
областей исследования. Во-первых, это общая проблема сигнификации, овладения
поведением личности через создание внешних средств [2]. Во-вторых, это общая
проблема развития ВПФ, произвольности как их системного свойства, и, в-третьих
– формирования отдельных познавательных функций [5].
В
нейропсихологии А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой выделено 4 фактора произвольной
регуляции: способность к порождению мотивов и критичность к своей деятельности
(обеспечиваются префронтальными отделами мозга), динамика психических процессов
(задне-лобные отделы), способность к удержанию мотивов и построению
целенаправленной деятельности (медио-базальные отделы лобных долей).
В
детской нейропсихологии (НДВ) Н.К. Корсакова с соавт. [3] и А.В. Семенович [6] рассматривают
нарушения произвольной регуляции (функций лобных долей) недифференцированно,
А.В. Семенович считает недоразвитие регулятивной функции речи основным
механизмом формирования лобного синдрома у детей (т.е. фактически речь идет о
вторичном лобном синдроме). Н.Н. Полонская и Л.В. Яблокова [4] различают
нарушения переключения и функций программирования и контроля, а Л.С. Цветкова
[1] считает, что в НДВ применима традиционная система факторов, однако в каждом
возрасте те или иные факторы выходят на первый план в нарушениях развития ввиду
гетерохронного развития ВПФ. Данный вопрос имеет чисто практическое значение –
проблему коррекции нарушений произвольности у детей 7-10 лет (у ≈ 50%
общего числа детей [2]). На основе точки зрения [1] нами была сформулирована
гипотеза: произвольная регуляция деятельности у детей 7-10 лет развивается
дифференцированно по факторам Лурия-Цветковой.
Методики:
1. полное нейропсихологическое обследование по методике Л.С. Цветковой [7],
особое внимание уделялось пробам «кулак-ребро-ладонь» и графическая проба
«забор» (динамика психических процессов), объем слухо-речевой памяти и
восприятия, предметно-образные ассоциации (индикаторы развития речи и
образов-представлений), опознание эмоциональных фото и схематических лиц
(«химер») 2. проба на символически опосредствованную память [2] (удержание
мотива). Способность к порождению мотивов и критичность – наблюдение в ходе всего
обследования, вопросы на осознание ребенком ошибок и возможности их коррекции.
Всего
было обследовано 26 детей 7-10 лет (из них 9 – контрольная группа, психическое
развитие соответствует возрастной норме).
Результаты:
1. Нарушения динамики психических процессов выявлены у 3 детей. В 2х случаях
персеверации были системными, распространялись на процессы слухо-речевой памяти
и образных ассоциаций (сужение количества семантических групп до 1, воспроизведение
1-2 предметов с незначительными вариациями),2. 5 детей – неудержание мотива,
импульсивность, при сохранной критичности (при стимуляции), 3. 6 детей –
нарушения слухо-речевой памяти, сферы образов-представлений, опознания эмоций
при выраженном негативизме, отказе от обследования, 4. 3 ребенка – сочетанные
нарушения динамики психической деятельности и удержания мотивов (у 2 анамнез
осложнен последствиями ЧМТ, у 1 –
психическими заболеваниями в семье).
Выводы:
у детей 7-10 лет обнаружены нарушения произвольной регуляции как первичные, по типу
задне-лобного или медио-базального лобного синдрома, аналогичных таковым у
взрослых, так и вторичные – ввиду дисфункций височных отделов левого полушария,
недоразвития обобщающей и регулирующей функции речи.
Список литературы
Актуальные
проблемы нейропсихологии детского возраста, п.р. Цветковой Л.С. М., 2001, с.
267
Асмолов
А.Г., Цветков А.В., «О роли символа в формировании эмоциональной сферы у
младших школьников с трудностями развития психики»// Вопросы психологии, 2005,
№1
Корсакова
Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю., Неуспевающие дети: нейропсихологическая
диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001, с. 154
Полонская
Н.Н., Яблокова Л.В., «Функции программирования и контроля и успешность обучения
первоклассников»// 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия, сб. докладов,
1998, с. 231-238
Салмина
Н.Г., Знак и символ в обучении. М., 1988, с. 287
Семенович
А.В., Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.,
2002, с. 228
Цветкова
Л.С., Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000, с. 127