Реферат по предмету "Психология"


О нейропсихологическом анализе генезиса произвольной регуляции личности

О нейропсихологическом анализе генезиса произвольной
регуляции личности.

Цветков А.В.

Материалы 11 Международной конференции студентов и
аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (секция «Психология»)», М.,
МГУ, 2004

Проблема
произвольной регуляции деятельности входит в несколько иерархически связанных
областей исследования. Во-первых, это общая проблема сигнификации, овладения
поведением личности через создание внешних средств [2]. Во-вторых, это общая
проблема развития ВПФ, произвольности как их системного свойства, и, в-третьих
– формирования отдельных познавательных функций [5].

В
нейропсихологии А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой выделено 4 фактора произвольной
регуляции: способность к порождению мотивов и критичность к своей деятельности
(обеспечиваются префронтальными отделами мозга), динамика психических процессов
(задне-лобные отделы), способность к удержанию мотивов и построению
целенаправленной деятельности (медио-базальные отделы лобных долей).

В
детской нейропсихологии (НДВ) Н.К. Корсакова с соавт. [3] и А.В. Семенович [6] рассматривают
нарушения произвольной регуляции (функций лобных долей) недифференцированно,
А.В. Семенович считает недоразвитие регулятивной функции речи основным
механизмом формирования лобного синдрома у детей (т.е. фактически речь идет о
вторичном лобном синдроме). Н.Н. Полонская и Л.В. Яблокова [4] различают
нарушения переключения и функций программирования и контроля, а Л.С. Цветкова
[1] считает, что в НДВ применима традиционная система факторов, однако в каждом
возрасте те или иные факторы выходят на первый план в нарушениях развития ввиду
гетерохронного развития ВПФ. Данный вопрос имеет чисто практическое значение –
проблему коррекции нарушений произвольности у детей 7-10 лет (у ≈ 50%
общего числа детей [2]). На основе точки зрения [1] нами была сформулирована
гипотеза: произвольная регуляция деятельности у детей 7-10 лет развивается
дифференцированно по факторам Лурия-Цветковой.

Методики:
1. полное нейропсихологическое обследование по методике Л.С. Цветковой [7],
особое внимание уделялось пробам «кулак-ребро-ладонь» и графическая проба
«забор» (динамика психических процессов), объем слухо-речевой памяти и
восприятия, предметно-образные ассоциации (индикаторы развития речи и
образов-представлений), опознание эмоциональных фото и схематических лиц
(«химер») 2. проба на символически опосредствованную память [2] (удержание
мотива). Способность к порождению мотивов и критичность – наблюдение в ходе всего
обследования, вопросы на осознание ребенком ошибок и возможности их коррекции.

Всего
было обследовано 26 детей 7-10 лет (из них 9 – контрольная группа, психическое
развитие соответствует возрастной норме).

Результаты:
1. Нарушения динамики психических процессов выявлены у 3 детей. В 2х случаях
персеверации были системными, распространялись на процессы слухо-речевой памяти
и образных ассоциаций (сужение количества семантических групп до 1, воспроизведение
1-2 предметов с незначительными вариациями),2. 5 детей – неудержание мотива,
импульсивность, при сохранной критичности (при стимуляции), 3. 6 детей –
нарушения слухо-речевой памяти, сферы образов-представлений, опознания эмоций
при выраженном негативизме, отказе от обследования, 4. 3 ребенка – сочетанные
нарушения динамики психической деятельности и удержания мотивов (у 2 анамнез
осложнен  последствиями ЧМТ, у 1 –
психическими заболеваниями в семье).

Выводы:
у детей 7-10 лет обнаружены нарушения произвольной регуляции как первичные, по типу
задне-лобного или медио-базального лобного синдрома, аналогичных таковым у
взрослых, так и вторичные – ввиду дисфункций височных отделов левого полушария,
недоразвития обобщающей и регулирующей функции речи.
Список литературы

Актуальные
проблемы нейропсихологии детского возраста, п.р. Цветковой Л.С. М., 2001, с.
267

Асмолов
А.Г., Цветков А.В., «О роли символа в формировании эмоциональной сферы у
младших школьников с трудностями развития психики»// Вопросы психологии, 2005,
№1

Корсакова
Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю., Неуспевающие дети: нейропсихологическая
диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001, с. 154

Полонская
Н.Н., Яблокова Л.В., «Функции программирования и контроля и успешность обучения
первоклассников»// 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия, сб. докладов,
1998, с. 231-238

Салмина
Н.Г., Знак и символ в обучении. М., 1988, с. 287

Семенович
А.В., Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.,
2002, с. 228

Цветкова
Л.С., Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000, с. 127


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системный интерфейс CompactPCI и его архитектура CompactPCI модулей центральных процессоров фирмы INOVA»
Реферат Історико-культурна спадщина ІМазепи Історія та сучасний стан
Реферат Личность и общество в рассказе ЛН Толстого После бала
Реферат Мальдивская Республика
Реферат Исследование потребительского спроса 3
Реферат Экономическое могущество США после Второй мировой войны
Реферат Новое в начислении пособий по временной нетрудоспособности
Реферат Изучение элементов химического состава пищевых продуктов на примере белков
Реферат Українсько-російські культурні відносини у 19912004рр
Реферат "Человеческая комедия" Бальзака. Идеи, замысел, воплощение
Реферат Hellp Essay Research Paper By TULU Email
Реферат Жизнь и творчество Harri Jõgisal
Реферат Дуэли
Реферат Джерела енергії і генератори енергії
Реферат A Needle Exchange Controversy Essay Research Paper