Реферат по предмету "Психология"


НЛП концепция фобий, аллергии и бронхиальной астмы

НЛП
концепция фобий, аллергии и бронхиальной астмы

В.Сысуев

Аллергия - это
болезненная реакция на тот или иной стимул. У кого-то болела голова, у кого-то
был насморк и болела носоглотка, у кого-то появлялась сыпь на коже. Это мог
быть спазм бронхов и человек задыхался. Стимулом бывает очень большой и
разнообразный по свойствам круг объектов. Это не обязательно белковые
материалы. Аллергия бывает на холод и изменение атмосферного давления. Аллергия
может быть даже на цвет фруктов, ягод. С точки зрения психоанализа интересно
отметить, что из пищевых аллергенов наиболее распространенными являются рыба,
яйца, молоко – весьма символичные продукты. Все это лишний раз подчеркивает
психическую этиологию заболевания.

Фобия - это
реакция страха на тот или иной стимул. Четкой границы между понятиями фобия и
аллергия нет. Человек может болезненно реагировать на аллерген, если он его
только видит или знает о его присутствии, в то время как его иммунная система
спокойно реагирует на это вещество если аллерген предъявляется без
традиционного образа носителя, собаки или кошки, например.

В зависимости
от органов восприятия бывают аллергены, действующие через:

1. Обонятельный
канал восприятия – пыльца растений, домашняя пыль, дым, газ, пары. Легкие – еще
один орган восприятия внешнего мира. Кокаин может вызывать аллергический спазм
при вдыхании.

2. Вкусовые
рецепторы и пищевые ощущения. Пищеварительный тракт – это распределенный орган
восприятия. Через этот канал инициируется лекарственная аллергия на небелковые
препараты – аспирин, анальгин, а также на белковые пищевые аллергены рыбу,
яйца, молоко, цитрусовые.

3. Слуховой
канал. Железом по стеклу. Или пенопластом по стеклу. Ножом по сковороде. Или
фобия на хруст пережевываемой моркови или огурцов. Скрип воздушных шаров в
руках.

4. Осязательный
канал. Бывает аллергическая реакция на некоторые компоненты шампуней, на
прикосновение к шерсти животных, и даже на синтетику. На укусы пчел.

5. Зрение.
Фобия на воздушные шары. Человек, имеющий эту напасть просто не может спокойно
смотреть, как кто-то надувает воздушный шар. Сюда же относятся разные виды
боязни темноты.

6. Одним из
важных рецепторов является иммунная система организма. Она «пробует на вкус»
все белки, которые попадают в организм и при обнаружении чужеродных, тут же
собирает «ополчение», которое блокирует и уничтожает вражеские клетки. Связь с
психическими процессами здесь несколько иная, чем у простой фобии. Механизм
белковой аллергии – более низкоуровневый. В этом случае требуется более
комплексная работа с клиентом.

Такое
разнообразие аллергенов различных по своей природе и механизму воздействия
имеют общим то, что запускают по сути один и тот же механизм поведения
человека. И этот механизм - есть механизм поведения в угрожающей для жизни
ситуации, хотя, реально, серьезной угрозы нет. Какой вред, например, может
принести шарик, который лопнет на расстоянии два метра? Или закрытая форточка и
двери? Или едва уловимый запах травы? И, тем не менее, организм испытывает
страх, иногда просто панический. Как человек вообще научается бояться?

Причины фобий -
позитивны в своей природе. Они выполняют защитную функцию. Подсознание
позитивно во всех своих проявлениях и в данном случае мы видим в реакциях фобии
проявление инстинкта самосохранения. У человека есть врожденные инстинкты и
правила поведения во время опасности. Грудной ребенок без всякого обучения
начинает кричать, при любой угрозе, будь то громкий звук, резкие движения перед
глазами или просто голод. Причем на самом деле это не плач, слез у грудных
детей не бывает. Это специфическая реакция испуга и действие программы
самосохранения. В ситуации переохлаждения на воздухе, у ребенка сузится просвет
бронхов, периферические кровеносные сосуды тоже уменьшатся в диаметре. Это
будет его инстинктивным способом сохранить дольше жизнь в ситуации
беспомощности. У взрослых этот инстинкт вызывает фобию под названием «холодовая
аллергия».

По механизму
врожденных страхов, видимо, возникают фобии на мышей, тараканов, змей, лягушек
и прочих грызунов, насекомых, пресмыкающихся, земноводных. Это заметил еще
Чарльз Дарвин, после того, как на него кинулась змея, которую он рассматривал
через стекло террариума. Ученый инстинктивно отшатнулся, хотя был готов к подобному
выпаду, ждал его и дал себе слово не отстраняться от стекла во что бы то ни
стало. Первоначальный страх к опасным животным заложен генетически.

Человек может
также почувствовать проявление других врожденных инстинктов. Например,
врожденное стремление к экспансии, захвату территории, обретению власти и
влиянию на других. Ограничение этой потребности, даже символическое, ситуация
западни, при некоторых обстоятельствах, вызывает проявления клаустрофобии –
боязни замкнутого пространства. Человек не может спать с закрытой дверью или
форточкой, панически боится тесных помещений, лифтов. Таким людям
противопоказана служба на подводных лодках, например. Почему же многие спокойно
переносят морозы, а лифт вызывает не больше эмоций, чем тостер, в то время, как
другие задыхаются или покрываются холодным потом, съеживаются, пульс учащается
до 120, давление поднимается до 200?

Причина в том,
что у человека произошла в жизни ситуация в которой он испытал сильное чувство
инстинктивного страха. Не обязательно это была ситуация реально угрожающая
жизни, она была просто похожа на огромную опасность. Эта похожесть заключается
в обстоятельствах, или субмодальностях происшедшего. Субмодальностями
визуального восприятия является, например, цветовая насыщенность, контрастность,
размер образа. Когда ребенок надувал воздушный шар и он у него лопнул, то
безобидное событие, может оставить после себя фобию, благодаря тому, что очень
яркий воздушный шар занимал практически все поле зрения и находился прямо перед
носом, параметры основных визуальных субмодальностей яркость, насыщенность,
размер находятся на максимуме возможных значений! В случае с холодовой
аллергией, человек получает сильное переохлаждение во время физической работы,
ведущие кинестетические модальности при этом – всесторонность, интенсивность,
длительность ощущения холода.

Что же из того,
спросите вы, ну произошел случай, было и прошло. Почему же человек страдает при
самом ничтожном намеке на прошлую травмирующую ситуацию? Происходит якорение
каждой субмодальной характеристики на ситуацию страха. Появление любого из
признаков того первого случая, и тем более их сочетание, может запустить
реакцию паники. В случае аллергии на растения - это может быть запах,
тактильное ощущение прикосновения, а так же и сам вид травы. Кстати, всегда
следует обращать внимание на лингвистические особенности описания клиентом
проблемы. Слова леБЕДА, ТРАВа, уже нагружены негативным смыслом, который вносит
свой вклад, в течение недуга. Слово «отрава» в древней Руси означало обычную
пищу, так же как и слово «яд». Ирония судьбы перевернула смысл этих слов.
Подобные токсичные слова следует сделать частью каламбура «Это лиБЕДА это ли
счастье?»

Таким образом
ситуация сводится к обычному условному рефлексу. Но если рефлекс не подкреплять
– он затухает. Если собаку перестать кормить по звонку, то у нее прекращается
слюноотделение на звонок. Почему же фобия устойчиво продолжает существовать,
несмотря на то, что она не подкрепляется, и даже подкрепляется негативно? Три
вещи придают устойчивость фобии – наивысший в иерархии ценностей приоритет
угрозы - эта угроза экзистенциальная, угроза жизни и здоровью. Второе –
обрамление впечатляющими субмодальностями. Третье – наличие вторичной выгоды от
аллергии или фобии. Аллергия на траву, например - хороший повод не ходить
полоть картофельную плантацию.
Терапия
фобий

Для работы с
фобиями применимы многие техники НЛП. С помощью техники взмаха можно заменить
аллерген, в представлении клиента, на нейтральное вещество. С помощью
шестишагового рефрейминга можно попросить творческую часть личности найти
способ лучшего реагирования на ситуацию фобии. Метод визуально- кинестетической
диссоциации позволяет приглушить субмодальности травмирующей первичной
ситуации. Предельно осторожно следует применять технику субмодального взрыва -
аналог традиционной десенсибилизации к аллергену, тоже несколько рискованной
терапевтической процедуре. Ниже приведем метод коллапса якорей.

К: У меня
оказывается сильная аллергия на мимозы.

Т: В чем это
выражается?

К: У нас стоит
мимоза в доме, и когда я захожу у меня начинает болеть голова.

Т: Припомните,
когда вы самый первый раз в жизни видели мимозы.

К: Да это было
совсем недавно на восьмое марта. Мы купили мимозы, чтобы поздравить женщин и я
дарил их жене, сотрудницам, теще, еще кому–то. До этого никакой аллергии не
было.

(По сути,
клиент не ответил на вопрос, но он дал информацию о первом появлении фобии.
Таким обычно и бывает ответ на этот вопрос)

Т: Представьте
себе цветок, который однозначно вызывает положительные эмоции.

К: Надо
подумать…Герань.

Т: Как вы себе
представляете образ герани. Каких он размеров, как насыщен цветами?

К: Обычная
герань в натуральную величину (показывает руками сантиметров тридцать в высоту)

Т: У герани
очень сильный запах не правда ли?

К: Нет, почему?
Довольно приятный.

Т: В каком виде
вы представляете себе мимозу?

К: Да меня ее
запах раздражает.

(Это опять, не
ответ, по сути, но весьма информативная фраза)

Т: Представьте
себе как мимоза зацветает геранью.

К: Представил…
Только листики остались от мимозы.(морщит нос)

Т: Листики тоже
от герани прорастают.

К: Представил.

Т: Чем пахнет
это чудо?

К: Ничем.

Каждая из
техник имеет свою область применения. Иногда аллергическая реакция может
преследовать вторичную выгоду. Например, в ситуации первоначального испуга
человек побледнел, впал в полуобморочное состояние, вокруг него забегали люди,
окружили небывалой заботой и вниманием, убрали источник страха, и проявили
участие. Этот положительный стимул может играть решающую роль в закреплении
фобической реакции, пусть даже потом этот стимул никогда не будет
подкрепляться. Выяснить вторичную выгоду удается редко – подсознание надежно
охраняет свои методы самосохранения от негативной оценки обществом подобных
манипуляций и даже от сознания самого клиента. Если вы расскажете клиенту о
приемах его подсознания, он может расценить это как личное оскорбление. В этом
случае следует применять шестишаговый рефрейминг.

Стоит отметить,
что психоанализ при лечении фобий работает традиционно медленно. Клиент обычно
стыдится чувства страха, не признается в нем, и подсознание блокирует диалоги
на эту тему. Образ смерти, социально табуированные интимные образы, являются
соломенными чучелами на пути к осознанию сути проблемной ситуации. Психоанализ
может удовлетворить профессиональное любопытство терапевта, и в этом
направлении следует продвигаться до встречи сопротивления со стороны
подсознания клиента. Дальше следует использовать техники, которые не требуют
знания причин проблемы. Такими техниками являются приемы НЛП. В отличие от
психоанализа НЛП работает быстро и использует те же механизмы, что и вызывали
появление аллергии.

Аллергия -
очень опасная болезнь, возможны смертельные случаи от анафилактического шока,
поэтому терапия должна быть весьма грамотной и, желательно, в сотрудничестве с
аллергологом. Данный документ является, скорее обзором во многом потенциальных
возможностей НЛП, нежели руководством к действию. Используйте информацию
осторожно.
Список
литературы

Ян Мак-Дермотт
и Джозеф О'Коннор. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и
благополучия

Конира Андреас,
Стив Андреас. Измените своё мышление - и воспользуйтесь результатами. Новейшие
субмодальные вмешательства НЛП.

К.Бессер-Зигмунд
Магические слова.

Домашний Доктор
(справочник).

АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ
РЕАКЦИИ.Неотложные состояния у детей. Cправочник Ю.Е. Вельтищев, Ю.М.
Белозеров, Б.А. Кобринский и др..

Джозеф
О"Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование.

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://psy-two.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.