Теория
установки (Д.Н.Узнадзе)
Концепция
личности Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл.
психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным
механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную
активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки,
а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и
способность к объективации. Характерной особенностью личности является
осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых
в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие
потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции
человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является
определенной формой антиципации.
Поведение
личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое
сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой,
возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они
актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется
импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя
ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно
которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать
действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
В зависимости
от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1)
динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и
обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных
целей; 2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит
в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов
деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личность,
обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых
способностей для ее реализации.
Одной из
важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность,
благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая
как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности,
соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности
Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается
интеллект, актом и осуществляется на основе личностные ценности поведения для
данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое
поведение – это способность личности подчинить свою активность не только
личностные ценности, но и объективной необходимости.
Изучением
личности с позиций Теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш.
А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И.
Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.
Список
литературы
П. П.
Горностай. Теория установки (Д.Н.Узнадзе)