Теория
деятельности (А.Н.Леонтьев)
Теория
деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования
и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во
второй половине XX в. в трудах Леонтьева .
Предмет
рассмотрения в Теории деятельности – целостная деятельность субъекта как
органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения
психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности,
исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетическом и функциональном
аспектах.
Генетически
исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от
которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид,
сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и
принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности
является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а
затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным
продуктом.
Взаимно
превращающимися единицами деятельности считается потребность мотив
цель условия и соотносимые с ними деятельность
действия операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и
мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены
в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .
Действие в
Теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое
слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение
последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых
целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий
его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления
действия к условиям его выполнения. Операции – это качество действия,
образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их
включенности одно в другое.
В Теории
деятельности введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива,
выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение
которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования
всегда связан с апробированием целей действием.
Вместе с
рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности человека,
возникает и основная, обществ, по своей природе "единица"
человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его
активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того
или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением
строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания.
Возникновение
системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от
сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней
осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг
мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение
новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию
осознания. Далее предполагается переход к внутренним психическим процессам,
появляются внутренние действия, а впоследствии – формирующиеся по общему закону
сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Идеальная по
своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической, и
обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами
деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу
действительности, и экстеориоризация ее внутренние формы как опредмечивание
образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.
Смысл является
центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации
и дается психологическая интерпретация процессов смыслообразования и регуляции
деятельности.
Личность в
Теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое
неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции,
управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование,
которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования
его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в
историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а
личность он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.
Понятием
"личность" обозначается относительно поздний продукт
общественно-исторического и онтогенетического развития человека Обществ,
отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические
отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют
личность Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в
явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз –
когда возникает его сознательная личность.
Становление
личности – это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает
проблема самосознания, поскольку главное – это осознание себя в системе
обществ, отношений. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая
свою человеческую жизнь. В Теории деятельности предлагается использовать
следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида
с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.
На каждой
возрастной ступени развития личности в Теории деятельности более представлен
какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в
формировании новых психических процессов и свойств детской личности Разработка
проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и
возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих
деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению
механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.
На основе
Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться
деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и
возрастной психологии, патопсихологии личности и др.
Список
литературы
Н. И. Повякель.
Теория деятельности (А.Н.Леонтьев)