Социальный
бихевиоризм
Кроме процесса
обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими
социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.
Американский
ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском университете, попытался
учесть своеобразие обусловленности человеческого поведения в своей концепции,
названной социальным бихевиоризмом.
Исследования
этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что
личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом
в общении с разными людьми ребенок играет разные "роли". Таким
образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он
на себя принимает. Большое значение как в формировании, так и в осознании этих
ролей имеет игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные
роли и соблюдать определенные правила.
Теория Мида
называется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают
свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий
и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному
играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают
только отличных отметок, играет по-другому, чем ребенок, которого
"сдали" в школу только по тому, что это надо и чтобы он хотя бы
полдня не путался дома под ногами.
Мид различает
игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать и играть
различные роли, изменять их по ходу игры, как это потом придется делать в
жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль – ребенка в своей семье.
Теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и поваром, и учеником. Игры с
правилами помогают детям развивать произвольность по ведения, овладевать теми
нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет
МИД, "обобщенный другой", т.е. правило, которое дети должны
выполнять. Понятие "обобщенный другой" было введено Милом для то го,
чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их
выполнить в реальной жизни. C его точки зрения, в игре правило является как бы
еще одним обобщенным партнером, который со стороны следит за деятельностью
детей, не позволяя им отклониться от нормы.
Большой интерес
представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального
поведения, предпринятые психологами этого направления. Так, Д.Доллард
разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная
невозможностью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что
сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом
прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную
агрессивность. Согласно этому мнению, возможно, что все фрустрации, которые
переживаются в детском возрасте, могут привести к агрессивности в зрелом
возрасте. В настоящее время это широко распространенное мнение считается
спорным. (Тем более, что ряд исследователей доказывают невозможность воспитания
и развития детей без каких-либо фрустрационных ситуаций. Так, подсчитано, что
ежедневно каждый ребенок до школьного возраста переживает около 90
фрустрационных ситуаций в семье и в детском саду, но только небольшое число
этих фрустраций могут привести к агрессивному поведению.)
Большое
значение имеют и работы Ф.Петермана, А.Бандуры и других ученых, посвященные
коррекции отклоняющегося поведения.
Исследования
процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таких важных
феноменов, как конформизм и негативизм. Необходимо отметить, что исследования
ученых этой школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым
способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.
Список
литературы
М.Г.Ярошевский.
Социальный бихевиоризм