Теория
интегральной индивидуальности (B.C.Мерлин)
Концепция
личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как
интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к
нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.
Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и
свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной
группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают
своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для
нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и
динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и
эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и
межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня
(биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее
для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное,
неповторимое, присущее только одному человеку. Основная проблема психологии
личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и
индивидуально-своеобразных черт.
Социально-типичное
– это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям,
коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность
личности.
В
индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа –
свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности
психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства,
обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности
при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента
лишь количественного его сторона – степень выраженности, определяемая
соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же
сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа.
Индивидуальные качественные особенности психических процессов определяют
продуктивность психической деятельности (например, острота и точность
восприятия).
Ко второй
группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и
постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия,
честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение
личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является
необходимым компонентом отношения личности Во-вторых, индивид, черты характера
: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении
социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах
действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера
проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в
устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И,
наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п.,
от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными
особенностями психических процессов.
Все
индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума,
формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений.
Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а
различные стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личности
являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера,
и направленности. Таким образом, структура личности представляется как взаимная
связь и организация свойств личности. Структурные образования личности
характеризуются понятием "симптомокамплекса". Индивидуальное и
социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или
фактора личности.
Список
литературы
Л. А. Пешкова.
Теория интегральной индивидуальности (B.C.Мерлин)