Урок
информатики: “Вот компьютер - верный друг”
Оборудование:
– рисунок
робота Феди
– модель
компьютера, собранная из конструктора “LEGO-DACTA”
Учитель:
Кто из вас
знаком с компьютером?
Для чего можно
использовать компьютер? (Играть, рисовать красивые картинки, печатать, как на
пишущей машинке, задачки по математике решать, ракетой управлять.)
А где ты и твои
друзья встречали компьютеры? (У меня дома есть компьютер, у папы на работе, в
кассе авиабилетов, на вокзале в справочной и т. п.)
Люди придумали
компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их
назвали электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ.
Но компьютеры
могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять
космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми
заводами. Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А
сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим
услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку ученому и врачу,
инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному – всем
может помочь компьютер.
“Оглянись,
дружок, вокруг!
Вот компьютер –
верный друг.
Он всегда тебе
поможет:
Сложит, вычтет
и умножит!
Может он ребят
учить,
Может он станок
включить,
Папе, дедушке и
тете
Он поможет на
работе:
Стало легче с
ним, чем прежде,
Дом построить,
сшить одежду.
И послать
ракету к звездам
Без него не
так-то просто!
Даже вылечить
больного
Он поможет –
что ж такого!”
Для того, чтобы
компьютер стал и вашим помощником, нужно многому научиться. Прежде всего, нужно
понять, как устроен и как “думает” компьютер, и научиться давать ему задания,
которые он может выполнить.
Для этого мы
будем на наших уроках играть в умные игры и решать интересные задачи.
А какими бывают
компьютеры?
– У папы на
работе компьютер – как небольшая тумбочка, она на полу стоит. А экран и
клавиатура – рядом на письменном столе…
– А я видел
компьютер размером с книжку. У него крышка открывается, и там экран, а с другой
стороны клавиши...
– А я в кино
видел компьютер, который целый большой зал занимает…
– А я знаю
компьютер размером с записную книжку. Он может телефонные номера запоминать…
Как же устроен
компьютер? Из чего он состоит?
А поможет
разобраться нам в этом маленький добрый робот Федя, которого мы придумали
вместе с вами. Каждый из вас сочинил свою историю о роботе Феде. Сегодня мы
послушаем рассказ, автором которого является Дмитриев Антон.
Рассказ ученика
“Однажды на
фабрике электронных нянь изготовили няню-робота с небольшим браком. Вместо семи
нот он произносил только две “фа” и “до”. Поэтому его назвали Федей. По этой же
причине Федя не мог петь песни и наигрывать мелодии. Тогда его снабдили механической
шарманкой и электронным соловьем. Получился очень забавный, веселый и добрый
робот-шарманщик. Федю направили в младшую группу детского сада.
Дети были в
восторге от новой няни. Федя крутил ручку шарманки, играл с детьми в салки, в
лапту и в прятки. Правда, в прятках Феде не везло – дети быстро его находили по
соловьиному пению. Укладывая детей спать, робот-няня пел им странную
колыбельную песню из двух нот: “До-фа-до-фа-фа-фа!” Но детям она нравилась, и
они быстро засыпали. Все были довольны Федей.”
Понравился ли
вам рассказ? Если понравился, то чем?
Ученики
обмениваются впечатлениями
Учитель:
Наш робот Федя
– младший брат настоящего компьютера, и всё знает о нем.
Компьютер
состоит из системного блока, дисплея, клавиатуры, дисковода и принтера.
Путешествуя по
дорогам компьютерной страны, вы узнаете о них еще много интересного. А пока –
первое знакомство.
Предварительно,
на уроке труда, учениками был собран макет компьютера из конструктора
“LEGO-DACTA”. (Все части компьютера показываются на макете)
Наверху машины
всей
Размещается
дисплей –
Словно смелый
капитан!
А на нем –
горит экран.
Яркой радугой
он дышит,
И на нем
компьютер пишет
И рисует без
запинки
Всевозможные
картинки.
Под дисплеем –
главный блок,
Там бежит
электроток
К самым важным
микросхемам.
Этот блок зовут
“системным”.
Вот,
познакомьтесь – дисковод!
Если с
дисководом дружен –
То и справочник
не нужен:
В упаковке, как
конфета,
Быстро вертится
дискета –
Там записаны
программы
И для папы, и
для мамы!
Там веселых игр
десятки
Друг за другом
по порядку!
Блок системный
всё, что нужно,
У нее узнает.
Дружно
Трудятся они
вдвоем
Утром, вечером
и днем!
Это вот –
клавиатура.
Вот, где
пальцам физкультура
И гимнастика
нужны!
Пальцы прыгать
тут должны!
А вот это –
принтер, братцы.
Тут нам надо
разобраться.
Для чего же
этот ящик?
Он в себя
бумагу втащит.
И сейчас же
буквы, точки,
Запятые –
строчка к строчке –
Напечатает в
момент!
Очень нужный
инструмент.
Вот теперь,
дружок, немного
Ты с
компьютером знаком.
Если дальняя
дорога
Приведет его в
твой дом,
То скажи ты
всем вокруг:
“Вот компьютер
– верный друг!”
Роботу, как и
компьютеру, очень важно правильно дать задание. Один человек сделал себе робота
– помощника. Робот был очень послушным, но ничего не мог сделать без точных
приказов. Однажды ему дали задание: пойти на кухню, очистить банан и принести.
Знаете, что он в результате сделал? Принес банановые очистки. А на вопрос “Где
банан?” ответил: “Я в точности выполнил все указания”.
Игра в робота
Федю
Учитель:
Один из
учащихся будет выступать в роли робота, а другие по очереди будут давать ему
команды для выполнения задания: дойти до своего места (до классной доски) и
нарисовать квадрат произвольного размера.
Необходимо
напомнить ученику, что робот выполняет в точности то, что ему предписывается,
не больше и не меньше. Очень важно обсудить с классом, какие команды понятны
роботу. Понимает ли он фразу “Идти к доске” или ему необходимо сказать так:
“Сделай один шаг вперед, поверни направо...”? Ученики должны остановить свой
выбор на определенном количестве слов, которые понятны роботу. Например:
– встань
– повернись
(пол-оборота, полный оборот и т. д.)
– сделай
столько-то шагов
– возьми
(предметы)
– стирай с
доски
– остановись
Учащиеся
поочередно задают команды роботу, робот должен выполнить их буквально. Набор
команд должен быть сбалансирован: если была команда “возьми тряпку”, то
обязательно должна быть команда “положи тряпку”.
Вызывается
второй учащийся. Надо расставить действия по порядку: снять фольгу, собрать
игрушку, съесть шоколад, взять киндерсюрприз.
Следующая
работа выполняется классом в тетради “Информатика в играх и задачах” .
Работа “Посади
дерево” выполняется под руководством учителя, все шаги обсуждаются вслух,
учитель записывает последовательность команд на доске, а ученики – в тетради.
Должно получиться
следующее:
1. Возьми
лопату и саженец.
2. Выкопай
ямку.
3. Посади
саженец в ямку.
4. Засыпь ямку
землей.
5. Возьми лейку
и полей саженец.
6. Поставь
лопатку и лейку на место.
В результате
делается вывод: если правильно придумать команды и выполнить их одну за другой
без ошибок, то можно решить поставленную задачу.
Учитель:
А теперь робот
Федя просит вас слепить снеговика (домашнее задание).
Все шаги
записывать словами. Действия нумеровать, чтобы выполнить их последовательно
одно за другим.
У учащихся при
проверке должны получиться следующие шаги:
1. Слепить из
снега большой шар и положить его на землю.
2. Слепить
второй шар, меньше первого, и положить его на первый шар.
3. Слепить
третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.
4. Надеть ведро
на третий шар.
5. Сделать
глаза из угольков на третьем шаре.
6. Воткнуть
морковку между угольками. Вот снеговик и готов.
Учитель:
Итак, мы
сегодня узнали:
1. Что такое
компьютер, для чего он используется, как устроен компьютер.
2. В каком виде
нужно давать задания роботу, чтобы он их выполнял.
3. Если
правильно придумать команды и выполнить их одну за другой без ошибок, то можно
решить поставленную задачу.
Список
литературы
Информатика.
Шаг за шагом: Основные понятия.
Информатика.
Шаг за шагом: Информатика–2.
Информатика в
играх и задачах: Книга для детей, мам и пап, бабушек и дедушек Авторский
коллектив под руководством А. В. Горячева.
В. Агафонов.
Твой друг компьютер. – М.: Новая школа, 1996.
И.А. Ткачёва,
г. Москва