Реферат по предмету "Культура и искусство"


Две столицы: Дворцовый рай

Перевезенцев С. В.
Столичныйгород — это всегда место проживания царской семьи и многочисленных государевыхродственников. В XIV–XVII вв. в Москве государи и их семейства жили в Кремле, но,кроме того, имелись различные царские села и поместья под городом, в которыхцари со своими семьями проводили значительное время, особенно летом, иногдапроживая в них по несколько месяцев. До нашей поры сохранились эти царские села— Коломенское и Измайлово, а некоторые остались только в названиях нынешнихмосковских районов — Преображенское, Семеновское… А вот московские бояре жили ив Кремле, и за его стенами. Боярские дворы иногда занимали целые «кварталы», вцентре которых стояли каменные палаты — двух-трехэтажные дома, устроенные втрадиционном русском стиле, нарядно украшенные архитектурным декором.
ВXVIII в. новым явлением в облике Москвы стали дворцы, создаваемые в новом, западноевропейскомстиле. Московские дворцы XVIII–XIX вв. считаются подлинными архитектурными ихудожественными жемчужинами столицы. Московская архитектура XVIII в., с однойстороны, развивалась в русле продолжения архитектурных традиций XVII в., а, сдругой, активно и творчески впитывала западноевропейские новшества. Москвастала настоящей школой архитектурных кадров. В XVIII в. городе действовала«архитектурная команда» во главе с князем Д.В. Ухтомским. Именно из школыУхтомского вышли два выдающихся московских зодчих — В.И. Баженов и М.Ф.Казаков.
Авот Санкт-Петербург уже в XVIII в. прославился как город дворцов. Конечно, первенствующееместо принадлежало императорским дворцам — Летнему и Зимнему, Мраморному и Мариинскому,а также пригородным поместьям — Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине…Именно императорские дворцы отличались наибольшим богатством внешнего декора ивнутреннего убранства, ибо должны были свидетельствовать о мощи и богатствесамой России. Но и придворная знать стремилась не отстать от российскихмонархов. Дворцы А.Д. Меншикова, Воронцовых, Юсуповых, Шереметевых, Строгановых,Белосельских-Белозерских и многих других аристократов поражали современников ипотомков своими совершенными архитектурными формами. А для возведения дворцовприглашались самые знаменитые иностранные архитекторы — Д. Трезини, В.Растрелли, Д. Кваренги, Ж.-Б. Леблон и другие.
МОСКВА
Коломенское— подмосковное село, в излучине Москвы-реки, на правом холмистом берегу сглубокими оврагами и ключами, впадающими в реку. С конца XIV века Коломенскоебыло загородной резиденцией московских великих князей и царей.
Первоеупоминание о селе Коломенском относится к 1328 г. К тому времени Коломенское, вероятно, было уже крупным селением. В начале XVI в. великийкнязь Василий III Иванович построил здесь загородный дворец, а в 1532 г. — шатровую церковь Вознесения, в честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV Грозного.Церковь Вознесения — самый древний из сохранившихся памятников зодчества вКоломенском. Еще одно сохранившееся строение XVI в. — церковь Иоанна Предтечи вДьякове, приселье Коломенского.
ВXVI–XVII вв. наряду с княжескими хоромами и придворными церквами здесь обширноеместо занимали фруктово-ягодные “государевы сады”. Леса и прочие угодья вокругсела стали местом царских соколиных охот. На лугах в пойме реки паслись табуны.
ВСмутное время, летом 1605 г. в Коломенском был устроен военный лагерьЛжедмитрия I. Он состоял из шатров, огражденных стеной с 4 башнями и воротами.В октябре 1606 г. Коломенское было занято войсками Ивана Болотникова. В июле 1610 г. в Коломенском на короткое время обосновался Лжедмитрий II.
В1660-е гг. в Коломенском возвели пятиглавую, на высоком подклете церковь во имяиконы Казанской Божией Матери, чуть позже — Водовзводную башню и двое каменныхворот.
Своегорасцвета Коломенское достигло в середине XVII в. — в царствование АлексеяМихайловича. Царь часто и подолгу жил здесь со всей семьей. В Коломенском онсправлял праздники, выстаивал обедни в придворных храмах. В 1667–1668 гг.обветшавшие царские хоромы были снесены, вместо них построили большой дворецАлексея Михайловича. Постройкой заведывали плотники Семен Петров и ИванМихайлов, а внутренней росписью занимались лучшие русские иконописцы, в т.ч.прославленный Симон Ушаков. Дворец состоял из 24 разнообразных теремов — в видешатров, бочек, крещатых боков, палаток и др., связанных между собой переходами.Некоторые постройки возвышались на 40–50 метров.
Дворецбыл украшен золоченой резьбой, слюдяными окнами, оловянными гребнями, затейливымирешетками, раскрашенными столбиками и карнизами, которые украшалифантастические изображения зверей, птиц и растений. Мастер Оружейной палатыПетр Высоцкий поставил по сторонам от проемов Передних ворот с Часобитнойбашней особое устройство “львова рыканья” — медных механических львов, которыевстречали гостей, в т.ч. иноземных послов, грозным рычанием. Он поместил часына надвратную башню каменных Красных (Передних) ворот, выходивших к Москве-рекеи церкви Вознесения. Дворец Алексея Михайловича поразил современниковнеобыкновенным живописным богатством. Симеон Полоцкий называл его “осьмымдивом” света. Дворец простоял ровно 100 лет. Сохранились его гравированныеизображения, деревянная модель и план.
Впервые годы своего царствования Петр I любил бывать в Коломенском. Иногда послучаю его прибытия проводились парадные шествия, потешные маневры. Но с началаXVIII в. село и царская усадьба приходили в упадок. Царский дворец и другиестроения запустели и постепенно разрушались. В 1768 г. обветшалый дворец разобрали.
С 1923 г. усадьба Коломенское — филиал Государственного Исторического музея. В1930–1959 гг. сюда были перевезены памятники русского деревянного творчества —домик Петра I из Архангельска, воротную башню из Николо-Карельского монастыря, башнюБратского острога из Сибири, медоварню из подмосковного села Преображенское.
Особуюценность в Коломенском представляют реликтовые растения — дубрава, в которойвозраст отдельных деревьев достигает 600–800 лет, липовая аллея начала XIX в.Редкой живописностью отличается глубокий Государев овраг, крутые склоныкоторого поросли лесом, а на дне расположены пруды. Недалеко от Коломенскогонаходится археологический памятник — Дьяковское городище.
НынеКоломенское — уникальный по красоте историко-архитектурный заповедник. Здесьпроводятся различные народные гуляния и праздники.
Внаши дни, в начале XXI века дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском былполностью восстановлен по старым чертежам. Конечно, это так называемый«новодел», возведенный с помощью современных технологий и из современныхматериалов. Однако… красиво!
Измайловоизвестно с 1389 г., а царской вотчиной стало во времена Ивана IV ВасильевичаГрозного. В конце XVI в. село перешло к боярину Н.Р. Захарьину-Юрьеву и с тойпоры принадлежало роду бояр Романовых. В 1654 г. владельцев Измайлова стал царь Алексей Михайлович. Во второй половине XVII века здесь началось строительствоцарской резиденции, центром которой стала усадьба на острове, окруженномискусственными прудами — Серебряным и Виноградным. А для въезда на островсоорудили каменный мост длиной около 100 м. До сей поры сохранилась проездная трехъярусная Мостовая башня, которая была одновременно и воротами и звонницей.Когда Алексей Михайлович бывал в Измайлово, то на втором этаже заседалаБоярская дума, почему башня и получила свое второе прозвание — Думская.
Центромдворцовой усадьбы стал Государев двор — по периметру которого построилиодноэтажные каменные хозяйственные постройки. На восточной и западной сторонахдвора были сооружены Парадные въездные ворота. Еще одни ворота находились вцентре стены, разделявшей двор на хозяйственную и парадную части. К сожалению, этиворота не сохранились.
Первыйдеревянный дворец, имевший около 300 башен возвели еще в 1665 г. Позднее построили новый деревянный дворец, радовавший глаз резными крыльцами. В этом дворцежила вторая супруга Алексея Михайловича — Наталья Кирилловна Нарышкина и ее сынПетр Алексеевич, который часто плавал по измайловским прудам на своем ботике.
В1671–1679 гг. костромичи-каменщики под водительством «каменных дел подмастерья»Ивана Кузнечика был возведен собор Покрова Божией Матери — монументальныйпятиглавый храм, отличающийся нарядным внешним убранством. Разноцветные изразцы,целиком заполняющие поля закомар и опоясывающие верх барабанов исполнилизвестный мастер Степан Полубес.
Вдольберега р. Серебрянки был разбит регулярный сад, в котором разводили шиповник, крыжовник,барбарис, сирень, многообразные фруктовые деревья. Рядом находился огород слекарственными растениями, а позади дворца устроили виноградник. В царскойусадьбе действовали мельницы, медоварни, маслобойни, разводился племенной скот,а для содержания диких животных был создан специальный зверинец — обнесенныйоградой большой участок леса.
Новыйимпульс к развитию Измайлово получило в царствование императрицы Анны Иоанновны,которая, когда жила в Москве в начале 1730-х гг., избрала эту усадьбу вкачестве своей главной загородной резиденции. По имени села императрицей былназван новый, третий по счету, гвардейский полк — Измайловский. Большаялюбительница развлечений, Анна Иоанновна в 1731 г. повелела устроить в Измайлово новый зверинец, в который присылали редких зверей из Казанскойи Астраханской губерний, Персии. В зверинце было немало экзотических животных —дикобраз, сайгак, тигр, львы и даже антилопа гну. С тех пор за этой местностьюдва века, до 1931 года сохранялось название Измайловский зверинец.
ВXIX в. в Измайлово по проекту архитектора К.А. Тона построили Николаевскуювоенную богадельню для ветеранов Отечественной войны 1812 г. В 1865 г. открылась опытная пасека Императорского русского общества акклиматизации животных ирастений, которая существует и поныне. Кроме того, сохранились парковыйпавильон, устроенный в 1860-е гг. архитектором П.С. Кампиони в русском стиле, атакже выставочный павильон, сооруженный в 1880-е гг.
В1974–1985 гг. на территории усадьбы Измайлово проведены реставрационные работы,в ходе которых были восстановлены корпуса Государева двора.
Вовторой половине XX века, невдалеке от Государева двора в Измайлово былисооружены туристско-гостиничный комплекс «Измайлово», дворец спорта, жилыедома. Еще с 1930-х гг. часть лесного массива превратили в ПКиО «Измайлово», вкотором создана Аллея Победы в честь воинов, павших в боях ВеликойОтечественной войны. Продолжением парка является Измайловский лес, в пределахкоторого находятся несколько временных и постоянных ручьев, тринадцать прудов, самыйкрупный из которых — Лебедянский. Самая большая достопримечательностьИзмайловского леса — старые липовые и дубовые рощи. В восточной части лесасохранились полуторавековые сосны и ели, а у Красного пруда находитсяуникальная лиственничная роща. Многие ценные участки Измайловского паркаобъявлены памятниками природы.
Петровскийподъездной дворец был выстроен М.Ф. Казаковым для императрицы в 1755–1783 гг.Он был построен на дороге из Петербурга в Москву в тогдашних московскихпредместьях и предназначался для временной остановки императрицы во время ееприездов в первопрестольную. Именно в этом дворце предполагалось делатьпоследнюю остановку перед въездом в город.
М.Ф.Казаков разработал четкую симметричную планировку дворцовых зданий, разделивсаму дворцовую усадьбу на два двора — внутренний и парадный. В центре находитсясам дворец — трехэтажное здание, увенчанное большим куполом на высоком барабанесо многими окнами. Фасад дворца украшен фигурными оконными проемами, а парадноекрыльцо подпирают фигурные колонны. Сам дворец и служебные корпуса окруженыстеной-оградой с высокими зубчатыми башенками — 10 больших и 11 малых башен.Эта композиция делает сам дворец похожим на крепость.
Дворцовыездания и стена-ограда выстроены из красного кирпича и богато украшеныбелокаменным резным декором, а также разноцветными керамическими деталями.Пышное декоративное убранство и яркие цвета придают Петровскому дворцунеобычный, живописный облик, в котором причудливо сочетаются формы неоготики имосковского зодчества XVII в. В 1826–1836 гг. дворец ремонтировался, тогда жевнутренняя отделка здания в целом ряде помещений заменили убранством в стилеампир.
В 1827 г. вокруг дворца был разбит Петровский парк по проекту архитектора А.А.Менеласа. В парке размещались большой летний Петровский театр, деревянноездание «воксала» для концертов и танцев, качели, беседки, тенистые аллеи. Ужевскоре Петровский парк стал одним из любимых место народных гуляний. На рубежеXIX–XX вв. в парке были открыты модные рестораны, среди которых особойпопулярностью пользовались рестораны «Яр» и «Стрельна». В XX столетии натерритории парка был построен стадион «Динамо» — первое крупное спортивноесооружение в Москве.
Всоветское время в Петровском дворце размещалась военная академия. В 1990-е гг.дворец был возвращен городу, в нем проведен внешний ремонт, осуществляетсяремонт и реконструкция внутренних помещений.
Название«Царицыно» усадьба получила в 1775 г., когда по распоряжению императрицыЕкатерины II Алексеевны это место было куплено в государеву казну. До тогоместо называлось по-разному. К примеру, когда им владел князь Д. Кантемир, онозвалось Черной грязью — очень распространенным именем в Подмосковье. В 1722 г. по заказу Д. Кантемира здесь возвели храм Троицы (Богоматери «Живоносный Источник»). В 1883 г. к храму пристроили трапезную и колокольню.
В1776–1785 гг. архитектор В.И. Баженов практически полностью построил в Царицынеархитектурно-парковый ансамбль в стиле неоготики. Но в 1786 г. по приказу императрицы Екатерины II строения были частично разрушены. Гнев государыни вызвалообилие масонской символики, которую Баженов разместил на стенах дворцов изданий. До 1797 г. усадьбу достраивал М.Ф. Казаков, однако усадьба Царицыно таки осталось незавершенной.
УсадьбаЦарицыно расположено на высоком холме, круто спускающимся к прудам. Зданияусадьбы строились из красного кирпича с фигурной белокаменной отделкой, чтопридавало им яркий праздничный вид. По мысли В.И. Баженова, центр всей усадьбысоставляли два дворца, соединенные галереей с ажурной аркой ворот. Рядомрасполагался Большой Кавалерский корпус, позади — Хлебный дом. Конный двор ибашня с часами так и не были достроены. Местность в Царицыне пересечена многимиглубокими оврагами, через которые были устроены богато декорированные Большой иФигурный мосты. Вдоль пруда в парке усадьбы расположились Малый дворец, Оперныйдом, Кавалерский дворец с круглым залом, Фигурные (Виноградные) ворота. Вначале XIX в. усадебный парк дополнили новыми мостиками и павильонами, изкоторых сохранились галерея «Миловида», купольный павильон «Нерасстанкино» ибеседка «Золотой сноп» («Храм Цереры»).
Вусадьбе постоянно ведутся ремонтно-восстановительные работы, с 1993 г. усадьба стала музеем-заповедником, восстановлено большинство зданий, в том числе дворец, вкотором ныне располагается музей.
Вокругусадьбы раскинулся лесопарк, в котором имеются старинный липовый парк. Ноособая гордость усадьбы — знаменитые царицынские пруды. Система искусственныхпрудов в Царицыне была сооружена в XVIII в., в ходе строительства самойусадьбы: Верхнецарицынский, Нижнецарицынский, Шипиловский и Борисовский.
Всегодняшней Москве сохранилось не так много старинных боярских палат, тембольшее значение они представляют в столичном культурном наследии. Палаты боярРомановых в Зарядье — одни из самых известных в Москве. Первые палаты на этомместе были построены в конце XV в., а с середины XVI столетия вошли в составусадьбы Никиты Романовича Захарьина-Юрьева — деда Михаила Федоровича Романова, ставшегопервым русским царем из романовской фамилии. В начале 1630-х гг. палатыпередали в собственность Знаменского монастыря. В 1674 г., после недавнего пожара, строение было восстановлено и поновлено, использовалось в качествекелейного корпуса для монастырской братии. В 1856–1859 гг. по распоряжениюимператора Александра II здание было реставрировано и реконструировано(надстроен 3-й этаж — деревянный терем). В 1859 г. здесь открылся музей «Дом бояр Романовых». И ныне в здании размещается музей «Палаты вЗарядье», как филиал Государственного Исторического музея. В палатах воссозданыкабинет боярина, трапезная палата, женская светлица, сени, помещения подклети, демонстрируетсябогатый интерьер и оружие XVII в.
Знаменитыепалаты бояр Волковых — князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке внастоящее время представляют собой живописную группу красно-белых зданий, увенчанныхостроверхой кровлей с коньками, флюгерами и резными подзорами. В основе палат —два здания, объединенные в конце XVIII века в одно сооружение. В интерьерахсохранились изразцовые печи начала XVIII века. Кроме все прочего, палатыизвестны тем, что во флигеле усадьбы в 1801–1803 гг. вместе с родителями жилА.С. Пушкин.
Вглубине между Большим и Средним Овчинниковскими переулками расположенодвухэтажное каменное кубическое здание — палаты конца XVII — начала XVIII вв.Снаружи здание оформлено плоскими широкими лопатками, четкими горизонтальнымилиниями профилированных карнизов. Простые прямоугольные окна без наличниковпомещены в заглубленные ниши. Подобный «деловой» внешний вид здания, почтилишенного декора, возможно, обусловлен тем, что оно использовалось какпомещение для овчинного производства.
Началодворцовому строительству в Москве положил Лефортовский (Меншиковский) дворец наЯузе (ныне — 2-я Басманная улица). По заказу Петра I дворец начинался строитьсяв 1697 — 1698 гг. для адмирала Ф.Я. Лефорта (архитектор Д.В. Аксамитов). Вначале XVIII в. дворец перешел к А.Д. Меншикову и в 1707 — 1708 гг. былдостроен. Парадный двор был окружен замкнутым прямоугольником корпусов сторжественным, тяжелым по пропорциям въездом. Со стороны двора эти корпусаимели аркады первого этажа, заложенные в XIX веке. Оба этажа охватываеткоринфский пилястр, основанный на классических ордерских принципах. В 1796–1798годах по проекту М.Ф. Казакова во дворе выстроили служебные корпуса.
Единственнымхорошо сохранившимся памятником русского барокко XVIII в. является дом-усадьбаАпраксиных-Трубецких на Покровке, сооруженное в 1766–1769 гг. Дом имеет сложныйобъем с выпукло-вогнутой формой фасадов. В богатом лепном декоре господствуетхарактерный для стиля рококо мотив раковины — наличники, картуши. Затейливыйфасад и отделка дома послужила тому, что москвичи прозвали его «дом-комод», аодну из ветвей рода Трубецких, приобретших дом в 1770 г., стали звать «Трубецкие-комод».
В1784–1788 гг. напротив Кремля на Ваганьковском холме была построена городскаяусадьба П.Е. Пашкова, которая известна под названием «Пашков дом».Предположительно архитектором дворца-усадьбы был В.И. Баженов. К Кремлю, наМоховую улицу выходил садовый фасад здания, а на склоне холма разбили террасныйсад (уничтожен в 1930-х гг.). Со Староваганьковского переулка въезд натерриторию усадьбы обрамляет величественная арка. С момента создания Пашков домстал играть важнейшую роль в формировании силуэта центральной части Москвы.
В1786–1790 гг. на Страстном бульваре возле Петровских ворот был построенграндиозный главный дом усадьбы Гагариных. Авторство дома приписываютархитектору М.Ф. Казакову. Трехэтажная средняя часть дома украшена 12-колоннымпортиком, поставленным на выступ первого этажа. После пожара 1812 г. здание было перестроено в 1825–1828 гг. перестроено архитектором О.И. Бове, после чегоприобрело выраженные черты стиля ампир.
Монументальныйтрехэтажный дворец московского главнокомандующего З.Г. Чернышова на Тверскойулице строилось М.Ф. Казаковым в 1778–1782 гг. в стиле зрелого классицизма.После смерти Чернышева казна приобрела его дом и сделала официальнойрезиденцией московских главнокомандующих (генерал-губернаторов). В 1937–1938гг. здание было отодвинуто в глубь участка, а в 1946 г. надстроено по проекту Д.Н. Чечулина.
Дворецграфа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина на Разгуляе в конце XVIII–XIX веках былистинным центром культурной жизни бывшей Басманной слободы. Дворец был выстроенв 1790-х годах неизвестным московским зодчим в стиле зрелого классицизма.Усадьба на стыке Новой и Старой Басманной улиц включала главный дом, зданияслужб, флигеля, обширный сад и пруд. Фасад трехэтажного массивного зданиядекорирован торжественным восьмиколонным портиком, а в угол дома, обращенный кЕлоховской площади, вписана полуротонда с ионической колоннадой. В пожаре 1812 г. не только сильно пострадало само здание, но и погибла уникальная коллекция древних рукописейи книг А.И. Мусина-Пушкина, среди которых была и рукопись «Слова о полкуИгореве». С 1835 г. в здании усадьбы разместилась Вторая Московская гимназия. В 1930 г. здание было надстроено, и в нем расположился Дом Красной Армии. Сейчасздесь находится Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева.
Однойиз достопримечательностей Москвы стал дворец князя А.Б. Куракина на СтаройБасманной улице. Дворец был построен по проекту архитектора Р.Р. Казакова в1799–1801 г. на месте бывшего дома П.И. Демидова. Здание, имевшее чертыпозднего классицизма, вместе с примыкающими крыльями образовывали парадный двор,в который вела сквозная арка украшенная портиком. Интерьеры дворца отличалапышная отделка — позолоченные карнизы, стены и колонны из искусственногомрамора, штофные обои и живописные плафоны. Но князь А.Б. Куракин в новомдворце почти и не жил, сдавая его внаем. В 1836 г. здание дворца приобрела казна, и здесь разместился Константиновский межевой институт, а с 1873 г. — Московский архив Министерства юстиции. В 1883 г. сюда переехало Александровскоекоммерческое училище. Ныне в здание бывшего дворца находится Московскийгосударственный университет инженерной экологии.
Составнойчастью московской культуры XVIII столетия была дворянская усадебная культура.Загородные дворцы в ближайших окрестностях Москвы устраивались с большойроскошью. Самыми известными усадебными комплексами XVIII в. были Кусково иОстанкино, принадлежавшие роду графов Шереметевых. В строительстве дворцов вКусково и Останкино принимали участие зодчие Аргуновы, А.Ф. Миронов, Г.Е.Дикушин, Ю.И. Кологривов, Д. Антонов, К.И. Бланк с использованием проектов Ф.Кампорези, Е.С. Назарова и других.
Кусково— обширный и удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль. В началестолетия эти земли принадлежали знаменитому фельдмаршалу П.Б. Шереметеву, сподвижникуПетра I. При нем здесь были поставлены различные деревянные постройки. Первоекаменное сооружение — Спасская церковь (1737–1739) — была построена в стилебарокко и украшена статуями на крыше и в нишах восьмигранного барабана. Позднеек церкви пристроили колокольню со шпилем в формах классицизма.
Основнойкомплекс строений выполнен в 50–80-е гг. XVIII в. Главный дом, сооруженный наберегу Большого пруда — одноэтажный деревянный дворец с антресолями, портиками,анфиладной планировкой и парадным залом. Интерьеры дворца замечательны посвоему богатству и изяществу, в их убранстве сочетаются изобретательные эффектыбарокко и утонченные приемы классицизма.
Вразных местах парка были созданы многообразные уголки, имеющие «национальную»специфику. Двухэтажный Голландский домик стал центром «голландского участка. Вдругом конце парковой аллеи — «итальянский» уголок, с фонтаном и статуями внебольшом саду перед двухэтажным Итальянским домиком. Летний Грот, расположившийсяу крестовидного пруда, — уникальное сооружение с неповторимой отделкой изморских ракушек и натурального камня. Протяженной здание Оранжереи замыкалоглавную ось ансамбля. Садовый партер украшен мраморными статуями. Перспективувосьми парковых аллей завершает центрический Эрмитаж. В память о двухпосещениях усадьбы императрицей Екатериной II перед дворцом установлены мраморныйобелиск и колонна со статуей Минервы.
СелоОстанкино перешло во владения Шереметевых в 1743 г. Еще в конце XVII в. здесь была сооружена церковь Троицы. В девяностых годах XVIII в. вОстанкино сложился дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма. В 1791–1798гг. было выстроено главное двухэтажное здание. Сначала возвели театральный зал.Он сразу же занял центральное место всего дворца, выполнял одновременно рольбанкетного и бального зала. Зал отличается благородной простотой пропорций, впрямоугольной своей части окружен по сторонам колоннадами, в полукруглой имеетбельэтаж с колоннами. Величественность и нарядность отделки дополняетвеликолепное впечатление, которое возникает при обозрении зала.
Кзалу позже пристроили павильоны с проходными галереями и ряд залов, использовавшихсядля размещения картин. Монументальный фасад украшен по центру шестиколоннымкоринфским портиком, а по сторонам — четырехколонными ионическими. Дворецувенчан плоским куполом на широком, прорезанном круглыми окнами барабане, состороны парка его фасад оформляют десятиколонная лоджия и тройные венецианскиеокна. В итоге деревянное, оштукатуренное здание дворца приобрело торжественныйи величественный облик.
Кглавному корпусу дворца примыкают «Египетский» и «Итальянский» павильоны, которыеотличаются изящностью скульптурного и архитектурного декора, связаны спространством прилегающей части парка. Лепные рельефы фасадов выполнены Ф.Г.Гордеевым и Г.Т. Замараевым.
ПотолкиОстанкинского дворца украшены декоративными расписными плафонами и белойлепниной. Стены обиты тканями, широко использована золоченая деревянная резьба.Полы составлены из наборного паркета из дорогих пород дерева. В дворцепредставлены мебель, хрустальные люстры и жирандоли, а также часы и вазы избронзы, стекла и мрамора, исполненные искусными мастерами в конце XVIII в. ВКартинной галерее дворца собраны произведения западноевропейской живописиXVII–XVIII вв., произведения крепостных художников из рода Аргуновых. Во дворценаходятся многочисленные копии с античных статуй, а также скульптурные работыА. Кановы, Ф.Г. Гордеева, Э. Фальконе.
Кдворцу примыкает обширный парк, основу которого составляет 200-летняя дубрава, атакже липы, вязы, клены, среди которых нередки 100-летние экземпляры.
Ссередины XIX века архитектурный и социальный облик Москвы претерпелзначительные изменения. Многие барские усадьбы стали переходить в рукиразбогатевших купцов, коммерсантов, фабрикантов и заводчиков. В самыхпрестижных районах появляются принадлежащие им особняки причудливых форм. Так, в1894–1899 гг. был построен особняк Арсения Морозова на ул. Воздвиженке, выполненныйархитектором В.М. Мазыриным в «мавританском стиле» с роскошными интерьерами.Особняк стал памятью о понравившемся А. Морозову средневековом замке в Синтре, которыйон видел в Португалии. Столь же удивительными стали особняки Кнопова вКолпачном переулке в готическом стиле, И.Е. Цветкова в Соймоновском переулке иП.И. Щукина на Пресне, выполненные под русскую старину.
Вначале XX в. в московской архитектуре возобладала эклектика, когдаиспользовались декоративные элементы самых различных стилей. Но преобладающимстановится стиль «модерн», пришедший на смену «русскому стилю». По мнениюспециалистов, именно в Москве стиль модерн прошел полный цикл своего развития.В рамках модерна развивался «неорусский стиль». Наиболее отчетливо новаястилистика проявилась в произведениях архитектора Ф.О. Шехтеля: особнякиРябушинского на Малой Никитской и Шехтеля в Ермолаевском пер., дом Миндовскогона Поварской ул.
Выстроенныйв 1900–1902 гг. особняк С.П. Рябушинского, стал одним из лучших памятниковмосковского модерна. Архитектор использовал разновысокие объемы, которые сумелсплавить в своеобразную ассиметричную группу с мощной пластикой балконов икрыльца. На фасаде эффектно выделяются переплеты криволинейных окон. Стеныособняка снаружи отделаны глазурованной облицовкой, выполненной в пастельныхтонах. Изысканную цветовую гамму дополняет мозаичный фриз с изображениембледно-лиловых ирисов. Кованная ограда вокруг дома исполнена в характерных длямодерна округло-ломанных формах. В особняке сохранился уникальное внутреннееубранство: лепнина потолков, плавно соединенных со стенами, обшитымидеревянными панелями, резные двери и наличники, кованные светильники. Ныне вздании располагается музей-квартира А.М. Горького, который жил здесь с 1931 г. до самой смерти.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле
Реферат Мировоззренческие категории предельных оснований в универсальных и
Реферат Сравнение стихотворений «Весь день она лежала в забытьи...» Ф.И.Тютчева и «Шумела полночная вьюга...» А.А.Фета
Реферат Что выплавляют из тонн словесной руды или попытка реабилитации чатов
Реферат Учет и анализ издержек обращения в торговле на примере НРУТП Крыница
Реферат Характеристика качества ПО "практичность"
Реферат Военная служба как особый вид государственной службы
Реферат О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юрлиц по налогам и сборам
Реферат Характерные особенности развития сельского хозяйства Японии после Второй мировой войны
Реферат Имитационное моделирование системы массового обслуживания
Реферат Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Реферат Николаевское градоначальство
Реферат Анестезия в оториноларингологии и офтальмологии
Реферат Производственный менеджмент и его роль в организации бухгалтерского управленческого учёта на
Реферат Процедуры аудита отдельных форм обмана (мошенничества). Действия аудитора при выявлении фактов мошенничества.