Влияние стиля родительских отношений на формирование
личности подростка
Курсовая
работа студентки педагогического факультета специальности «Психология и
менеджмент организаций» группы 3 «Д» дневного отделения Лысенко Светланы
Николаевны
Луганский
государственный педагогический университети имени Тараса Шевченко
Луганск 2002
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность межличностных
отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей –
подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной
уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной
среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе
социализации ребенка.
Основное влияние на развитие
личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишенные
возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы,
состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
Сделана попытка определить
механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием,
поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями
родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.
Если у детей плохие отношения с
одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не
годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся
втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей;
сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя
агрессивно по отношению к своим родителям.
Вызывающее общественное
поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди
взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим
следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами
собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется
сознание.
Для людей, совершавших заказные
политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся
семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их
собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей
необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например,
браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.
Аспект семейных взаимоотношений,
вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства,
то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь
истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко:
при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства -
позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него
внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же
родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее
социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда
родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за
принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление
существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
Изучение зависимости между
практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей
сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле
родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено, что жестокие наказания
связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный
контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности,
зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Каждый ребенок имеет право быть
любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит
умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.
В кризисном состоянии почти
всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то
все одно выход есть — человек способная изменить свое отношение к тому, что
случилось.
Зачем человеку совладать с
ситуацией? Чтобы более скорое и ефективнее адаптироваться к ней, привыкать к
новым сложным условиям, хотя бы, таким образом, уменьшив внутреннее напряжение,
снизив стресогенность того, что все одно уже происходит. Главная задача
совладания — обеспечить и поддержать определенный уровень психического и
физического здоровья, хотя бы минимальную, но все же таки удовлетворенность
собою, своей деятельностью, общением.
Совладение выполняет очень
важную функцию регуляции эмоциональных состояний. Благодаря нему человек берет
себя у руки, ощущая готовность что-то изменить в собственной жизни, с чего-то
начать трудный путь вперед. Можно сказать, что овладение выполняет также и
функцию постепенного решения проблемы. В обоих случаях возможные как
действенный, так и сугубо воображаемый модусы реагирование на затруднительные
обстоятельства.
Объектом исследования моей
курсовой работы является личность и поведение подростков в межличностных
отношениях с родителями.
Предмет исследования работы
заключается в стиле родительских отношений, вызывающих ответную реакцию у
подростков и проявляющуюся в поведении.
Цель работы: Изучение
межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом позиции родителей
влияют на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для
родителей и подростков, которая позволит преодолеть негативные последствия
внутрисемейного конфликта с помощью способов совладания адекватных стрессовой
ситуации.
Гипотеза: Можно предположить,
что стили родительских отношений неадекватные ситуации формируют не только
негативные поведенческие реакции, но и способствуют дисгармоничному развитию
личности в целом.
Для достижения заданной цели
необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу, изданную
ранее по данной тематике.
Определить основные понятия,
необходимые для данного исследования.
Подобрать методики
психологической диагностики, позволяющие исследовать взаимоотношения в семье и
личность подростка.
Исследовать индивидуальные
особенности подростков и стили родительских отношений с помощью личностных
опросников.
Разработать схему эксперимента.
ГЛАВА I.
1.1 Семья –
особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации
личности. [3]
В процессе близких
взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и
другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его
личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
В жизни каждого человека
родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы
поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда
родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности
ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют
формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей,
которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне
сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к
другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей
в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и
гармоничному развитию.
Большую роль играют в семье
взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах
одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние
на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим
поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут
способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и
жизненные установки всей семьи.[2] Чем меньше семья, тем выше требования
психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая
нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной
близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д. [3]
Основное влияние на развитие
личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишенные
возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей
из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
Благодаря своим особенностям
семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных
проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку
ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и
покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Одной из главнейших функций
семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Отклонения в поведении детей и
молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи.
Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно
воспринимают духовные и материальные ценности.
Сделана попытка определить механизм
связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением
ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских
отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.
При исследовании проблемы
выделялись такие стили родительских отношений, как, например, излишнее
любопытство, снисходительное отношение к ребенку, чрезмерное его оберегание.
Последняя позиция складывается из ряда более частных, например обращение с
ребенком в таком тоне, словно он совсем маленький, то есть ему меньше лет,
нежели есть на самом деле. К этой же позиции можно отнести ограничение свободы
ребенка, чрезмерное беспокойство о его здоровье, излишнее любопытство и т.п.
Некоторые частные позиции могут входить в состав двух сложных различных позиций.
Так, например, чрезмерная требовательность к ребенку или его социальная
изоляция могут выглядеть как его оберегание. Эти родительские отношения
являются выражением слишком большой эмоциональной концентрации внимания
родителей на ребенке, которая дает чаще всего отрицательные результаты.
Постоянное критиканство в адрес ребенка, суровое обращение с ним также могут
быть характерны для позиций чрезмерной требовательности. Общей чертой отношения
родителей к детям в каждом из этих случаев является тенденция к полной власти
над ребенком.
Среди сложных позиций можно
выделить главные типы, позволяющие объяснить различные стили поведения
родителей по отношению к детям.
В качестве основных типов
выберем: 1) чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и ребенком и
слишком большую концентрацию внимания на ребенке. А между ними, в центре,
расположим эмоционально уравновешенное отношение к ребенку; 2) доминирование и
уступчивость по отношению к детям, в середине – позицию внутренней
независимости матери и отца, позволяющей свободно руководить ребенком.
Для уступчивости характерны
такие черты поведения родителей, как мягкость, неумение или неспособность
руководить детьми. Требования таких родителей немногочисленны и ненастойчивы, а
их распоряжения и приказания дети редко выполняют.
В противоположность этой позиции
доминирование, господство характеризуется непреклонностью родителей, тенденцией
к ограничениям и суровости. Дисциплина и режим диктуются, к ним ребенок
приучается под угрозой наказания, которое может быть суровым и даже жестоким,
внешне возможно мягким, но фактически обидным и неприятным для ребенка, но в
любом случае болезненно им воспринимаемым.
При чрезмерной эмоциональной
дистанции стремление родителей к контактам с ребенком не отличается достаточной
интенсивностью. Слово «дистанция» употреблено для определения психической
отдаленности родителей от ребенка. Родители с «дистанцией» обращены не к
ребенку, а против или вне его. Их контакты в основном поверхностны, родители
или равнодушны, или сдержаны в проявлении своих чувств, или открыто выражают
неприязнь к своему ребенку. Контакт с ним для родителей, скорее всего,
неприятен, во всяком случае, не доставляет радости и удовлетворения.
Чрезмерную концентрацию внимания
родителей на ребенке характеризует их стремление постоянно быть около своего
дитя, существовать исключительно для него, делать все возможное, чтобы весь дом
«вертелся» вокруг ребенка. В таких случаях у отца и матери появляется
потребность посвятить свою жизнь ребенку. Они требуют от него полного и частого
общения, лишающего ребенка необходимой свободы. Причем родители откладывают все
свои дела, как только ребенок появляется в поле их зрения.
Постоянное навязывание контактов
очень часто мешает развитию активности ребенка. Родители, чрезмерно сконцентрированы
на своем ребенке, склонны навязывать ему многочисленные предложения, поэтому
ребенок находится под постоянным «обстрелом» их помыслов и действий.
Одновременно родители бдительно следят за его поведением.
Эмоциональная уравновешенность
родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и
обращения с ним как формирующейся личностью.
Рассмотрим теперь, что
способствует формированию контакта с ребенком. Прежде всего это подход к детям
без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной
эмоциональной дистанции, то есть необходим контакт свободный, а не напряженный
или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который
можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу
ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны,
это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру
категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не
властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.
Нарушения контакта с ребенком
проявляются в нескольких характерных формах. При чрезмерной дистанции возникает
агрессивность, заключающаяся в том, чтобы «найти на него управу», не вникая в
потребности ребенка или мотивы его поведения.
При чрезмерной эмоциональной
концентрации внимания к детям появляется упорное и твердое стремление родителей
корректировать поведение ребенка, держать его при себе, ограничивать социальные
контакты.
Уступчивость не обязательно
означает только подчинение родителей прихотям ребенка. Это может быть
абсолютным подчинением ему всего своего существования, которое полностью
зависит от требований и потребностей их дитяти. Такие родители почти перестают
жить собственной жизнью. Уступчивые родители по отношению к ребенку демонстрируют свою пассивность, душевную
отдаленность. Чаще всего они уклоняются от общения с ребенком, игнорируют его
эмоциональные потребности.
Указанные виды нарушений
контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая,
уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая.
При чрезмерной эмоциональной
дистанции и доминировании родителей мы имеем дело с отвергающей позицией.
Ребенок воспринимается родителями как «тяжкий груз». Они не любят ребенка и не
желают иметь его, испытывают чувство разочарования и крушения их планов. Заботу
о нем они считают неприятным делом.
Позиция, отвергающая ребенка,
характерна также при проявлении и таких негативных чувств, как порицание,
постоянная критика ребенка, диктаторское, не допускающее возражений обращение с
ним, нежелание вникать в мотивы его поведения или потребностей, руководство
путем приказов, многочисленные требования и суровые наказания. При этом у
некоторых родителей отсутствует признание каких-либо положительных качеств
ребенка. Они не допускают даже некоторой доли снисходительности или терпимости
в отношении его недостатков.
Противоположным является
отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его
внешним видом, с его характером и умственными способностями. Такие родители
действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт
с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье. Они видят в ребенке
личность, достойную похвалы и одобрения. Они хорошо знают потребности ребенка.
Они допускают его эмоциональную независимость.
Уклонения возникает при
чрезмерной эмоциональной дистанции родителей по отношению к своему ребенку или
при их уступчивости и пассивности. Этот вид отношения к детям характеризует
людей с убогими чувствами, эмоционально равнодушных. Общение с ребенком не
доставляет им удовольствия, не знают, что им делать. Контакты таких родителей
носят случайный и редкий характер, хотя внешне создается впечатление о хороших
отношениях, так как ребенку предоставляется чрезмерная свобода, а в семье царит
показной либерализм. При этом характерны: пассивность в установлении контакта с
ребенком, уклонение от попыток ребенка общаться с родителями, игнорирование
материальных потребностей ребенка. Крайняя степень позиции этого типа – бегство
от ребенка.
При чрезмерно требовательной,
принуждающей позиции родители обычно приспосабливают ребенка к выработанному
ими образцу, не считаясь с его развитием, индивидуальными особенностям и
возможностям. Они требуют от него высоких достижений. Такие родители стремятся
ускорить естественный процесс развития ребенка, не признают права ребенка на
самостоятельность, ограничение свободы. Родители ориентируются на его
чрезмерные успехи в будущем, поэтому навязывают ему многочисленные предложения.
Противоположностью
вышеупомянутой позиции является позиция признания прав ребенка. Родители
относятся к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, проявляют
уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснить и обосновать свои
требования или применяемое наказание. Ребенок в такой семье знает, чего от него
ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.
Иной тип сложной родительской
позиции характеризуется тем, что родители чрезмерно сконцентрированы на ребенке,
но обладают уступчивостью. В этом случае возникает чрезмерное оберегание.
Отношение родителей к ребенку в основном бывает некритичным. Зачастую они
считают свое дитя образцом совершенства. Родители обращаются с ребенком как с
младенцем; преувеличенная опека и излишняя снисходительность; разрешение за
него трудностей, препятствий к его самостоятельности; излишнее любопытство к
жизни ребенка; социальная изоляция ребенка; чрезмерная забота о его здоровье;
поощрение одностороннего развития способностей. При указанной родительской
позиции мать постоянно уступает ребенку, терпит его капризы и неправильные
поступки, удовлетворяет каждую прихоть, однако не предоставляется свобода
ребенку.
Следует еще обратить внимание на
возможность непоследовательного поведения родителей. При неправильных
воспитательных позициях поведение отца и матери характеризуется наличием у них
некоторой двойственности. Так, например, мать, мало интересующаяся ребенком, не
проявляющая заботы о нем, время от времени вдруг принимается «делать из него
человека», кричит, требует дисциплинированности, запугивает, грозит выгнать из
дому. Поведение такой матери свидетельствует скорее о ее уклоняющейся позиции,
которая периодически приближается к отвергающей.
Иная мать, также преимущественно
не занимающаяся ребенком и игнорирующая его потребности, периодически, как бы
вспомнив о нём, начинает рьяно опекать его, прислуживает ему, удовлетворяет все
его прихоти. В этом случае двойственность возникает между уклоняющейся позицией
и чрезмерно оберегающей. А общей чертой между ними является тенденция к
пассивности, уступчивости по отношению к ребенку.
Можно встретить родителей,
которые чрезмерно оберегают ребенка и слишком много от него требуют. Эти
родители всегда сконцентрированы на ребенке, с той лишь разницей, что в одних
случаях они уступают ему или оберегают его, а в других – сурово и непреклонно
ставят требования и навязывают свои суждения.
Встречаются родители с
тенденцией к доминированию над ребенком, которые стараются, чтобы ребенок был
образцовым во всех отношениях. Но время от времени они как бы теряют терпение и
начинают применять суровые наказания, бросают упреки и угрозы. В этом случае
наблюдается переход от чрезмерно требовательной позиции к отвергающей.
От отношения к ребенку отца и
матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит
возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.
[2]
1.2 Личность
– самоопределяющаяся целостность, складывающаяся из отношений к окружающему
миру, другим людям и самому себе. [9]
Личность должна развиваться
свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой
высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. [5]
Подростковый возраст - остро
протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются
противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода
показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности,
свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер
его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст
отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность
ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими
детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д.
Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую
социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе
как члену общества. [13]
Формирование личности – это
процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого
освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их
преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву)
приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов
своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении
стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их
подчинению и переподчинению. [12]
Важнейшей особенностью
подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к
самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на
основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в
ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка
является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. [13]
Главные мотивационные линии
этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному
самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В начале подросткового возраста
у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и
взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя
события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым,
требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же
время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести
качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления
этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им.
Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и
сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно
и требовательно.
Самый легкий способ достичь цели
«быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.
Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведения
взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде; сюда входят мода, одежда,
прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы
отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны
подростков могут стать и их старшие сверстники. Тенденции походить на них, а не
на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. [6]
Поведение подростка регулируется
его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.
Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому
и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. [13]
Однако фактическое сохранение у
подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности
недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у
них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует
быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее,
промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном
направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это
сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий
межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в
личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение,
укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В
результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего
нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают
возможность оказывать на него влияние.
Старшему подростку не сидится
дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью.
Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она
проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в
общении – аффилиативной потребности.
Для того чтобы завоевать друзей,
привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное;
иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на
открытый конфликт со взрослыми. [6]
Подросток во всех отношениях
обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но
для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм».
Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Резко выраженные психологические
особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».
«Подростковый комплекс» включает перепады настроения – от безудержного веселья
к унынию и обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных
качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей
внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и
безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою
уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с
развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной
независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и
распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное
фантазирование – сухим мудрствованием. [10]
В трудах психологов и педагогов
мы находим описание изменений, происходящих в характере ребёнка в эти годы,
нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых
противоречий. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром
вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в
один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и
самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же
внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь
общества, а с другой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между
слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой
власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены
возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность
самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям
грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется
между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с
неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны. [13]
Реакция эмансипации – специфически
– подростковая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из–под опеки,
контроля. Покровительства старших – родных, учителей, вообще старшего
поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки,
правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность
высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как
личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны
старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности
и свободы, относятся к нему как к маленькому ребёнку.
Проявление реакции эмансипации
весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в
желании везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно.
Одна из крайних форм проявления
такой реакции – побеги из дома и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить
свободной жизнью». [1]
Чувство взрослости, занимающее
одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том,
что он уже не хочет, что бы его считали ребёнком, он претендует на роль
взрослого. Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности школьник,
как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая
проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в
преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных
напитков, наркотических веществ.
Следует учесть, что повышенное
внимание подростка к своей внешности связанно с вполне определёнными
особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации
подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать
тем нормам, которые приняты в их среде.
У подростков наблюдается
стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах,
настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена
какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в
подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов,
который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к
психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. [13]
1.3 Межличностные отношения –
психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к
определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося
чувством симпатии – антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы
восприятия и понимания друг друга. [9]
Родительские позиции оказывают
влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок
чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети
иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не
одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.
Таким же лишним ребенок
чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в
играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.
Дети родителей, чрезмерно их
оберегающих, чаще всего занимают показную позицию, излишне выдвинутую на задний
план. Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих. Потребности этих
детей доминируют над потребностями других членов семьи. К такому ребенку
относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает
единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, склонный к
заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут
преодолеть эти волнения.
Ребенок, от которого слишком
много требуют, которого принуждают и которым командуют, также не имеет
надлежащей позиции. На нем, как и на излишне оберегаемом ребенке,
концентрируется внимание родителей, однако пред ним выдвигаются требования,
которые не ставятся перед другими членами семьи. Даже в малейшей степени за ним
не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не уважают его
права в отличие от признания прав других членов семьи.
Правильные воспитательные
позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как
личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного
члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.
В современной семье все прочнее
укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к
родителям, более равноправную позицию.
Позиция ребенка в семье
изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее
место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он
становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его
автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.
На позицию ребенка влияет число
детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в
многодетной семье, так же как и первенца - от самого младшего. Наконец, особая
позиция: у единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди
сестер. Соперничество среди детей в многодетной семье – явление весьма частое.
К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение
родителями кого – то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи.
[2]
В подростковом периоде родителям
необходимо постепенно готовиться к роли советников, консультантов, чтобы в
будущем с этих позиций руководить ребенком, направлять его и лишь в самых
крайних случаях прибегать к авторитарным указаниям или запретам. Если же
отношения складываются плохо, то причины коренятся в первую очередь в
неправильном отношении к ребенку в данное время или касаются предыдущих
периодов его развития.
В любом периоде жизни человека
родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет
большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели
одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений – родительской любовью.
Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на
формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям,
в целом на формирование его личности.
Благодаря эмоциональной связи
любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка
нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что
можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти
наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями,
то есть человек создает свою систему ценностей.
Родители формируют интересы
ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор
друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным
проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может
сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.
Для формирования собственного
«я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их
правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и
отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.
Возникновение у детей различного
типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о
снижении воспитательной функции родительской семьи.
К тяжелым последствиям
отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный
паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость,
психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в
большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.
Известно, что семья как малая
социальная группа является наилучшей воспитательной средой.
Однако некоторые факторы,
связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или
воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение
воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в
поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.
Одним из факторов, нарушающих
выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе.
Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и
видоизменяется.
В выполнении воспитательной
функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара – отец и
мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один
из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для
эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи,
вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит
глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь
смягчить. Это явление – существенная общественно-воспитательная проблема.
Разлука с одним из родителей
может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других
симптомов невроза.
Атмосфера напряженности и
конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Дом
перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот
источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь
родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение
такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в
подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии
дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего
напряжения.
При этом надо помнить, что чем
длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние
на ребенка. [2]
В кризисном состоянии почти
всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то
все одно выход есть — человек способная изменить свое отношение к тому, что
случилось.
Поскольку успех в решении
сложной жизненной ситуации зависит прежде всего от самого человека. Рассмотрим
отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть
напряженность, уменьшить тревогу.
Прежде всего, определимся с
пониманием понятия "самореабилитация".
Реабилитация в личностном
контексте — это активизация функций конструктивно-положительного приспособления
к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на
более высоком качественном уровне, если человек становится способным
конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных
влияний.
В отличие от реабилитации как
профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию,
самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в
сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными.
Самореабилитация — это самопомощь в по возможности продуктивному преодолении внутренних и внешних
препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращении и временно
утраченную траекторию жизненного пути.
Такая психологическая помощь
оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует
самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей
саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий
преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта,
болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к
собственной сущности.
Безусловно, существует
определенная связь между характеристиками субъективного смыслового пространства
и эффективностью адаптационных возможностей человека. Важными параметрами в
субъективной картине ситуации выступают, во-первых, представления о ситуации,
во-вторых, представление о способах ее преодоления. Здесь будет идти речь про
так называемое "coping behavior", совладание, то есть об
индивидуальном способе взаимодействия с ситуацией в соответствии с его
собственной логикой, значимостью для человека и его сегодняшними возможностями
Зачем человеку совладать с
ситуацией? Чтобы быстрее и ефективнее адаптироваться к ней, привыкать к новым
сложным условиям, хотя бы, таким образом, уменьшив внутреннее напряжение,
снизив стресогенность того, что все равно уже происходит. Главная задача
совладания — обеспечить и поддержать определенный уровень психического и
физического здоровья, хотя бы минимальную, но все же таки удовлетворенность
собою, своей деятельностью, общением.
Каким образом осуществляется
индивидуальное совладание? От чего оно зависит?
Совладание может быть как
целиком осознаваемым, так и несознательным со всеми переходными формами
частичного, временного осознания. Классические защитные механизмы, которые их
впервые описан 3. Фрейдом, типа рационализации, проекции, подавления могут
выступать знакомыми любому по собственному опыту примерами овладение.
Совладание — это такое
поведение, которое используется человеком для управления собственным
предусмотрением и переживанием кризисной ситуации. Это беспрерывные попытки в
мыслях и действиях отвечать конкретным требованиям, которые их диктует
ситуация, и не только отвечать, а немного опережать их, быть к ним готовой. [3]
Существуют такие общие типы
совладания:
1) проблемно-сфокусированное
совладание, если взаимосвязь человека со средой изменяется благодаря действиям
преодоления;
2) эмоционально-сфокусированное
совладание, если изменяется лишь способ интерпретации того, что происходит;
3) избежание, которое может
комбинироваться как с проблемно-сфокусированным, так и с
эмоционально-сфокусированным совладанием.
Зачем нам совладание? Какие
функции этот процесс выполняет? Если мы не сможем своевременно совладать с
ситуацией, она совладает нас. Мы захлебнемся в собственных страданиях, не имея
сил действовать, или будем импульсивно начинать одну пробу решить жизненную
коллизию за другой, не давая себе шансов спокойно взвесить аргументы,
определить обстоятельства, продумать план действий.
Совладание выполняет очень
важную функцию регуляции эмоциональных состояний. Благодаря нему человек берет
себя у руки, ощущая готовность что-то изменить в собственной жизни, с чего-то
начать трудный путь вперед. Можно сказать, что совладание выполняет также и
функцию постепенного решения проблемы. В обоих случаях возможные как действенный,
так и сугубо воображаемый модусы реагирование на затруднительные
обстоятельства.
К стратегиям совладания
традиционно относят также поиск поддержки, если человек самостоятельно
обращается к родным, друзьям, знакомых, чтобы поделиться своими проблемами,
хотя бы немного успокоиться, эмоционально разрядиться.
Реальные возможности совладания,
своевременного решения проблемы зависят также от стадии кризисных переживаний.
Жизненный кризис может быть разной глубины: этажный, средний и глубокий. Даже
глубочайший, опаснейший для человека кризис сначала всегда есть этажным, и если
относиться к себе внимательно, если владеть привычками самореабилитации, к
тяжелой стадии, если без вмешательства специалиста-психолога не обойтись, не
дойдет. [14]
Влияние структуры семьи на
формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье
отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности,
непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
В жизни каждого человека его
родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему
ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение,
становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным
ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот
процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности
ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания
проявляются родительские позиции.
У детей много потребностей, но
мы ограничиваемся характеристикой только основных:
1. Потребность в любви,
доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в
эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем
его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни
родителей.
2. Необходимость в
самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои
индивидуальные способности.
3. Потребность в уважении.
Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и
несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной
критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.
Неудовлетворение основных
потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в
формировании отрицательных черт личности.
Рассматривая основные типы
родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на
формирование поведения и определенных черт личности ребенка.
Позиция отвержения способствует
формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание,
сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта
родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она
вызывает у них пугливость, беспомощность.
Если родители проявляют позицию
уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком,
неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно,
эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и
сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с
родителями и школой.
Родительская позиция чрезмерной
требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы,
воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и
покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе
и в отношениях с окружающими людьми.
При родительской позиции
признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение
ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и
стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что
благоприятствует возникновению у них творческого начала.
Родительская позиция чрезмерного
оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости.
Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы,
податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка,
с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности,
дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям,
а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.
Когда родители дарят ребенку
разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может
прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным,
в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.
Проблемой, о которой нельзя не
упомянуть, является вопрос о согласованности или расхождении воспитательных
методов матери и отца, а в семьях из трех поколений – еще бабушки и дедушки.
Динамика семейной жизни и
характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное
значение для формирования его личности. [2]
У родителей, имеющих
детей-подростков, и у самих подростков нередко возникают проблемы. Между
родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают
конфликты по самым разным вопросам.
Конфликты между подростками и
родителями в семье – очень частое встречающееся явление. Оно в определенной
степени является естественным, если иметь в виду не конфликты как таковые, а
порождающие их противоречия во взглядах родителей и детей.
Такие конфликты обычно связаны с
переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития, с
переходом от детства к взрослости.[4]
Снятию межличностного конфликта
подростка и взрослого обычно способствует установление между ними
доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких
отношений помогает обращение к подростку, с какими – то либо серьезными
проблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями
остаются неравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить
подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и
потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить
с товарищами.[6]
Для нормального развития
человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной
эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими
людьми. Для детей это – взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками.
Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние
проблемы, волнующие его в переходный период. [4]
Кризис подросткового возраста,
переживаемый в период от 13 до 15 лет, - один из самых болезненных и острых.
Наряду с внутренними драмами, которые нередко оказываются сложнее внешних
конфликтов, молодой человек переживает мощную эндокринную перестройку
организма, когда тело выходит из-под контроля. Работоспособность падает,
обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к старшим не
знает границ. Преобладание негативного новообразования в виде ролевой
спутанности предполагает регрессию на более инфантильный уровень развития,
враждебность к нормативным предписаниям, рост тревожности, страха перед
общением, особенно противоположного пола. [9, 15]
Способы разрешения подросткового
возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными.
Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении
должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они
же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными
людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и
осмысленно.
Вызывающее общественное
поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди
взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим
следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами
собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется
сознание.
Однако кризис может затянуться,
и если с отрицательными симптомами в поведении не бороться, то, в конечном
счете, это может привести к закреплению в личности и поведении подростка весьма
неприятных характерологических проявлений, их превращению в стойкие жизненные
привычки. [4, 15]
ГЛАВА ІІ
2.1 Методики
исследования.
С целью исследования личности
подростка и межличностных отношений в подростковых семьях необходимо применить
личностные опросники.
Личностные опросники - вариант
стандартизированных самоописательных тестов для многомерного измерения и
оценивания индивидуально-психологических особенностей личности, межличностных
отношений, эмоциональных и мотивационной сфер. [9]
Существует множество
психодиагностических методик, предназначенных для оценивания разных черт
характера личности человека. Среди них встречаются комплексные психологические
тесты, предназначенные для изучения личности человека, описываемой через
систему понятий, с разных сторон характеризующих человека, причем в большинстве
случаев эти понятия представляют собой отдельные черты характера. [4]
Наиболее значительные изменения
личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются
темперамента, характера, мотивов поведения.
С помощью методики определения
свойств темперамента можно количественно оценить следующие свойства
темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность.
Энергичность – это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми
и в практической работе. Пластичность – это легкость переключения с выполнения
одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в
общении с людьми. Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций и
движений. Эмоциональность – склонность человека эмоционально реагировать на
различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с
людьми. [7 ,321-328]
Тревожность – важное
персональное качество человека. Под этим понятием понимают особое эмоциональное
состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной напряженности,
сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими
нормальной деятельности или общению с людьми. [7]
С целью определения тревожности
у подростков можно использовать методику – «Шкала тревожности». Особенность
шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или
отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с
точки зрения того, насколько она может вызывать тревогу. [11, 126-131]
Агрессивность – это черта
личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении
человека к человеку, склонность к разрушению и неспровоцированным агрессивным
действиям. [7]
Чтобы диагностировать
возможность проявления агрессии у подростков, необходимо провести методику по
ее выявлению с помощью опросника Басса-Дарки. [11, 167-172]
Так же для изучения личности
подростка вполне можно использовать проективный тест «Несуществующее животное».
[8, 576-579]
С целью диагностики
межличностных отношений возможно применение рисуночного теста «Моя семья».
Методика «Незаконченные
предложения» отражает систему личностных отношений. [8, 477-479]
Родительское отношение
понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Определить
это отношение поможет тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В.
Столин). [11, 328-334]
2.2 Анализ и
интерпретация данных методик исследования.
Базой для исследования была
выбрана средняя общеобразовательная школа 1-3 ступеней №67 г. Луганска (5А,
9А).
При оценке метода «Незаконченные
предложения» (таблица №1) выявилось, что у большинства детей нет определенных
планов на будущее, нет стремления дальнейшего развития и получения профессии,
однако хотят работать и получать много денег. Только 13% подростков определенно
хотят поступить в техникум и дальше учиться. 3,8% мечтают о материальных
ценностях, таких как машина, мопед, компьютер, фотоаппарат, это говорит о том,
что родители не могут удовлетворить их потребности из-за материального
недостатка. 2,8% мечтают просто о хорошем будущем, счастливом и прекрасном, а
1,9% вообще ни о чем не мечтают, и планов определенных нет (таблица №2).
Методика неоконченных
предложений (9А класс)
Таблица №1
Категории высказываний
Число высказываний
Отношение к отцу
2,8%
Отношение к матери
4,8%
Отношение к брату
2,4%
Отношение к сестре
2,4%
Отношение к семье
18,8%
Отношение к друзьям
1,4%
Отношение к школе, учителям
6,7%
Страхи и опасения
3,8%
Планы и мечты
9,1%
Таблица №2
Испытуемые
мать
отец
сестра
брат
семья
ровесники
учителя
школа
Люди в целом
страхи
здоровье
планы
мечты
1д
++
-
0
+
+
+
++
Путешествие, обеспеченность, в техникум
2м
++
-
0
+
-
0
--
+
-
Не о чем не мечтает, работать
3м
-0
0
0
0
+-
0
+-
Купить машину
4д
++
+-
+
+
+
0
0
-
-
+-
Чтобы в будущем было все хорошо
5д
+-
-
+
-
+-
-0
+
+-
О хорошей дружбе
6д
++
-
+-
-
-
+-
-
+
Счастье
7д
+0
-
+
+-
0
+
+-
+
+
Много денег, косметологом
8м
+0
-
+-
+-
-
-
-
+
Компьютер
9м
++
+
+
+
0
+
_
Машина, работа
10м
++
-
-
+-
-
+
-
Машина
11д
++
-
+
+
+
0
+0
+
+
Личные мечты
12м
+0
+-
0
0
+0
+
-
+
-
Работа, мопед, деньги
13м
+0
+
0
0
+0
-
+
-
Счастливая семья, закончить учебу
14м
+0
-
-
-
Компьютер, о хорошем
15м
++
+
0
0
+
-
+
+
Компьютер, путешествовать
16д
++
+
+
+
+
+
0
Ничего определенного
17д
+
+
+
+
+
+
0
+
Быть с папой, много детей
18д
+0
-
-
0
+
0
+
0
-
мамы
Светлое будущее
19д
+
-
0
+-
0
-
+
Фотоаппарат
20д
+
+-
+
+
+
Светлое будущее
21д
++
-
0
0
+-
0
-
-
+
Быть счастливым, работать
22д
++
+-
0
-
+-
+-
-
Чтобы была семья
23д
++
-
0
0
+
+0
+
Счастье, любовь, быть хорошим человеком
Отношение к семье, в общем
18,8%, подростки ставят ее на первый план, хотят, чтобы у них самих были дети.
1,4% проявляют беспокойствие и заботу о своих близких: «Чтобы мама не болела»,
«Папа много работает», «Чтобы у папы был отпуск». 0,9% подростков признаются,
что хотели бы, чтобы родители больше времени проводили с ними, общались.
Отношения подростков между
разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся к матери – 4,8%, к
отцу только 2,8%, то есть в два раза меньше. Это объясняют тем, что отец
относится к ним строго (ругает, не понимает) или его поведение неадекватно
(много и часто выпивает). 3,8% безразлично относятся к обоим родителям.
Страхи и опасения возникают
из-за школы, у детей возникает чувство страха перед зачетом, ответом по
предмету, экзамену. Это происходит с теми, которые положительно относятся к
учебе, школе и учителям.
При анализе данных по
тревожности испытуемых подростков (таблица 3), выяснилось, что у 86,3% -
нормальная общая тревожность, 9% имеют немного повышенную, а 4,7% - чистое
спокойствие. Что касается рассмотрения отдельных видов тревожности:
1) школьная тревожность: 72,7% -
нормальная, 22,8% - немного повышена, 4,5% - чистое спокойствие.
2) самооценка: 90,9% -
нормальная, 9,1% - чистое спокойствие.
3) межличностная: 90,9% -
нормальная, 9,1% - немного повышена.
При обследовании детей на
выявление агрессии и враждебности (таблица №3 и №4) получились следующие
данные:
Психодиагностическая карта (5 А
класс)
Таблица №3
Испы-туемый
Тревожность
агрессия
общая
школь-ная
само-оценка
межлич-ностная
враж-дебность
агрес-сивность
негати-визм
чувство вины
1
Н П
Н П
Н
Н
ПОВ
Н
Н
ПОВ
2
Н
Н
Н
Н
ПОВ
Н
ПОВ
ПОВ
3
Н
Н П
Н
Н
Н
Н
НИЗ
ПОВ
4
Н
Н П
Н
Н
Н
Н
Н
Н
5
Н
НИЗ
Н
Н
6
Н
Н
Ч С
Н
ПОВ
Н
ПОВ
ПОВ
7
Н
Н
Н
Н
ПОВ
Н
Н
ПОВ
8
ПОВ
НИЗ
Н
ПОВ
9
Н
Н
Н
Н
ПОВ
НИЗ
Н
ПОВ
10
Н
Н
Н
Н П
ПОВ
Н
ПОВ
ВЫС
11
Н
Н
Н
Н
ПОВ
ПОВ
ПОВ
ПОВ
12
Н
Н
Н
Н
13
Ч С
Ч С
Ч С
Н
14
Н
Н
Н
Н П
Н
Н
ПОВ
ПОВ
15
Н
Н
Н
Н
Н
НИЗ
НИЗ
ПОВ
16
Н
Н П
Н
Н
ПОВ
Н
Н
ВЫС
17
Н
Н
Н
Н
Н
НИЗ
НИЗ
ПОВ
18
Н
Н
Н
Н
ПОВ
Н
Н
ПОВ
19
Н
Н
Н
Н
ПОВ
Н
ПОВ
ПОВ
20
Н
Н
Н
Н
ПОВ
ПОВ
ПОВ
ПОВ
21
Н П
Н П
Н
Н
ПОВ
Н
ПОВ
ПОВ
22
Н
Н
Н
Н
ПОВ
Н
Н
ПОВ
23
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
ПОВ
24
Н
Н
Н
Н
ВЫС
ПОВ
ПОВ
Н
враждебность у 62,1% повышена,
32,4% - нормальная и высокая у 5,5% из всех испытуемых; агрессивность – у 10,9%
повышена, 72,9% - нормальная и 16,2% - низкая.
негативизм – у 37,8% повышен,
29,8% - нормальный, 16,2% - высокий, 16,2% - низкий.
чувство вины – у 72,9% повышено,
8,1% - нормальное, 10,8% - высокое, 5,4% - низкое и 2,7% - нет чувства вины.
При определении темперамента
(таблица №4), исследование было направлено на разные его свойства по отношению
к работе и общения с людьми. У 17,6% испытуемых не принимаются к рассмотрению,
т. к. ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с
ключевыми, это означает, что на основные вопросы испытуемый старался
приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был не искренним.
В целом были получены такие
данные:
по отношению к работе: 53,6%
проявляют средний темперамент, 35,7% - высокий, а 10,7% низкий.
в общении с людьми: 64,2% -
средний, 25% - высокий, 10,7% - низкий.
Психодиагностическая карта 9 А
класс
Таблица №4
Испытуемый
Темперамент
Агрессия
Энергичность в работе
Энергичность в общении
Пластичность в работе
Пластичность в общении
Темп в работе
Темп в общении
Эмоциональ-ность в работе
Эмоц-ность в общении
Контрольные вопросы
Враждебность
Агрессивность
Негативизм
Чувство вины
1д
В
С
С
С
С
С
С
С
3
5м
С
В
С
Н
С
С
В
С
3
ПОВ
НИЗ
ВЫС
ПОВ
6д
С
В
С
С
С
В
Н
С
3
ПОВ
Н
ВЫС
ПОВ
7д
С
В
С
С
В
В
С
С
1
ПОВ
Н
НИЗ
ПОВ
9м
7
Н
Н
ВЫС
ПОВ
11д
С
С
Н
С
С
С
В
В
3
ПОВ
Н
ПОВ
ПОВ
12м
С
С
Н
С
В
Н
Н
Н
3
Н
Н
НИЗ
ПОВ
13м
В
С
С
С
В
В
В
С
3
ПОВ
Н
ПОВ
ПОВ
14м
С
В
С
Н
В
С
В
С
2
15м
7
Н
Н
НИЗ
НИЗ
17д
С
В
В
С
В
С
С
С
2
ПОВ
Н
ПОВ
ПОВ
18д
С
В
С
С
С
С
В
С
3
ПОВ
ПОВ
ВЫС
ВЫС
19д
С
С
Н
Н
С
С
В
С
2
Н
Н
Н
0
20д
7
ПОВ
Н
ВЫС
ВЫС
21д
С
В
Н
С
В
С
В
С
3
Н
Н
ПОВ
НИЗ
22д
С
В
В
С
С
С
С
Н
2
ПОВ
Н
ВЫС
ПОВ
23д
С
В
В
С
В
С
В
В
3
Н
Н
ПОВ
ПОВ
После проведения методики
рисуночного теста «Моя семья» определились следующие отношения подростков к
членам семьи:
Любовь к матери – 8,4%
Дружеские отношения с отцом –
17,2%
Нормальная семья – 21,5%
Мать управляет семьей – 8,5%
Не находит взаимопонимания с
матерью – 13,2%
20
Не считают родителей своей
семьей – 13,2%
Не уважают родителей – 4,1%
Авторитет родителей – 4,1%
Плохие взаимоотношения с отцом –
4,1%
Близкие отношения с бабушкой –
8,5%
Любовь к брату – 12,8%
Любовь к сестре – 4,1%
Чувствуют себя одинокими в семье
– 4,1%
Находят любовь с животными –
12,8%
Самовлюбленность – 4,1%
Эгоцентризм – 4,1%
Хочет семейных отношений – 12,8%
Уверенность в помощи родителей –
4,1%
Для диагностики личности
подростка, был проведен проективный тест «Несуществующее животное» и получены
следующие результаты личностных качеств:
Заинтересованность в информации
о себе – 4,09%
Чувственность – 2,04%
Страх – 3,58%
Отношение к внешности – 1,27%
Вербальная агрессия – 1,02%
Основательность, обдуманность –
0,51%
Самостоятельность – 0,76%
Эгоцентризм – 1,27%
Конформность суждений и
банальность – 0,76%
Агрессивность – 2,04%
Болтливость – 1,02%
Желание обратить на себя
внимание – 0,51%
Конкуренция – 2,3%
Проявление шизоидности – 0,51%
Положительно оценивают свои
действия – 1,79%
Недовольство собой – 0,76%
Защита от окружающих – 0,51%
При диагностике родительского
отношения с помощью теста-опросника (А.Я. Варга, В.В. Столин) определяется тот
или иной вид отношения по шкале, в которой набирается из ответов наибольший
процентный ранг по всем ответам родителей (диаграмма №1). По общим данным можно
увидеть, что самый высокий процент 65% по шкале «симбиоз» (диаграмма №2).
Это говорит о том, что в общении
с ребенком родитель соблюдает межличностную дистанцию. Он ощущает себя с
ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка,
оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает
тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога
родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу
обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку
самостоятельности никогда.
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Заключение
В ходе анализа установлено, что
межличностные отношения в семье с детьми-подростками являются основным
фактором, формирующим личность и ее поведение.
В результате анализа и
интерпретации, данных поставленного эксперимента по определению личностных
качеств подростков, их отношения к семье и родителей по отношению к детям были
получены следующие данные:
1. При оценке тревожности
испытуемых подростков, выяснилось, что у большинства - нормальная тревожность.
Школьная тревожность у подростков нормальная.
2. При обследовании детей на
выявление агрессии и враждебности получились следующие данные: враждебность у
многих из всех испытуемых повышена; агрессивность же у большинства нормальная.
3. При определении темперамента,
исследование было направлено на разные его свойства по отношению к работе и
общения с людьми. В целом получились такие данные:
по отношению к работе
подавляющее число проявляют средний темперамент;
в общении с людьми – большинство
- средний.
4. С помощью проективного
рисуночного метода по диагностированию личности выделились следующие результаты
личностных качеств, которые были у большего количества подростков:
1) Заинтересованность в
информации о себе;
2) Страх;
3) Конкуренция;
4) Агрессивность;
5) Чувственность;
6) Эгоцентризм;
7) Отношение к внешности.
5. Межличностные отношения в
семье по рисуночной методике распределились следующим образом:
1) Нормальная семья;
2) Дружеские отношения с отцом;
3) Не находят взаимопонимания с
матерью;
4) Не считают родителей своей
семьей;
5) Любовь к брату;
6) Находят любовь среди
животных;
7) Хотят семейных отношений.
6. При диагностике родительского
отношения по общим данным можно увидеть, что самый высокий процент по шкале
«симбиоз». Родитель соблюдает межличностную дистанцию с ребенком.
7. В результате анализа
межличностных отношений в семье, отношения подростков между разными членами
семьи варьируются: лучше всего они относятся к матери, к отцу в два раза
меньше. Это объясняют тем, что отец относится к ним строго (ругает, не
понимает) или его поведение неадекватно (много и часто выпивает). Некоторые
безразлично относятся к обоим родителям. Совсем немногие из подростков
признаются, что хотели, чтобы родители уделяли им больше внимания.
Моделью поведения для подростков
и родителей может послужить нижеописанная, которая позволяет преодолевать
негативные последствия семейных конфликтов и добиться гармоничных
внутрисемейных отношений.
В жизни каждого человека
родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы
поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда
родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности
ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом
способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих
ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно
считать вполне сознательным, так как
постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям,
внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее
благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному
развитию.
При исследовании проблемы
выделялись главные типы отношения к детям - подросткам, позволяющие объяснить
различные стили поведения родителей по отношению к детям.
В качестве основных типов
выберем: 1) чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и ребенком и
слишком большую концентрацию внимания на ребенке. А между ними, в центре,
расположим эмоционально уравновешенное отношение к ребенку; 2) доминирование и
уступчивость по отношению к детям, в середине – позицию внутренней
независимости матери и отца, позволяющей свободно руководить ребенком.
Полярные типы указанных позиций
представляют собой воспитательно-нежелательную ориентацию родителей, а в
середине предлагается наилучший вариант.
Позиция независимости родителей
облегчает руководство ребенком, так как осуществляется свободно, без проявления
подавляющего превосходства или уступчивости.
Атмосфера напряженности и
конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Дом
перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот
источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь
родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение
такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в
подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии
дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего
напряжения.
Влияние структуры семьи на
формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье
отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности,
непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
Неудовлетворение основных
потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в
формировании отрицательных черт личности.
Эмоциональная уравновешенность
родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и
обращения с ним как формирующейся личностью. Эти качества позволяют родителям и
детям взаимно проявлять свои чувства. Причем родители не сдерживаются, не
боятся выражать свою любовь, радость, грусть. Они не стыдятся высказать свои
переживания, так как их чувства свободны, не преувеличены и искренни. Кроме
того, таким родителям свойственна чуткость к восприятию различного рода
признаков, сигнализирующих о потребностях ребенка. Они способны реагировать на
них как бы стихийно, без особых объяснений.
Установлено, что формированию
контакта с ребенком способствует прежде всего подход к детям без преувеличенной
сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то
есть необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и
случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать
как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка,
ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен
быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и
настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным,
командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.
Указанные виды нарушений
контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая,
уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая.
Наиболее подходящим является
отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его
внешним видом, с его характером и умственными способностями. Такие родители
действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт
с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье. Они видят в ребенке
личность, достойную похвалы и одобрения. В случае невежливости, грубости или
некоторых его проступков эти родители дают ему понять, что порицают его
поведение, однако пытаются узнать мотивы случившегося. Они хорошо знают
потребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость. Своей
позицией они обеспечивают детям чувство безопасности и уверенность в будущем.
Противоположностью
вышеупомянутой позиции является позиция признания прав ребенка. Родители
относятся к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, проявляют
уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснить и обосновать свои
требования или применяемое наказание. Ребенок в такой семье знает, чего от него
ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.
Отклонения в поведении детей и
молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи.
Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно
воспринимают духовные и материальные ценности.
Изучение зависимости между
практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей
сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле
родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено, что жестокие наказания
связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный
контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности,
зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Существует риск, что стиль
общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит
ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и не позволит
развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, в которых
не обучают уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются
родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ
«самого себя». Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать
определенным правилам поведения, его
манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится
доминирующим в отношениях с людьми.
Преодолеть
негативные последствия внутрисемейных конфликтов возможно с помощью способов
совладания адекватних стрессовой ситуации, то
есть индивидуальном способе взаимодействия с ситуацией в соответствии с его
собственной логикой, значимостью для человека и его сегодняшними возможностями
Совладание может быть как
целиком осознаваемым, так и безсознательным со всеми переходными формами
частичной, временному осмыслению и типами: рационализаци, проекции, подавления,
которые могут выступать знакомыми любому по собственному опыту примерами
совладания, при
котором используется человеком для управления собственным предусмотрением и
переживанием кризисной ситуации. Это беспрерывные попытки в мыслях и действиях
отвечать конкретным требованиям, которым диктует ситуация, и не только
отвечать, а немного предворять их, быть к ним готовым.
Личность
интерпретирует эти требования как ожидание от нее определенных испытаний,
которые превышают ее возможности. Процесс совладания направленный на
преодоление стресогенних влияний и подчиняется главной цели деятельности.
Среди
способов совладания следует назвать, например, активно-поступковый, если
человек быстро принимает решение и осуществляет определенный поступок, который
помогает ему облегчить кризисный характер ситуации. Иногда не менее эффективным
обнаруживается и совладание путем избежания, если лучше бездействовать,
игнорировать обстоятельства, которые сложились, просто переждать неприятности.
Некоторые люди предпочитают избирать для себя активно-когнитивное совладание,
объяснив себе все возможные причины осложнений, найдя оправдания для того, что
происходит.
Человек
избирает именно тот способ совладания, которое большее отвечает требованиям ситуации,
с одной стороны, и ее собственным индивидуальным особенностям, ее опыта,
эмоциональному состоянию.
Гипотеза исследования нашла свое
экспериментальное подтверждение. Цель достигнута, задачи в основном можно
считать решенными.
Из-за глобальности темы, в
работе осталось за пределами исследования, несколько вопросов, например: что
причина агрессии может быть не только в подростковом возрасте, она может
выплывать под воздействием гормонального или других факторов, определяющих этот
возраст, по-видимому, причина лежит вне подросткового возраста, а намного
раньше; невыясненным остается степень влияния семьи на формирование агрессии и
причины ее возникновения у детей разного возраста, начиная с младенческого или
даже с внутриутробного.
Список
литературы
Абрамова Г.С. Возрастная
психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
Земска М. Семья и личность: Пер.
с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
Нартова-Бочавер С. Психология
личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
Немов Р.С. Основы
психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для
студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для
студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2000. – Кн. 2: Психология образования.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для
студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое
исследование с элементами математической статистики.
Основы психологии: Практикум /
Ред.-сост. Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
Психология личности:
Словарь-справочник / Под редакцией
П.П. Горностая и Т.М. Титаренко.
– К.: Рута, 2001.
Популярная психология для
родителей / Под ред.Спиваковской А.С. -
СПб.: СОЮЗ, 1997.
Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
Словарь психолога-практика /
Сост. Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 2001.
Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю.
Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании – М.:
Изд-во «Совершенство», 1998.
Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе
понятий психологии личности. Психол. журнал 1997. №5
Шихи Г. Возрастные кризисы.
Ступени личностного роста: пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999.
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/