Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста

Взаимосвязь
идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста

Актуальность исследования
личностных детерминант поведения в Интернет-среде в юношеском возрасте
определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей -
пользователей Интернета. В настоящее время 37-38 % аудитории российского
Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 18 до 24 лет), при этом
отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество
представителей других возрастных групп (РОЦИТ, 1999; Monitoring.ru, 2000).

Во-вторых, все большее
усложнение социального мира и процессов социального взаимодействия в настоящее
время определяет актуальность социально-психологического анализа субъективного
значения социальной неопределенности для личности. Неопределенность социальных
норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают
Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения детерминант поведения в
неопределенной среде в целом.

В-третьих, важным для нашего
исследования является выделение в ряде психологических работ таких видов надситуативной
активности, как восприятие возможностей и осуществление действия, или выбор
одной из возможностей (Леонтьев, 2000; Леонтьев, Пилипко, 1995; May, 1981;
Петровский, 1996). Имплицитно роль идентичности в регуляции этих двух видов
активности уже рассматривалась в ряде исследований (Marcia, Friedman, 1970;
Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). Однако вследствие отождествления
идентичности и поведения в этих исследованиях вопрос относительно роли
структурных и содержательных особенностей идентичности в регуляции этих двух
видов активности остался нерешенным. Представляется актуальным анализ
регулятивной роли идентичности относительно выделенных типов активности:
активности в восприятии альтернатив, когда человек выделяет для себя достаточно
широкий спектр возможностей, и активности в действии, когда человек
осуществляет действие, выбирая одну из возможностей.

В-четвертых, одним из видов
поведения в Интернет-коммуникации, который анализируется в данной работе,
является Интернет-зависимость. Актуальность изучения роли идентичности в
возникновении Интернет-зависимости определяется слабой изученностью
регулятивной роли идентичности относительно нехимических поведенческих
зависимостей, а также практической значимостью исследований феномена
Интернет-зависимости.

Научная новизна исследования
определяется, во-первых, недостаточной разработанностью в
социально-психологическом знании проблемы коммуникации через Интернет в целом.
В частности, в данном исследовании впервые рассматривается роль структурных и
содержательных особенностей идентичности в регуляции поведения в Интернете.
Также впервые рассматривается роль идентичности в регуляции такого
специфического вида поведения, как Интернет-зависимость. Кроме того, в рамках
данного исследования был разработан опросник поведения в Интернете, включающий
шкалу Интернет-зависимости.

Во-вторых, данное исследование
вносит вклад в разработку проблемы регулирующей функции идентичности, а также
проблемы социальной активности личности. Впервые детально рассматривается роль
идентичности в регуляции активности личности в неопределенной среде. Также
впервые эмпирически анализируется активность личности на двух уровнях:
активность в действии и активность в восприятии альтернатив; рассматривается
связь этих видов активности с идентичностью личности.

Практическая значимость
исследования. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями
высшей школы при разработке учебных курсов по психологии телекоммуникаций,
социальной психологии личности, социально-психологическим последствиям
информатизации. Также они могут быть востребованы практическими психологами при
организации практической работы с подростками-пользователями сети Интернет,
особенно для организации психокоррекционной работы с Интернет-зависимыми
подростками и юношами.

Цель данного исследования
состоит в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании роли структуры и
содержания идентичности в регуляции поведения в Интернете.
Задачи
исследования.

1. Теоретический анализ
существующих представлений о роли идентичности в регуляции поведения.

2. Анализ
социально-психологических аспектов Интернет-коммуникации.

3. Проведение эмпирического
исследования роли структуры и содержания идентичности в регуляции поведения в
Интернете.

Предмет исследования -
особенности идентичности и поведения в Интернет-коммуникации.

Объект исследования. В
исследовании приняли участие пользователи Интернета в возрасте от 15 до 21
года: учащиеся средних школ г. Москвы (84 человека), а также студенты
гуманитарных и естественных факультетов вузов г. Москвы (91 человек). Всего в
качестве испытуемых выступило 175 человек, из них 43 девушки и 132 юноши.
Гипотезы
исследования.

1. Активность в восприятии
альтернатив в Интернет-коммуникации связана со структурными и содержательными
особенностями идентичности пользователей.

1а. Чем больше в идентичности
социально-ролевых характеристик, тем ниже активность в восприятии альтернатив.

1б. Чем большую роль в регуляции
поведения в Интернете играет "идеальное Я" (т.е. чем более сходны
образы "Я-идеальное" и "Я в Интернете"), тем ниже
активность в восприятии альтернатив.

2. Активность в действии в
Интернет-коммуникации связана со структурными и содержательными особенностями
идентичности пользователей.

2а. Чем больше в идентичности
социально-ролевых характеристик, тем ниже активность в действии.

2б. Чем большую роль в регуляции
поведения в Интернете играет "идеальное Я" (т.е. чем более сходны
образы "Я-идеальное" и "Я в Интернете"), тем ниже
активность в действии
1
.

3. Структура и содержание
идентичности Интернет-зависимых пользователей отличается от структуры и
содержания идентичности тех пользователей, которые не склонны к
Интернет-зависимости.

Методологической основой данного
исследования послужили теория социальной идентичности А. Тэшфела, Дж. Тернера;
теория социальной самокатегоризации Дж. Тернера, теория SIDE ("social
identity model of deindividuation effect" - "модель
деиндивидуализации с точки зрения социальной идентичности") C. Рейчера, Р.
Спирса, Т. Постмеса, а также теоретические и эмпирические положения о
регулятивной функции идентичности Э. Эриксона, Х. Маркус, К. Хорни, В.В.
Столина, Е.Т. Соколовой.

Исследование проводилось с
использованием методов опроса, контент-анализа самоописаний респондентов,
факторного анализа, корреляционного анализа.
Положения,
выносимые на защиту.

1. В ситуации социальной
неопределенности, которая является основной особенностью Интернета как
социальной среды, основную роль в регуляции поведения играет идентичность
пользователя. Особенности поведения пользователей в Интернете (активность в
восприятии альтернатив; активность в действии; Интернет-зависимость) не связаны
со стажем использования Интернета, доступностью Интернета, необходимостью
использовать Интернет для работы или учебы.

2. Активность в восприятии
альтернатив в Интернет-коммуникации связана со структурой идентичности
пользователей. Чем более значимо стремление реализовать "идеальное Я"
в Интернете, тем ниже показатель активности в восприятии альтернатив. Напротив,
для пользователей с высокими показателями активности в восприятии альтернатив
стремление реализовать идеал "Я" не является единственным регулятором
поведения в Интернете; не менее важным для них является желание испытать новый
опыт, который невозможно испытать в реальном общении.

3. Активность в действии в
Интернет-коммуникации связана с особенностями самокатегоризации пользователей:
чем меньше в идентичности выражена социально-ролевая составляющая, тем выше
показатель активности в действии.

4. Особенностями идентичности
Интернет-зависимых пользователей являются стремление избавиться от требований
социального окружения и потребность в эмоциональной поддержке.
Апробация и
внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и
основные результаты исследования были представлены в докладах на заседании
кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
(1998), семинарах ISN (Information Society Network) (Москва, 1999),
Ломоносовских чтениях (Москва, 2000). Полученные в исследовании результаты были
использованы при чтении учебных курсов "Психология виртуальной
реальности" для студентов математического факультета Московского
педагогического университета, а также курсов "Социальная психология
личности" и "Социализация и информационная среда" для студентов
факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Достоверность данных, полученных
в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы
исследования, репрезентативностью и достаточно большим объемом выборки,
соблюдением методических принципов и правил проведения опросов, применением
аппарата математической обработки данных, соотнесением с результатами
исследований других авторов.

Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка
литературы, включающего 137 наименований, из них 82 на иностранных языках.
Объем основного текста диссертации - 148 машинописных страниц. В приложениях
представлены методические материалы и результаты первичной обработки
эмпирических данных.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается
актуальность работы, раскрывается ее научная новизна, практическая значимость,
формулируются положения, выносимые на защиту, определяются цель, задачи,
предмет, объект, гипотезы и методы исследования.

ГЛАВА 1 "ПРОБЛЕМА
ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ", включающая 2 параграфа, посвящена
анализу теоретико-методологических подходов к изучению идентичности в
зарубежной и отечественной психологии.

В § 1.1. Понятие и виды
идентичности особое внимание уделено разведению понятия
"идентичности" и смежных, но не тождественных с ним понятий (Эриксон,
1996; Бернс, 1986; Кон, 1981; Ремшмидт, 1994). Большинство авторов определяет
"Я"-концепцию (самосознание, схему "Я") как представление о
себе или как совокупность частных представлений о себе, образов "Я",
самооценок. Идентичность, или "Я", рассматривается как интегрирующее
эти самооценки начало, как некоторый стержень, на который
"нанизываются" частные представления о себе, и одновременно - как
регулятивное начало, инстанция, обеспечивающая не только целостность и
согласованность представлений о себе, но и целостность, последовательность
поведения. В данной работе понятия "Я" и "идентичность"
также рассматриваются как взаимозаменяемые, обозначающие целостность и непрерывность
личности, а "Я"-концепция - как осознаваемая часть идентичности.

На основе анализа литературы
выделяются и определяются следующие аспекты идентичности:

- "представление о
себе" - "поведение (самопрезентация)" (Бернс, 1986; Столин,
1983, 1985; Goffman, 1959; Harre, Secord, 1972; Banaji, Prentice, 1994);

- "социальное Я" -
"персональное Я" ("социальная идентичность" -
"персональная идентичность") (Джемс, 1991; Кон, 1981, 1984; Tajfel,
1974; Tajfel, Turner, 1979, 1985);

- "реальное Я" -
"идеальное Я" (Rosenberg, Kaplan, 1982; Бернс, 1986; Хорни, 1998);

- "наличное Я" -
"возможные Я" (Markus, Nurius, 1986).

Указывается на классификацию
различных аспектов идентичности, которая основывается на понимании идентичности
как существующей в развитии, а видов идентичности - как различных стадий
(Эриксон, 1996) или состояний развития идентичности (Marcia, Friedman, 1970;
Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). § 1.2. Роль идентичности в регуляции
социального поведения. Большинство исследователей, говоря о влиянии
"Я"-концепции на поведение, вводят понятие самопрезентации, определяя
ее как "процесс сообщения другим людям, чем мы являемся, или поведенческое
выражение того, что мы чувствуем в свой адрес и думаем о себе"
(Philipchalk, 1997, p. 46). Выделяются две наиболее общие функции
самопрезентации: защитная (намеренное произведение на окружающих определенного
впечатления) и смысловая (подтверждение своей "Я"-концепции или
самопознание) (Banaji, Prentice, 1994; Tedeschi, Riess, 1981; Зимачева, 1997).

Наиболее подробно
самопрезентация с точки зрения ее защитной функции рассматривалась в рамках
интеракционистской ориентации (Goffman, 1959; Harre, Secord, 1972). Однако, по
мнению ряда авторов, самопрезентация включает в себя не только стремление
произвести на других определенное впечатление, но и демонстрацию мыслей и
чувств (Swann, 1992; Майерс, 1997). Обсуждая соотношение защитной и смысловой
функций самопрезентации, необходимо отметить, что люди различаются по своей
склонности к намеренному конструированию впечатления о себе: одни склонны все
время контролировать свое поведение в соответствии с ожиданиями социального
окружения, другие ведут себя спонтанно, следуя в поведении скорее внутренним
ориентирам, нежели опираясь на ожидания социального окружения (Snyder, 1987;
Snyder, Monson, 1975).

Роль социальной идентичности в
регуляции поведения. Роль этого аспекта Я в регуляции поведения анализировалась
еще Дж. Мидом в контексте проблемы соотношения социальной детерминации и
свободы личности. Из теоретических размышлений Дж. Мида следует вывод о том,
что "Me" ("Я-глазами-других") обеспечивает нормативную
активность, "I" ("Я-как-есть"), напротив, регулирует
собственную, сверхнормативную активность личности (Mead, 1975).

Этот тезис находит продолжение в
концепциях современных когнитивно ориентированных психологов. Так, в теории
социальной идентичности А. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера
"сдвиг" идентичности к полюсу социальной самокатегоризации определяет
межгрупповое (т.е. нормативное) поведение, а к полюсу личностной
самокатегоризации - межличностное поведение (Tajfel, 1974; Tajfel, Turner,
1979, 1985).

На близких основаниях, а именно,
на основании того, в какой мере индивид в своем поведении склонен
руководствоваться интересами группы, к которой он принадлежит (т.е. склонен к
коллективизму), или, напротив, собственными интересами (т.е. склонен к
индивидуализму), построена типология личностей, широко используемая в
этнопсихологии (Triandis, 1994; Markus, Kitayama, 1991).

Наиболее подробное описание мотивов,
способов самоопределения, взаимоотношений с окружающими и наиболее типичных
чувств, свойственных "индивидуалистам" и "коллективистам",
приводят когнитивно ориентированные психологи Х. Маркус и Ш. Китаяма (Markus,
Kitayama, 1991), различающие два типа Я в зависимости от способа
самоопределения: "независимое Я" и "взаимозависимое Я".
Если провести параллель между теорией социальной идентичности А. Тэшфела и Дж.
Тернера, становится очевидным ее сходство с концепцией Х. Маркус и Ш. Китаямы.
В "Я"-концепции обладателей "взаимозависимого Я"
преобладает социальная идентичность, поскольку они склонны описывать себя в
терминах социальных ролей, а основа их самоотношения - соответствие ожиданиям
окружающих. В "Я"-концепции обладателей "независимого Я"
преобладает личная идентичность, поскольку они более склонны описывать себя в
терминах психологических черт и основой их самоотношения является способность
выражать свои личные качества (Markus, Kitayama, 1991).

Исследования Х. Маркус и Ш.
Китаямы позволяют выделить следующие важные для данного исследования различия
роли Я в детерминации активности: 1) детерминированность поведения обладателей
"взаимозависимого Я" социальными ролями и ожиданиями социального
окружения; их меньшую толерантность к противоречию и, как следствие, меньшую
эффективность в ситуации неопределенности; 2) большую креативность, и, как
следствие, большую адаптивность в ситуации неопределенности обладателей
"независимого Я", их тенденцию меняться не под влиянием внешних
условий, а в результате самодетерминации, что в нашем понимании означает их
большую надситуативную активность.

Роль "идеального Я" в
регуляции поведения. Дихотомия "реальное Я" - "идеальное Я"
обычно рассматривается в связи с самоотношением личности. По данным
эмпирических исследований, влияние рассогласования "идеального Я" и
"реального Я" на уровень самоотношения зависит от когнитивной
сложности человека (Linville, 1987). Отмечается (Хорни, 1998; Соколова,
Николаева, 1991), что сверхзначимость стремления соответствовать "идеальному
Я" ведет к нестабильности самоотношения и к снижению спонтанной
активности.

Представляется возможным
сопоставить такие аспекты идентичности, как "идеальное Я" и
социальная идентичность. "Идеальное Я" признается сходным с
социальной идентичностью по своему происхождению (Rosenberg, Kaplan, 1982;
Бернс, 1986; Соколова, Николаева, 1991; Хорни, 1998). Роль социальной
идентичности и "идеального Я" в детерминации активности личности
также представляется сходной - обе эти структуры детерминируют адаптивную, или,
более конкретно, нормативную активность.

Аспектами идентичности,
детерминирующими надситуативную активность, могут быть названы "возможные
Я" - ситуативные представления человека о том, каким он мог бы стать,
которые обеспечивают изменчивость и развитие идентичности. Х. Маркус и П.
Нуриус рассматривают "возможные Я" как "посредников между
мотивацией и "Я"-концепцией"; при этом мотивирующая роль
"возможных Я" раскрывается следующим образом: возникающее у человека
представление о том, каким он мог бы стать, в дальнейшем побуждает его
активность в этом направлении (Markus, Nurius, 1986). Таким образом, логика
влияния "возможных Я" на поведение следующая: у человека ситуативно и
первоначально немотивированно появляются некие образы "Я" ("возможные
Я"), которые в дальнейшем могут детерминировать активность.

Концепция "возможных
Я" представляется удачным решением проблемы ситуативного изменения
идентичности. Однако при рассмотрении развития идентичности в онтогенезе более
плодотворным оказывается подход, основанный на методологии Э. Эриксона (Marcia,
Friedman, 1970; Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). В рамках этого
направления в качестве критериев статуса (или состояния) идентичности
используются такие параметры, как "наличие или отсутствие кризиса"
(Marcia, 1980), "открытость альтернативам", "наличие
решений" (Raphael, Xelowsky, 1980). Хотя Дж. Марсиа традиционно
рассматривал идентичность в развитии, в одной из своих работ Дж. Марсиа и М.
Фридман (Marcia, Friedman, 1970) утверждали, что различным статусам идентичности
соответствуют определенные типы личности. Таким образом, одни и те же типы
идентичности могут быть рассмотрены и как стадии развития идентичности, и как
устойчивые особенности личности.

ГЛАВА 2
"СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ"
посвящена конкретизации роли идентичности в регуляции социального поведения в
Интернете.

§ 2. 1. Общая характеристика
Интернет-коммуникации. В настоящее время в исследованиях Интернет-коммуникации
происходит смещение акцентов от изучения собственно технологической ее
составляющей к изучению психологических последствий информационных технологий.

Интернет - среда по сути своей
неоднородная, образованная различными социальными средами. Неоднородность
Интернета как среды поведения, а также многообразие сервисов Интернета
обеспечивает различные виды деятельности пользователя в Интернете (Войскунский,
1999; Смыслова, 1998). Однако, хотя среды общения и деятельности в Интернете
очень разнообразны и в значительной степени отличаются друг от друга, они, тем
не менее, обладают общими, присущими им всем, свойствами, которые являются
результатом специфики коммуникации через Интернет. Такими особенностями
Интернета по сравнению с реальным социальным миром являются: 1) невидимость
субъекта коммуникации; 2) анонимность; 3) слабая регламентированность
поведения; 4) разнообразие сред общения, видов деятельности и способов
самопрезентации (Suler, 1996b, 1996c, 1996e; Reid, 1994, 1991; Turkle, 1997).
Эти свойства позволяют характеризовать большинство социальных ситуаций в
Интернете как "слабые ситуации" - такие, в которых внешние
воздействия оказывают слабое влияние на поведение, что благоприятствует
проявлению в поведении индивидуальных различий (Росс, Нисбет, 1999;
Philipchalk,1995).

Указанные особенности Интернет-коммуникации
определили выбор Интернета как наиболее оптимальной среды для исследования
надситуативной активности, которая не направлена на достижение некоторого
заранее заданного результата. Эта среда обладает всеми признаками
"слабых" ситуаций и потому, на наш взгляд, наиболее благоприятна для
исследования роли идентичности в детерминации поведения.

§ 2. 2. Современные
психологические и социально-психологические исследования Интернет-коммуникации,
содержащий 4 раздела, посвящен обзору основных направлений психологических
исследований Интернета.

Наиболее ранние методологические
исследования Интернета, относящиеся к началу 90-х годов, посвящены обоснованию
возможности изучения Интернета не только с технической, но и с психологической
точки зрения (Riva, Galimberti, 1998; Nass, Steuer, 1993), содержат определения
виртуальной реальности и описание особенностей коммуникации через Интернет по
сравнению с реальной коммуникацией.

В социокультурных исследования
сетевых сообществ (Reid, 1991, 1994; Donath, 1995; Suler, 1996g; Turkle, 1996,
1997) Интернет выступает как система некоторых сообществ, обладающих своими
особенностями языка, норм коммуникации и социальной иерархии участников.
Наличие этих особенностей позволяет говорить об Интернете как о социальной среде,
которая делает возможным формирование новых оснований социальной
самокатегоризации, и тем самым может вносить вклад в формирование нового
содержания идентичности пользователя.

Исследования влияния
Интернет-коммуникации на идентичность пользователей можно разделить на две
группы.

1. Исследования влияния
Интернет-коммуникации на социальную идентичность пользователя. Данные
эмпирических исследований о взаимосвязи социальной идентичности пользователя и
его поведении в Интернете подтверждают сформулированное на основании
теоретических положений представление о роли социальной идентичности в
надситуативной активности. Так, чем большее место в самокатегоризации занимает
социальная идентичность, тем ниже активность пользователей в Интернете
(Жичкина, Белинская, 2000). При этом идентификация с виртуальной социальной
группой по своему влиянию на активность пользователя аналогична идентификации с
реальными социальными группами: высокая степень идентификации и с реальной, и
виртуальной социальной группой препятствует проявлению активности пользователей
в Интернете.

2. Исследования мотивации
создания "виртуальных личностей".

Феномен создания виртуальных
личностей был зарегистрирован многими исследователями (Reid, 1991, 1994;
Donath, 1997; Sempsey, 1997; Turkle, 1996, 1997; Кelly, 1997). На основе
анализа литературы можно выделить две группы причин создания виртуальных
личностей: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и
"поисковые" (желание испытать новый опыт как некоторая
самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание виртуальной
личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Такая
виртуальная личность может существовать как "для себя", осуществляя
идеал "Я" или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя
(Young, 1998; Turkle, 1996; Becker, 1996), так и "для других" - с
целью произвести определенное впечатление на окружающих (Dautenmann, 1996;
Reid, 1991, 1994; Serpentelli, 1992; Suler, 1996d; Sempsey, 1997). Во втором
случае виртуальная личность создается для расширения уже имеющихся возможностей
реальной социализации, получения нового опыта (Turkle, 1996; Sempsey, 1997).

Большинство исследований
Интернет-зависимости
2
посвящено выработке
критериев диагностики этого феномена. Выделяются следующие критерии
Интернет-зависимости (Brenner, 1997, 1998; Young, 1997, 1998; Thompson, 1996;
Suler, 1996a; Goldberg, 1996): 1) критерий дезадаптации (негативное влияние
использования Интернета на финансовый статус, межличностные отношения, здоровье,
работу или учебу, эмоциональное состояние и т.п.); 2) критерий невозможности
субъективного контроля за использованием Интернета.

Отмечается, что
Интернет-зависимость имеет, прежде всего, личностную природу: Интернет сам по
себе не имеет аддиктивной природы, но может приобретать сверхзначимость для
некоторых людей в силу их личностных особенностей (King, 1996; Young, 1997,
1998; Suler, 1996a). Большинством исследователей признается, что идентичность
Интернет-зависимых обладает значительными отличиями от идентичности тех, для
кого не характерна Интернет-зависимость.

В ГЛАВЕ 3 "ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ПОВЕДЕНИЯ В
ИНТЕРНЕТЕ" формулируется и обосновывается подход к изучению роли
идентичности в регуляции активности поведения, описываются теоретическая модель
и программа исследования, даются основания выбора методического инструмента,
приводятся результаты анализа полученных данных.

§ 3. 1. Программа эмпирического
исследования. Активность пользователя может быть рассмотрена как адаптивная,
направленная на достижение заранее заданного результата, или надситуативная
(неадаптивная), существующая безотносительно к внешним целям.

В качестве детерминант
адаптивной активности на уровне идентичности могут выступать как внешние
(система социальных ролей), так и внутренние (желание соответствовать идеалу
"Я") детерминанты. Исходя из этого, было выдвинуто следующее
предположение: чем больше выражены, во-первых, социально-ролевой аспект
самокатегоризации, и, во-вторых, стремление соответствовать идеалу
"Я", тем в меньшей степени для личности будет характерна
надситуативная активность.

Выбор Интернета в качестве
оптимальной среды для исследования надситуативной активности связан с рядом его
особенностей, в частности, нерегламентированностью поведения, анонимностью,
невидимостью субъекта, потенциальным разнообразием сред общения и видов
деятельности. Интернет обладает всеми признаками "слабых" ситуаций
(таких ситуаций, в которых лишь немногие социальные правила управляют поведением,
когда человек может выражать себя разными способами относительно свободно) и
потому, на наш взгляд, наиболее благоприятен для исследования роли идентичности
в детерминации надситуативной активности.

Итак, проблема исследования:
взаимосвязь особенностей идентичности и поведения в неопределенной среде
3
.

В эмпирическом исследовании
выделялись три параметра поведения в Интернете: активность в восприятии
альтернатив, активность в действии, Интернет-зависимость.

Общим критерием формирования
выборки (175 человек в возрасте от 15 до 21 года) было наличие у респондента
опыта использования Интернета.
Методики
исследования.

1. Для изучения особенностей
поведения в Интернете применялся разработанный нами опросник поведения в Интернете,
включающий три шкалы: "активность в восприятии альтернатив" (8
вопросов), "активность в действии" (6 вопросов), Интернет-зависимость
(7 вопросов). Психометрическая проверка опросника производилась на группе из
175 испытуемых (показатели надежности, согласованности шкал и устойчивости
удовлетворительны).

2. Испытуемым также предлагалась
анкета для оценки частоты вхождения в Интернет с той или иной целью,
определения важности эмоциональной поддержки, общения и возможности вести себя
раскрепощенно и вероятности получения последних в реальном общении и в
Интернете по 5-балльной шкале. Кроме того, в анкету были включены
вопросы-фильтры с целью проверки связей изучаемых аспектов поведения с внешними
факторами: ограничениями на вход в Интернет или с профессиональной
необходимостью его использования, а также вопросы относительно пола, возраста,
стажа использования Интернета, количества часов в неделю, которое респондент
проводит в Интернете и количественных характеристик виртуальной социальной
сети.

3. Для исследования особенностей
самокатегоризации, в частности, выраженности в идентичности социально-ролевого
или персонального аспектов, был использован тест Куна-Макпартленда "Кто
Я?" ("Двадцать ответов").

4. Для исследования особенностей
структуры идентичности применялся семантический дифференциал. Испытуемому
предлагалось оценить каждую из ролевых позиций ("Я", "идеальное
Я", "Я в Интернете", "Я глазами сверстников", "Я
глазами взрослых") по ряду шкал. В качестве шкал выступили наиболее
частотные прилагательные, с помощью которых испытуемые описывали себя вообще и
себя в Интернете в ходе интервью, касавшегося различий общения через Интернет и
реального общения (Жичкина, Белинская, 2000).

Обработка результатов.

По результатам опросника
поведения в Интернете были выделены следующие группы пользователей:
"активные в восприятии альтернатив" - "неактивные в восприятии
альтернатив"; "активные в действии" - "неактивные в
действии"; Интернет-зависимые - те, для кого не характерна
Интернет-зависимость (в дальнейшем в тексте - "аддикты" и
"неаддикты"). Затем сравнивались структура и содержание идентичности
пользователей, отнесенных к крайним группам по каждому из выделенных нами
параметров.

Процедура обработки данных,
полученных с помощью личностного семантического дифференциала, была следующей:
среднегрупповые оценки каждой ролевой позиции по каждому из качеств
подвергались факторному анализу с целью определения нагрузок по каждому
фактору, содержания и близости-удаленности друг от друга рассматриваемых
ролевых позиций. Полученные результаты сравнивались попарно по группам
"активных в восприятии альтернатив" и "неактивных в восприятии
альтернатив"; "активных в действии" и "неактивных в
действии"; "аддиктов" и "неаддиктов".

Обработка данных, полученных с
помощью методики Куна-Макпартленда, производилась методом контент-анализа с
последующим сравнением количества высказываний каждого типа попарно по каждой
из выделенных групп респондентов. По данным, полученным с помощью анкеты,
анализировались различия в целях использования Интернета, а также в восприятии
Интернета и реального социального окружения по выделенным группам.

В § 3.2. "Результаты
исследования взаимосвязи особенностей идентичности и поведения в Интернете и их
обсуждение" проверялось, связаны ли изучаемые особенности поведения между
собой и с объективными характеристиками использования Интернета, а также с
полом и возрастом пользователей. Было установлено, что активность поведения в
Интернете слабо связана с активностью в восприятии альтернатив (r=0,177, p


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Швидкісні здібності школярів та методика їх розвитку
Реферат Вулканы типы, строение, продукты извержения
Реферат Экологическое состояние Невского Района Санкт - Петербурга
Реферат Бедность не порок (По стихотворению Р. Бёрнса "Честная бедность")
Реферат Технология изготовления и применения газобетона и пенобетона для утепления ограждающих конструкц
Реферат Инновационная деятельность и формы государственной поддержки
Реферат Анализ научно-методической и экспериментальной работы в моу сош №24 за 2010 2011 учебный год
Реферат Средства виды и закономерности психологического влияния манипулирование
Реферат Кадровое консультирование
Реферат Обязательственные отношения, возникающие вследствие причинения вреда
Реферат Производство дивинила из этилового спирта по Лебедеву
Реферат Эконометрика оценить тесноту связи между факторами при помощи коэффициентов корреляции рангов Сп
Реферат Конституционные обязанности
Реферат Архитектура Древнего Новгорода Киева Владимира
Реферат О реальном и фиктивном в конституции