Реферат по предмету "Психология"


Гениальные и одаренные люди (развитие способностей или природные задатки)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственныйуниверситет»
Географический факультет
Заочное отделение
Реферат
Гениальные и одаренныелюди(развитие способностейили природные задатки)
Приготовилстудент 981-з гр.:
БорисенкоИ.Н.
Проверила:ЧерепановаО.В.
Барнаул 2009

Введение
 
Среди многихне решенных до сих пор проблем тайны разума существует столь важная, какпроблема гениальности. Откуда она, и что это такое, каковы причины ееисключительной редкости? Действительно ли это подарок богов? И если это так, топочему такие подарки даются одному, тогда как тупость, или даже идиотство уделдругого? Существует вопрос, является ли гениальность сверхнормальнойспособностью ума, который развивается и крепнет, или же физического мозга, тоесть его носителя, который, благодаря некоему таинственному процессу,становится все лучше приспособленным к восприятию и проявлению внутренней ибожественной природы сверх-души человека.
ВеликийГений, если он является истинным и прирожденным гением, а не просто результатомпатологической экспансии нашего человеческого интеллекта, никогда не копируеткого-то, никогда не опускается до имитации, он всегда будет оригинальным, всвоих творческих импульсах и их реализации. Используя популярное выражение,можно сказать, что врожденная гениальность, подобно убийству, рано или позднораскрывается, и чем больше она будет подвергаться угнетению и противодействию,тем больше будет поток света, вызванный ее внезапным проявлением.
Гениальность- это редкое явление. Лафатер подсчитал, что отношение количества гениев (вцелом) к обычным людям примерно один к миллиону; но то же в отношении гения безтиранства, без претензий, который судит слабого беспристрастно, начальствующегочеловечно, и обоих по справедливости, таких найдется один на десять миллионов
Дажегениальность — эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, предкоторой не краснея можно преклонить колена, — даже ее многие психиатрыпоставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видяттолько одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну изразновидностей сумасшествия. И заметьте, что подобную профанацию, подобноекощунство позволяют себе не одни лишь врачи и не исключительно только в нашескептическое время.
ЕщеАристотель, этот великий родоначальник и учитель всех философов, заметил, чтопод влиянием приливов крови к голове многие индивидуумы делаются поэтами,пророками или прорицателями и что Марк Сиракузский писал довольно хорошиестихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершено утратил эту способность.
Он же говоритв другом месте: Замечено, что знаменитые поэты, политики и художники быличастью меланхолики и помешанные, частью — мизантропы, как Беллерофонт. Даже и внастоящее время мы видим то же самое в Сократе, Эмпедокле, Платоне и других, ивсего сильнее в поэтах. Люди с холодной, изобильной кровью (букв. желчь) бываютробки и ограниченны, а люди с горячей кровью — подвижны, остроумны и болтливы.
Платонутверждает, что бред совсем не есть болезнь, а, напротив, величайшее из благ,даруемых нам богами; под влиянием бреда дельфийские и додонские прорицательницыоказали тысячи услуг гражданам Греции, тогда как в обыкновенном состоянии ониприносили мало пользы или же совсем оказывались бесполезными.
Феликс Платерутверждает, что знал многих людей, которые, отличаясь замечательным талантом вразных искусствах, в то же время были помешанными. Помешательство их выражалосьнелепой страстью к похвалам, а также странными и неприличными поступками.

Одаренность
 
По мнениюспециалистов, одаренными можно назвать детей, демонстрирующих высокий уровеньдостижений в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной,академических достижений, творческого мышления, художественной деятельности,спортивных успехов. Отдельно выделяют одаренность в сфере общения, лидерства ируководства.
Поэтому невсе родители воспринимают открытие одаренности своего малыша с восторгом:«Я не хочу, чтобы он был гением. Пусть будет нормальным, счастливым,приспособленным к жизни ребенком». Но что значит нормальный применительнок одаренному ребенку? Для такого малыша вполне нормально быть любознательным,энергичным, чувствительным, сообразительным, все помнить, хорошо говорить ибыть весьма самостоятельным.
В Америкесуществует довольно стройная система служб и агентств, ответственных за поиск иотбор одаренных и талантливых детей. Разработаны единая общенациональная и рядрегиональных программ. Индивидуальная программа развития ребенка составляетсяспециалистом в области одаренности, который отслеживает прогресс и рост ребенкав течение определенного времени. Родители и психологи принимают самое непосредственноеучастие в этой работе, оказывая поддержку юному гению. Дети с IQ выше 140находятся под самым тщательным наблюдением не только педагогических структур. ВАнглии в 1950 г. создано общество МENSA, объединяющее людей с высоким IQ.Россия является самым мощным поставщиком детских талантов для стран, гдереально их ценят.

Гениальность
«Гениальность — этовысшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли,рожденной вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное — этим иотличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может бытьлишь более или менее умным, более или менее образованным человеком». СержВоронофф, От кретина к гению, СПб, «Европейский Дом», 2008 г., с. 20.В настоящее время феномен гениальности ещё подробно неизучен. Установлено, что дети-гении значительно чаще встречаются средимальчиков, чем среди девочек. Медицинские авторитеты полагают, чтосверходаренность — это результат высокого уровня гормонов в некоторых железах,включая гипофиз и надпочечники. Вундеркинды гениальны потому, полагают исследователиэтого феномена, что их нервная система достигает своего наивысшего развитиязадолго до того, как разовьется весь организм. Известны различные точки зрения:
— по мнению Платона,гениальность — плод божественного наития;
— Чезаре Ломброзопостулировал связь между гениальностью и психическими расстройствами;
— в психоанализегениальность определяется как врождённое умение сублимировать свои глубинныесексуальные комплексы;
— бихевиоризмопределяет гениальность в терминах поведения: гений замечает, воспринимает,созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает,творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает,думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существовысшего рода; если же он делает все это так, как будто он сам существо высшегорода, то он есть гений;
— гештальтпсихологияопределяет гениальность как способность к умению видеть общее в частном;
— когнитивнаяпсихология тесно переплетается с гуманистическим направлением и определяетгениальность как способность обладать устойчивой целью при весьма широкомвыборе путей её достижения. Гуманисты вводят понятие «Я-концепции» ицентральным предметом изучения ставят самоактуализацию;
— с точки зрения модной«квантовой психологии», гений — тот, кому в результате некоего внутреннегопроцесса удалось пробиться к седьмому нейрологическому контуру (называемомунеопределенным термином «интуиция») и вернуться назад к третьему уже соспособностью нарисовать новую семантическую карту — построить новую модельреальности;
— аналитическаяпсихология, во главе с Карлом Юнгом, отстаивает мнение, что «… художественноепроизведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза…».
— поОксфордскому словарю, гений — это «природная интеллектуальная сила необычайновысокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения,оригинального мышления, изобретения или открытия».
— в третьемиздании Большой Советской Энциклопедии гениальность определяется как «наивысшаястепень проявления творческих сил человека». «Термин «гениальность»употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и дляоценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность кпродуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от таланта,представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественноновых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческомконтексте жизни человеческого общества, из которого гений черпает материал длясвоего творчества».
Во всехопределениях наиболее важной, как четко разграничивающей гения от таланта,является констатация того, что можно выразить формулой: «Гений делает то,что должен, талант — то, что может». Формула эта подразумеваетподвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняясущность. Формула эта подразумевает роковую обреченность гения, егобезысходность в подчинении своему творчеству, неизбежность напряжения им всехсвоих сил для достижения поставленной цели, для решения определенной задачи.
Эта формулаобъединяет Александра Македонского, вопреки бунтам своих измученных солдатустремляющегося на восток и юг от Инда, который он перешел, победив царя Пора;Наполеона, идущего на Москву; Моцарта, накануне дня смерти проигрывающего Реквием,который, как он думает, означает его конец; Бетховена, написавшего большуючасть из всех своих величайших творений, будучи глухим. Эта формула объединяетмножество других гениальных людей, которые становились фанатиками своеготворчества. Если бы у Моцарта, Бетховена, Шопена не было одержимости,фантастической целеустремленности, то они, при всех своих способностях, будучи«вундеркиндами», ими бы и остались. Но Бетховен написал в своем завещании, чтоон не может уйти из жизни, не свершив всего, к чему предназначен.
Изучениебиографий гениев всех времен и народов приводит к выводу: гениями рождаются.Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев — в гениевразвивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доляреализуется. Рассмотрение механизмов гениальности, зарождение потенциальногогения является прежде всего — проблемой биологической, даже генетической.Развитие гения — проблема биосоциальная. Реализация гения — проблемасоциобиологическая.
На первыйвзгляд, сказанное приводит к пессимистическим выводам. Раз потенциальная гениальностьотсутствует — делать нечего, великого не будет. Но есть и оборотная сторонамедали, заключающаяся в том, что не генетические, а биосоциальные исоциобиологические тормоза приводят к тому, что реализуется лишь один гений издесятка тысяч потенциальных. Если признать гениями только тех, кто почтиединогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число гениев завсе время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400—500.Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальноеместо в энциклопедиях разных стран Европы и США, если из числа этихзнаменитостей вычесть тех, кто попал в историю из-за знатности или по другимслучайным заслугам.
 
Многообразиехарактера гениальности
Гениинеисчерпаемо многообразны и зачастую представляют собой совершенно противоположныетипы личностей. Приведем несколько примеров.
М. Фарадей в 40 лет, после своего эпохальногооткрытия явления электромагнитной индукции, устояв против соблазна уйти впромышленность ради крупных заработков, довольствуется пятью фунтами стерлинговв неделю и остается лабораторным исследователем, занимаясь чистой наукой.
УильямТомсон (лордКельвин) обладает поразительной творческой энергией, и даже на смертном одрепродолжает работать над завершением последней научной статьи. Он сталпрезидентом Королевского общества, пэром Англии, его состояние к смерти оценивалосьв 162 тысячи фунтов стерлингов, но он непрестанно работал. Его творческаядеятельность не прекращалась никогда, он работал всегда — даже окруженныйдетьми, в гостях.
Основнойособенностью гения действительно всегда оказывается способность к неимоверномутруду, абсолютная одержимость и стремление к абсолютному совершенству.
Изложениемыслей Гогена (И. Стоун}: «Напряженная работа, чтобы согласовать шестьосновных цветов, глубочайшая сосредоточенность, тонкий расчет, умение решитьтысячу вопросов в какие-нибудь полчаса — да тут необходим самый здоровый ум! Ипритом абсолютно трезвый… Когда я пишу солнце, я хочу, чтобы зрителипочувствовали, что оно вращается с ужасающей быстротой, излучает свет и жаркиеволны колоссальной мощи! Когда я пишу поле пшеницы, я хочу, чтобы люди ощутили,как каждый атом в ее колосьях стремится наружу, хочет дать новый побег,раскрыться. Когда я пишу яблоко, мне нужно, чтобы зритель почувствовал, как подего кожурой бродит и стучится сок, как из его сердцевины хочет вырваться инайти себе почву семя».
Лаплас однажды обнаружил, что всякий раз,когда он начинал фразу словом «Очевидно», оказывалось, что за этим словомскрывался проделанный им предварительно многочасовой упорный труд.
Известно, чтосильнейшие физики и математики тратили месяцы труда, чтобы разобраться вдействиях, которые нужно было произвести для последовательного вывода техвосьми—десяти формул, которые Эйнштейн обозначал словами «отсюдаследует...».История знает множество рано созревших музыкальных дарований.Шопен впервыедебютировал перед публикой в восьмилетнем возрасте. Вебер был назначен дирижером оперногооркестра Бреслау в семнадцать лет. Рихард Штраус начал сочинять музыку с шести лет, как и Гайдн свои композиции. Иегуди Менухин с легкостью игрална скрипке в три года, а в восемнадцать уже считался непревзойденным виртуозом.Лэндон Рональд начал играть напианино раньше, чем научился говорить.
Большая жечасть юных математиков, когда минул их звездный час, угасла в неизвестности.Великий французский физик и математик Ампер, чьим именем названа единицасилы тока, был заметным исключением. Он не только достиг всеобщего признания иславы, но и продемонстрировал удивительные таланты в других областяхчеловеческих знаний. Жадный книгочей, он проглатывал каждую книгу, которую отецбыл в состоянии приобрести для него. Но ничто мальчику не доставляло такогоудовольствия, как погружение в энциклопедию. Даже много лет спустя он мог почтидословно пересказать большую часть этого многотомного издания. В 1786 году,когда Амперу было одиннадцать лет, он уже так далеко продвинулся в изученииматематики, что начал разбираться со сложными задачами в знаменитой работеЛагранжа «Аналитическая механика». На протяжении всей своей жизниАмпер совершил революцию в математике, открыв фундаментальные законыэлектродинамики и написав значительные труды по химии, теории поэзии ипсихологии.
Остался вистории и Карл Фридрих Гаусс, родившийся в 1777 году в бедной немецкойсемье. В двадцатипятилетнем возрасте он опубликовал свои «Исследования варифметике», в которых рассматривал основы теории чисел, и вскоре утвердилза собой славу первого математика девятнадцатого века. Гаусс начал подавать надеждывесьма рано. Уже в двухлетнем возрасте он поправил своего отца, неправильнорассчитавшего зарплату нескольким рабочим, произведя этот подсчет в уме. Вскоремальчик превратился в своем родном городке Брауншвейге в местную знаменитость иблагодаря нескольким дворянам-меценатам смог посещать школу, вполне успешносправляясь с разнообразными и сложными заданиями. В один прекрасный деньучитель математики попросил Карла не утруждать себя посещением его уроков,потому что он не может научить мальчика ничему, чего бы тот еще не знал.
Одним иззнаменитых английских вундеркиндов был Джордж Биддер, родившийся в 1805году. Известный как «считающий мальчик», Биддер проявлял своинеслыханные математические способности уже в четыре года, хотя не умелзаписывать цифры и, естественно, не понимал даже значения слова«кратный». Но вместе с тем мальчик настолько поражал всех, ктовстречался с ним, что отец решил взять его в поездку по Англии, и вскоре шумныетолпы повсюду требовали «считающего мальчика», с удивительной легкостьюотвечающего на все трудные вопросы.
Мальчик поимени Мигель Мантилья, родившийся в Мексике, уже в два года мог ответитьна вопрос: «Какой это был год, если 4 февраля припало на пятницу?»Ответ давался менее чем через 10 секунд.
ДжорджВатсон, родившийся вБукстеде в 1785 году, считался почти полным идиотом во всем, за исключениемсчета и запоминания. Хотя он не мог ни читать, ни писать, но в уме производилсамые сложные математические подсчеты и мог без колебания ответить на любыевопросы о том, какой день недели был во время того или иного историческогособытия. Если случалось, что эта историческая дата припадала на годы его жизни,он мог еще сказать, где он был в то время и что за погода тогда стояла.
Некоторыевундеркинды проявляют поистине всесторонние таланты. Кристиан Хейнекен,родившийся в 1921 году и известный как «ребенок из Любека», испугалвсех, когда через несколько часов после рождения вдруг заговорил. Молваутверждала, что ему еще не исполнился год, а он уже мог воспроизвести по памятивсе главные события, описанные в пяти книгах Ветхого завета.
ДжонСтюарт Милл,известный философ и экономист XIX века, мог читать по-гречески в три года. Чутьпозднее, когда ему было десять лет, легко ориентировался в сочинениях Платона иДемосфена.
БлезПаскаль, французскийфилософ и математик, в детстве также был всесторонне одаренным ребенком. Емуеще не было двенадцати лет, когда он написал тезисы по акустике; в девятнадцатьлет Паскаль изобрел первую счетную машину. На тридцатом году жизни ученыйнаписал несколько богословских исследований.
Инымисловами, основной особенностью гения действительно оказывается способность кнеимоверному труду, абсолютная одержимость и стремление к абсолютномусовершенству.
 

Загадкапоявления гения
Нет ливнутреннего противоречия в ожидании повышения частоты появления гениев? Если завсю историю человечества было всего около 450 гениев, то как же можнорассчитывать на такое чудо, как их дополнительное появление, или в 10—100 разболее частое появление замечательных талантов? Закономерный вопрос.
Поэтому сразуже необходимо сказать, что существуют две гигантские пропасти, и лежат они наодной и той же тропе. Во-первых, пропасть между гениями (и замечательными талантами)потенциальными, рождающимися и — гениями развивающимися. Во-вторых, не менееглубокая пропасть между гениями развившимися и — гениями реализовавшимися.
Что касаетсячастоты появления (рождения) гениев, то рассмотрим одну простую выкладку.Подобно тому, как нет ни малейшего основания считать одну расу или нацию превосходящейдругие расы или нации в отношении наследственной одаренности, нет никакихоснований считать, что какие-либо нации в прошлом, в Древние или в Средние векапревосходили нынешние в плане той же наследственной одаренности.
Приходитсяобратить внимание на то, что гении и замечательные таланты почти всегдапоявлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда импредоставлялись оптимальные возможности развития и реализации. Одной из такихоптимальных эпох был век знаменитого полководца Кимона и историка Фукидида —«золотой век» Афин эпохи Перикла. У Перикла за столом собирались гении мировогоранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Платон, Фидий — почти всеони были коренными гражданами Афин, свободное население которых едва ли превышало100 000 человек. Бертран Рассел в «Истории западной философии» указывает, что вАфинах в период расцвета, около 430 г. до н. э., насчитывалось около 230 000человек населения, включая рабов, а окружающая территория сельской Аттики,вероятно, имела значительно меньшее число обитателей.
Если принятьво внимание, что творчество музыкальных гениев Древней Греции не дошло до нас,и что гении естественнонаучные, математические и технические не могли ниразвиться, ни реализоваться, поскольку почитались только полководцы, политики,ораторы, драматурги, философы и скульпторы, то ясно, что и в ту эпоху в Афинахмогла развиться и реализоваться едва ли десятая доля свободнорожденныхпотенциальных гениев. В Афинах вовсе не собирались величайшие умы эллинскогомира. Афинское гражданство давалось нелегко, только уроженцы города и дети отбрака афинянина с афинянкой получали это гражданство, дети от брака афинянина снеафинянкой не считались гражданами Афин. Гении «круга Перикла» сформировалисьна месте, в результате социальной преемственности, общения друг с другом,благодаря тому, что понимание и «спрос» их творчество встречало не только вкругу ценителей, но и со стороны народа.
Никакиегенетические данные не позволяют появиться даже мысли о том, что афиняненаследственно превосходили окружающие их тогда или современные народы. Секрет«вспышки гениальности» целиком и полностью заключался именно в стимулирующейсреде. Но если такая «вспышка» произошла однажды, следовательно, онавоспроизводима! Более того, сегодня вспышки гениев давали бы в десятки разбольшее число имен, поскольку в сотни раз расширился спектр дарований, которыетребуются современному обществу.
Имеетсянемало других примеров, когда весьма малочисленная прослойка, имеющая, однако,возможности развития и реализации своих дарований, а зачастую так или иначеузурпировавшая эти максимальные возможности, выделяла по сравнению с другимипрослойками очень много исключительно одаренных людей. Так произошло в Англии вэпоху Елизаветы, когда быстро выделилось множество талантливейших людей,начиная с династии Сесилей — Берлии Бэконов, кончая Дрейком, Ралеем, Уолсингемом, Марлоу и Шекспиром. Так было воФранции в период энциклопедистов, революции и наполеоновских войн.
ЭпохаРенессанса стала временем массового устремления к культуре, знаниям, искусству.Эта была эпоха массового спроса на живопись не только со стороны меценатов, нои со стороны «толпы», народного зрителя. Во множестве мастерских одаренныеученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту «микроноосферу»,ту циркуляцию идей, ту «критическую массу», при которой начинается цепнаяреакция творчества. Просто невозможно дать сколько-нибудь обоснованноепредставление о численности тех слоев населения, из которых выходили художники,поэты, мыслители, выдающиеся папы римские и кондотьеры. Это была эпохагигантских социальных перемен, взламывания барьеров, преодоления средневековогоуклада...
Но в истории,вероятно, трудно найти какую-либо эпоху взламывания кастовых, классовых и иныхограничений, которая не сопровождалась бы появлением множества талантливейшихлюдей в самых разных областях. Хотя, конечно, и в промежутках между такимиосвобождающими пути развития и реализации социальными сдвигами, то тут, то тамвозникают «микроноосферы с критическими массами».
Карл Великийспециально рассылал людей во все концы своей империи, чтобы они выискивалидаровитых юношей. Результат — Каролингское возрождение.
ВЦарскосельский лицей отобрали способных мальчиков, дали им возможность развиватьсяс хорошими видами на последующую реализацию — и возникло то, что мы называемтеперь «эффект лицея».
Термин«дворянский период русской литературы» давно вошел в официальное употребление.Но, прослеживая судьбу деятелей этого периода, мы видим, что почти все онибыли, что называется, если не с детства, то с юности «знакомы домами». Как этоопределяло цели, ценности, направленность усилий, можно только с трудом представить,несмотря на все работы пушкинистов и других историков литературы. Необычайно высокаячастота замечательных талантов и гениев в тех немногих родах, представителикоторых и создали этот период, объясняется, разумеется, прежде всего тем, что учленов этих родов, как правило, были очень хорошие возможности длясамореализации.
Может быть,преждевременно и нецелесообразно вводить термин вроде «эпоха купеческогомеценатства», но, пожалуй, трудно себе представить развитие русской живописи,скульптуры, музыки и театра без Алексеева (Станиславского), без Третьякова,Щукина, Морозова, без Абрамцевского кружка (вокруг Мамонтова в Абрамцевособираются Врубель, Серов, Васнецов, Шаляпин, Чехов, Левитан). А ведь эти«купцы-меценаты» зачастую были соседями, были тоже «знакомы домами».
Необычайноотдаточной оказалась прослойка высшей русской интеллигенции, образовавшаясамостимулирующийся, «знакомый домами» коллектив, из которого вышло множествоярчайших представителей русской культуры и науки: вышел Блок и Белый, вышлидинастии Ляпуновых и Бекетовых, вышли Струве и Крыловы… Никто не усомнится втом, что одной лишь наследственности было бы совершенно недостаточно —требовалась наиблагоприятнейшая социальная преемственность.
 
Частотапоявления потенциальных,развившихсяи реализовавшихся гениев
Итак, можнобыть уверенным в том, что частота зарождения потенциальных гениев изамечательных талантов почти одинакова у всех народностей и народов. Частотазарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимальноразвивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальныхгениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание вкачестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений идеяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и оченьчасто высшего образования исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагаетналичие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителейцивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран.
Порядокисходных величин определяется историческими прецедентами: частотой появленияподлинных гениев в Афинах эпохи Перикла; в век Елизаветы — в ориентированных навоенно-политическую инициативу аристократических родах Англии; в ориентированныхна литературно-поэтическое творчество родах русской аристократии и т. д.Естественно, мы не утверждаем, что человечество в третьей четверти XX векадействительно располагает целой сотней признанных реализовавшихся гениев. Мы неможем доказать с цифрами в руках, сколько конкретно родившихся в наше времягениев успешно преодолевает обе пропасти, лежащие у них на пути. Вероятно, хотямы и не настаиваем, из тысячи потенциальных гениев 999 гасится именно из-занедоразвития, а из 1000 развившихся 999 гасится на этапе реализации. Для нассущественны приблизительные порядки потерь. Для нас существенно, что даженебольшая страна, например, с 5 миллионами жителей, но добившаяся развития иреализации 10% своих потенциальных гениев и талантов, за полвека опередит в своемдвижении любую другую, пусть даже в 100 раз более многочисленную страну,которая сохранит в силе существующие барьеры, препятствующие полному развитию иреализации своих потенциально выдающихся людей.
Но как частопотенциальный гений оказывается нереализовавшимся! Как часто он лишен дажемалейшей возможности воплотить свое творчество в нечто осязаемое! В одном израссказов Марка Твена некто, попавший в загробный мир, просит показать емувеличайшего полководца всех времен и народов. В показанном ему человеке онузнает сапожника, жившего на улице по соседству от него и умершего недавно. Новсе правильно — сапожник действительно был бы величайшим полководцем, был бывоенным гением, но ему не довелось командовать даже ротой… А великиепобедители мировой истории были, «по гамбургскому счету», по сравнению с этимсапожником, лишь более или менее способными, но отнюдь не величайшими.
Значениеименно ранних воздействий, развивающих интеллект, ясно из работы Бергинса(Веrgins R., 1971), который показывает, что 20% будущего интеллектаприобретается к концу 1-го года жизни, 50% — к 4-м годам, 80% — к 8 годам, 92%— до 13 лет. Очевидно, что уже в этом возрасте может быть достигнута высокаяпредсказуемость «потолка» будущих достижений.
Чрезвычайносущественно, что это происходит достаточно рано (вероятно, будет происходитьеще раньше), потому что, например, практика присуждения Нобелевских премийпоказала: основоположное открытие, предшествующее награждаемому, обычноприходится на 25—30-летний возраст. В работе А. Местель (Mestel А., 1967) показано, что Нобелевскиелауреаты по естественным наукам за 1901—1962 гг. сделали свое открытие,впоследствии удостоенное Нобелевской премии, в среднем возрасте 37 лет, и этотвозраст почти не менялся от десятилетия к десятилетию.
В ходеизучения прогностической ценности тестов интеллекта выяснилась и подтвердиласьчрезвычайно важная истина: начиная с коэффициента интеллекта 110-120, т. е. приотсутствии выраженных дефектов в наборе основных способностей индивида,последующая отдача в форме любых достижений не очень-то сильно коррелирует с дальнейшимвозрастанием коэффициента интеллекта. На первый план выступает не улавливаемаясуществующими тестами характерологическая особенность — способность ко всеболее и более полному увлечению своим делом. Эта способность не столь уж редко— беззаветная, абсолютная, вытесняющая или отодвигающая подальше прочиеинтересы, любые побочные занятия, «хобби». Она заставляетфанатически-концентрированно, неотступно заниматься избранным делом, будьте конструированиекакого-то аппарата, усовершенствование существующего прибора или метода,создание картины, литературного или музыкального произведения. Конечно, этаполная самомобилизация может вылиться в подлинное творчество только тогда,когда она базируется на соответствующем арсенале дарований, профессиональныхзнаний, умений, навыков. Но если она к этому арсеналу не добавляется, еслиотсутствует безграничная увлеченность, заставляющая работать на дело дажеподсознание, то и очень высокий коэффициент интеллекта не приведет к большимдостижениям. Иными словами, с некоторого порога решающее значение приобретаетне уровень измеримых дарований, а способность или готовность максимальномобилизовать имеющееся, достаточная для продуктивного творчества целеустремленность.
Но во всехслучаях гений — это прежде всего экстремальное напряжение индивидуальносвойственных дарований, это величайший, непрекращающийся труд на века, вопрекинепризнанию, безразличию, презрению, нищете...
Гениямсвойственна способность к экстремальной самомобилизации, исключительнойтворческой целеустремленности, которая у многих, вероятно, по коэффициенту интеллектане менее одаренных, расходуется на добывание мелких благ, карьерных достижений,престижа, почестей, денег, удовлетворения инстинкта господства, или она простораспыляется на бесчисленные трудности и соблазны, которыми жизнь всегда быладостаточно богата.
 
Общественнаяценность реализовавшегося гения
 
Хотяпродукция большинства гениев не поддается рыночной оценке, история человечествапоказывает, что деятельность любого из них чрезвычайно высоко поднимала если ненаучный, технический, военный или экономический потенциал страны, то уж вовсяком случае ее престиж и авторитет.
Но можетбыть, гений не так уж нужен? Много ли подлинных гениев понадобилось Японии,чтобы за 30—40 лет промчаться из средневековья и науку и культуру XX века?Китазато, адмирал Того, еще 10—20 имен… Нужны ли гении (кроме политических)для того, чтобы бывшим колониальным странам подняться до уровня передовых:ликвидировать голод, нищету, перенаселенность? «Не так уж много», — вероятно,думают многие. Но ведь это только потому, что не надо прокладывать новые пути внауке и технике, медицине, сельском хозяйстве. А если требуется не толькоперенимать готовенькое, импортировать и копировать, всегда отставая на десятоклет? Если надо участвовать в общем прорыве в незнаемое и незнакомое? Что делатьс информационным кризисом, когда легче вновь открыть затерянное знание, нежелиего самому отыскать в море уже существующей информации? Можно ли в эпохустремительного развития получать технику из вторых рук? Что делать смеждисциплинарными исследованиями? С белыми пятнами, которые расположены настыке даже не двух, а нескольких научных дисциплин? Что делать со всеусложняющейсятехникой? С конфликтующими идеями? Мы убеждены, что все эти проблемы решаютсялишь одним путем — ранним поиском подлинных потенциальных талантов и гениев.Изучение законов появления гениев, изучение их внутренних свойств оказываетсяактуальным и даже необходимым!
Мы не можем втоннах пищевых продуктов или в звонкой монете оценить, что дали миру Моцарт,Бетховен, Шекспир или Пушкин. Невозможно оценить в каких-то материальныхединицах то, что дали гениальные композиторы, драматурги, поэты. Невозможно оценитьи вклад крупного, эпохального изобретателя, будь то Фултон или Дизель.
Впрочем,когда начинают считать, то оказывается, что своими открытиями Луи Пастер,например, компенсировал Франции убытки, понесенные в результате военного разгрома1870—1871 годов. Эти убытки (помимо потерь убитыми и ранеными) исчисляются в10—15 миллиардов франков (только контрибуция составила 5 миллиардов). При жизниДизеля число работающих двигателей внутреннего сгорания исчислялось тысячами.Но вклад его в технику исчисляется суммой в несколько десятков миллиардовдолларов.
Всегда можновозразить, что Коперник, Галилеи, Кеплер открыли то, что и без них открыли быполувеком позже, что у Стефенсона был предшественник Папин, что у Ньютона былсоперник Лейбниц. Однако анализ истории любого открытия, изобретения иликрупного творческого акта показывает, что на долю его признанного авторавыпадал совершенно необычайный, титанический труд, сразу продвигавшийчеловечество на десятилетия вперед. И если мы примем условно, что гуманитарныеценности в силу ли своего облагораживающего влияния на человечество, в силу лиобъединения духовных сил человечества вокруг общих ценностей, в силу лисоздания идеалов, — эквивалентны по стоимости ценностям естественнонаучным, аэти последние — техническим, то это даст возможность перейти к условной«рыночной» оценке вклада гениев самой разной направленности.
Тысяча снебольшим патентов Эдисона принесли США несколько миллиардов прибыли;сульфаниламиды, антибиотики и вакцины спасли жизнь и здоровье сотен миллионов людей;короткостебельные сорта подняли урожайность зерновых культур на десятки процентов.Вряд ли кто-либо думает, что гении-гуманитарии были менее ценны для человечества,нежели гении-изобретатели или гении-ученые. А в таком случае, каждыйреализовавшийся гений приносит человечеству миллиардные ценности.
Можно,конечно, считать, что искусство не нужно и не имеет никакой материальнойценности, как и гуманитарные науки; что научные открытия, не дающиенемедленного выхода в практику, тоже не имеют материальной ценности, чтобольшая часть технического прогресса — результат коллективного творчества, чтороль индивидуальных гениев в прошлом преувеличивалась, а теперь быстро падает.Но, как бы умело ни складывали фактические данные — как гармошку, в минимальныйобъем — за гениями недавнего прошлого остаются гигантские заслуги, а свозрастанием объема знаний, навыков, умений, информации, лишь обладая которымиможно рассчитывать на продвижение вперед, роль одаренности, естественно, должнавозрастать.
Вместе с тем,очевидно, что само по себе наличие наследственной одаренности даже высочайшегоуровня ничуть не гарантирует обязательного «выхода в практику». Повторим ещераз, что современная популяционная генетика совершенно исключает возможностьсуществования значительных межнациональных, межрасовых и межклассовых различийв одаренности. Напомним еще раз о наличии в истории «территориальных» вспышек гениальности.Вряд ли кто будет оспаривать и тот факт, что существуют народы со столетней итысячелетней историей, которые не дали человечеству ни одного подлинно гениальногооткрытия. Никто не сомневается в том, что потенциальные гении в этих народахпоявлялись тысячи раз, но они не имели условий для развития и реализации.
Тем очевиднеестановится необходимость выяснения того, каковы механизмы развитиягениальности, а это можно с большой степенью точности определить, изучив теразнообразные условия, в которых развивались признанные гении мировой истории икультуры, благодаря каким обстоятельствам и как они реализовали свой гений икак этот гений отразился на истории и развитии человечества.
Этому, всущности, и посвящена наша работа. Мы попытаемся показать, какими, по нашемумнению, были механизмы развития гениальности, и сделаем это в форме кратчайшихбиографических очерков, акцентируя внимание на внутренних механизмах,стимулировавших активность гениальной личности, на специфике патографии гениев.
Задолго дотого, как была показана неисчерпаемая наследственная гетерогенностьчеловечества, являющаяся одним из основных законов становления биологическоговида Ноmo sapiens, замечательный отечественный антрополог Я.Я.Рогинский подчеркивал, что изучение индивидуальной психологии человека должно«содействовать выработке разнообразных приемов педагогической помощи в деле освобождениявнутренних возможностей его личности от всего, что их стесняет».
Спустя сороклет, в связи с наступлением эры научно-технической революции, можно сказать,что перед нами стоит задача не только высвобождения внутренних возможностейчеловека, но и их активного стимулирования./>
одаренностьгениальность творческий ребенок
Гениальность и помешательство
В 1863 годуитальянский психиатр Чезаре Ломброзо издает свою книгу «Гениальность и помешательство»(русский перевод К. Тетюшиновой, 1892), в которой проводит параллель междувеликими людьми и помешанными. Вот что пишет сам автор в предисловии книги:«Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во времякоторого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношениямежду гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этойкниги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьезнымпрактическим выводам может привести созданная мною теория. …»
В своейработе Ч. Ломброзо пишет о физическом сходстве гениальных людей с помешанными,о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и др.) нагениальность и помешательство, приводит примеры, многочисленные свидетельствамедицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений, а также описывает специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же времяи помешательством.
Этиособенности заключаются в следующем:
1. Некоторые из такихлюдей обнаруживали неестественное, слишком раннее развитие гениальныхспособностей. Так, например, Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, аПаскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимыхтарелками, когда их расставляют на стол.
2. Многие из нихчрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртуозными напитками.Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо — кофе.
3. Многие нечувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будтоне могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать.
4. Не менее частоменяли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не могудовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться.
5. Подобные сильные,увлекающиеся умы страстно предаются науке и с жадностью берутся за разрешениетруднейших вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для ихболезненно-возбужденной энергии. В каждой науке они умеют уловить новыевыдающиеся черты и на основании их строят нелепые иногда выводы.
6. У всех гениев естьсвой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от другихздоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что онвырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственнымпризнанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не толькосочинять, но и мыслить.
7. Почти все ониглубоко страдали от религиозных сомнений, которые невольно представлялись ихуму, между тем как робкая совесть заставляла считать такие сомненияпреступлениями. Например, Галлер писал в своем дневнике: «Боже мой! Пошли мнехотя бы одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этойверы — вот в чем мое преступление».
8. Главные признакиненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной иписьменной речи, в не логических выводах, в нелепых противоречиях. РазвеСократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейскиймонотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосоми указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем?
9. Почти все гениипридавали большое значение своим сновидениям.
В заключении своейкниги Ч. Ломброзо, однако, говорит о том, что на основании вышеизложенногонельзя прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное какумопомешательство. Правда в бурной и тревожной жизни гениальных людей бываютмоменты, когда эти люди представляют сходство с помешанными, и в психическойдеятельности и других есть немало общих черт — например, усиленнаячувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетическихпроизведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильнаярассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Междугениальными людьми есть помешанные, и между сумасшедшими — гении. Но было иесть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейшихпризнаков умопомешательства.
Если быгениальность всегда сопровождалась сумасшествием, то как объяснить себе, что Галилей,Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур, люди несомненно гениальныеи притом подвергавшиеся в течение своей жизни самым тяжелым испытаниям, ни разуне обнаруживали признаков умопомешательства?
Кроме того,гениальность проявляется обыкновенно гораздо раньше сумасшествия, которое побольшей части достигает максимального развития лишь после 35-летнего возраста,тогда как гениальность обнаруживается еще с детства, а в молодые годы являетсяуже с полной силой: Александр Македонский был на вершине своей славы в 20 лет,Карл Великий — в 30 лет, Бонапарт — в 26 .
Далее, междутем как сумасшествие чаще всех других болезней передается по наследству ипритом усиливается с каждым новым поколением, так что краткий припадок бреда,случившийся с предком, переходит у потомка уже в настоящее безумие,гениальность почти всегда умирает вместе с гениальным человеком, инаследственные гениальные способности, особенно у нескольких поколений,составляют редкое исключение. Кроме того, следует заметить, что они передаютсячаще потомкам мужского, чем женского пола, тогда как умопомешательство признаетполную равноправность обоих полов. Положим, гений тоже может заблуждаться,положим, и он всегда отличается оригинальностью; но ни заблуждение, ниоригинальность никогда не доходят у него до полного противоречия с самим собоюили до очевидного абсурда, что так часто случается с помешанными.
Гораздо чащемы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера,внимания, аккуратности, памяти — вообще главных качеств гения. И остаются онипо большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными илинечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-тоособенная, им одним принадлежащая атмосфера. Возможно ли сравнивать их с темивеликими гениями, которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонноследовали по раз избранному пути к своей высокой цели, не падая духом внесчастиях и не позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью!
Таковы были:Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело. Всеони отличались сильным, но гармоничным развитием черепа, что доказывало силу ихмыслительных способностей, сдерживаемых могучей волей, но ни в одном из нихлюбовь к истине и к красоте не заглушила любви к семье и отечеству. Они никогдане изменяли своим убеждениям и не делались ренегатами, они не уклонялись отсвоей цели, не бросали раз начатого дела. Сколько настойчивости, энергии, тактавыказывали они при выполнении задуманных ими предприятий и какой умеренностью,каким цельным характером отличались в своей жизни!
Единственная,излюбленная идея, составлявшая цель и счастье их жизни, всецело овладевалаэтими великими умами и как бы служила для них путеводной звездой. Для осуществлениясвоей задачи они не щадили никаких усилий, не останавливались ни перед какимипрепятствиями, всегда оставаясь ясными, спокойными. Ошибки их слишкомнемногочисленны, чтобы на них стоило указывать, да и те нередко носят такойхарактер, что у обыкновенных людей они сошли бы за настоящие открытия. Междугениальными людьми встречаются помешанные и между сумасшедшими — гении. Но былои есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейшихпризнаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сферечувствительности.
 

Заключение
 
Одаренностьв своей сущности имеет две составляющие:
1.Расположенность к определенной области знаний или деятельности человека.
2.Способность к постоянному самоусовершенствованию в данной области.
Расположенностьже может быть как врожденная, так и приобретенная или сформированная –псевдорасположенность. Примером врожденной расположенности может служить то,что человек с самого рождения проявляет способности в том, или ином виде деятельности,пример, имеет физические задатки для занятия спортом. Псевдорасположенностьформируется в основном в раннем возрасте и зависит от окружения, в которомрастет человек.
Самоусовершенствованиетоже можно разделить на два вида: самоусовершенствование, в основе котороголежит внутренняя мотивация и интерес, и самоусовершенствование, в основекоторого лежит внешняя мотивация.
Исходяиз всего вышесказанного, можно выделить (мы выделили) четыре группы:
1.Врожденная расположенность и внутренняя мотивация.
2.Врожденная расположенность и внешняя мотивация.
3.Псевдорасположенность и внутренняя мотивация.
4.Псевдорасположенность и внешняя мотивация.
Вместе с тем,очевидно, что само по себе наличие наследственной одаренности даже высочайшегоуровня ничуть не гарантирует обязательного «выхода в практику». Повторим ещераз, что современная популяционная генетика совершенно исключает возможностьсуществования значительных межнациональных, межрасовых и межклассовых различийв одаренности. Напомним еще раз о наличии в истории «территориальных» вспышекгениальности. Вряд ли кто будет оспаривать и тот факт, что существуют народы состолетней и тысячелетней историей, которые не дали человечеству ни одногоподлинно гениального открытия. Никто не сомневается в том, что потенциальныегении в этих народах появлялись тысячи раз, но они не имели условий дляразвития и реализации.
Тем очевиднеестановится необходимость выяснения того, каковы механизмы развитиягениальности, а это можно с большой степенью точности определить, изучив теразнообразные условия, в которых развивались признанные гении мировой истории икультуры, благодаря каким обстоятельствам и как они реализовали свой гений икак этот гений отразился на истории и развитии человечества.
Современныеисследования же показывают, что гениальность максимум на 20-30% зависит отвоспитания и личных трудов. 80% — это врожденное! Иными словами, родить гениятрудно, воспитать — невозможно.
И все-такинаиболее полным и целостным взглядом на истоки гениальности является взглядэзотерических учений, утверждающих, что феномен гениальности имеет БожественноеНачало, которое в гении нашло идеальный проводник для своего выражения. Вот чтописал об этом Лафатер:
«Ктозамечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает,сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает,угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушаетнекий дух, невидимое существо высшего рода, тот обладает гением, если же онделает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений.Отличительный признак гения и всех дел его есть появление; как небесное видениене приходит, а является, не уходит, а исчезает, так и творения и деяния гения.Не выученное, не заимствованное, неподражаемое, Божественное — есть гений,вдохновение есть гений, называется гением у всех народов, во все времена ибудет называться, пока люди мыслят, чувствуют и говорят».

Список литературы
 
1. Т.Алпатова. Трагедия Моцарта. Литература, №10, 1996г.
2. АльтшуллерГ.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности,Минск, “Беларусь”, 1994 г., 480 с.
3. О.Богдашкина. Синдром Аспергера (Глава 6) / Аутизм: Определение и диагностика.,2008 г.
4. В.В.Клименко Как воспитать вундеркинда // СПб., «Кристалл», 1996
5. АудиокнигаЧезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство»
6. В.П. Эфроимсон. Гениальность. Генетика гениальности// М., 2002.
7. http://www.wikipedia.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономическое содержание внеоборотных активов как объектов бухгалтерского учета
Реферат El Nino Essay Research Paper El NinoTypically
Реферат Крещение Руси 10
Реферат Electronic Monitoring Vs Health Concerns Essay Research
Реферат Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО Завод
Реферат Лекарственные препараты, применяемые для лечения алкоголизма
Реферат George Lucas And Movies No Future Essay
Реферат Распределение "хи-квадрат" и его применение
Реферат El Hombre Muerto Essay Research Paper A
Реферат Философский смысл троичности
Реферат Аннотация программы дисциплины «Химия и физика высокомолекулярных соединений и изделий на их основе» учебного плана направления подготовки 100800 товароведение
Реферат Производство и испытание станков
Реферат Agony And Extacy Essay Research Paper THEMES
Реферат How Various Mechanisms By Which Substances Cross
Реферат What factor, more than any other, caused me to apply to Molloy College?