Реферат по предмету "Психология"


Стратегическое управление персоналом

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Персонал как неуправляемая переменная

Друкер отмечает в своей книге, что на современных западных
предприятиях наблюдается изменения и в отношении к персоналу. В условиях
высокого уровня профессионализма специалистов компании формула
"начальник-подчиненный" вытесняется новыми взаимоотношениями
сотрудничества, которые правильнее характеризовать как равноправное
партнерство. Новые отношения требуют и новых инструментов управления, которые
мэтр научного менеджмента предлагает начать разрабатывать заблаговременно.

Консультируя бизнес на протяжении целого ряда лет, нам
удалось наблюдать ускоренные процессы жизненного цикла российских предприятий,
что привело к выводам о неэффективной работе с персоналом даже при
использовании самых новейших методик. Уход высококвалифицированных специалистов
приводил к краху целых направлений в деятельности компаний, особенно в сфере
производства высокоинтеллектуальных продуктов. Отношений равноправного
партнерства, которые видит в недалеком будущем Друкер, становится уже
недостаточно.

В связи с этим нами была предложена новая концепция
"управления" персоналом, в которой предлагалось рассматривать
работников фирмы как изменяющуюся, но неуправляемую переменную, которую нужно
изучать (то есть тратить на это значительные средства), а затем разрабатывать
программы адаптации к ней. Предложенный нами концептуальный подход к персоналу
не стоит рассматривать как единственно правильный, речь идет лишь о том, что он
более плодотворный, особенно в условиях быстрых изменений внутри фирмы, что
особенно характерно для развивающихся российских фирм в настоящий период.
Логично, что в связи с быстрыми изменениями персонала (ростом его квалификации,
изменений в представлениях о своем месте на предприятии, и др.) появилась
потребность в разработке самостоятельных стратегий в отношении к своему
персоналу.

Стратегия в отношении к своим подчиненным

Еще недавно казалось ненужным тратить серьезные средства на
изучения внешней среды бизнеса. Однако крах одних предприятий и успех других
показал, что экономия на такие исследования чревата большими неприятностями.
Недостатки работы со своим персоналом не менее опасны - уход специалиста к
конкурентам одна из часто встречающихся угроз.

Рассмотрим пример SWOT-анализа, который можно применить в
процессе стратегического управления персоналом (уверен, что специалисты в новой
сфере деятельности - стратегическом управлении персоналом могут стать
востребованными уже в ближайшее время).




S


Высокие
амбиции руководства





W


Отсутствие
известности и опыта работы за рубежом







O


Знание
двух иностранных языков





T


Недостаток
опыта молодых консультантов






Пусть в качестве объекта SWOT-анализа системы "фирма -
персонал" выступает наш консультационный центр РУССКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ/MC&MA.

S - сильная сторона компании. Высокие амбиции руководства
нашего центра (мы хотели бы стать международной компанией) для тех, кто хотел
бы работать у нас, создают потенциальные возможности быстрого профессионального
роста (как видим, сильная сторона фирмы в отношении к своему персоналу
выступает для отдельного специалиста как возможность его карьерного роста).

W - слабая сторона компании. Отсутствие известности и опыта
работы за рубежом. Отмеченная слабая сторона отдаляет реальную возможность для
привлекаемых специалистов зарабатывать конкурентоспособную заработную плату.
Есть вероятность, что высокие амбиции компании в желательный период времени не
осуществятся. Это, несомненно, будет играть отрицательную роль для привлечения
опытных консультантов, кто хотел бы связать свою карьеру с нами, но не уверен в
реализации своих личных амбиций при работе в составе нашего центра.

O - возможности для фирмы, таящиеся в "среде
персонала". В данном случае, речь идет о возможностях, которые
анализируемая консультационная структура может выявить у своего персонала. В
качестве такой возможности выступает, например, знание двух иностранных языков
молодых стажеров-консультантов, которые сегодня работают в составе центра
MC&MA (одна из наших площадок по подготовке консультантов располагается в
нижегородском инязе). Очевидно, что возможности, открываемые компанией у своего
персонала, это, в свою очередь, сильные стороны самого персонала.

T - угрозы, опасности для фирмы, имеющиеся в "среде
персонала". Речь идет об угрозах, которые таят в себе работники самой
фирмы. Если в центре работает много молодых, то есть недостаточно опытных
специалистов, это приводит к необходимости отвлечения больших ресурсов на обучение,
приобретение достаточного практического опыта. Угрозы в "среде
персонала" - это фактически то же самое, что слабые стороны самих
работников. Недостаток опыта молодостью не компенсируешь.

Возможные варианты действий: увеличивать известность
торговой марки консультационного центра за рубежом средствами интернет, для
чего создавать зеркальные сайты на иностранных языках, чтобы ускорить выход за
пределы России и, тем самым, создать новые возможности для работающих в
компании. Активизировать работу по заключению партнерских соглашений с
западными фирмами с целью быстрейшего приобретения опыта работы через
стажировки молодых консультантов центра, знающих язык, тем самым ускорить
преодоление недостатка опыта молодых консультантов и т.д.

Конечно, мы взяли достаточно условный пример для того,
чтобы дать почувствовать, как примерно видится разработка стратегии по
отношению к такой необычной сфере, как "среда персонала" (подобно
рыночной среде).

Очевидно, что при такой работе особое значение имеет
наличие проверенного инструментария по изучению "среды персонала".
Для этой цели особенно полезной оказалась технология самоменеджмента. Понимание
как человек управляет собой, как принимает решения о своем поведении, как
строит стратегию своей карьеры - вот примеры тех важных факторов, без знания
которых невозможно выработать оптимальную стратегию по отношению к своим
работникам.

Менеджмент как частный случай маркетинга

Одной из первых попыток увязать теорию менеджмента и
маркетинга была концепция внутрифирменного маркетинга. Главное содержание
которой заключалось в рассмотрении отдельных структурных подразделений фирмы
как относительно самостоятельных субъектов, оказывающих услуги другим
структурным подразделениям. При таком рассмотрении каждое структурное
подразделение может применять проверенный инструментарий маркетинга в своей
повседневной деятельности "для лучшего удовлетворения нужд и
потребностей" своих внутренних клиентов. Такой подход много эффективней,
чем постоянный разбор многочисленных проблем, возникающих между функциональными
службами предприятия.

Наши выводы оказались еще более революционными.

При разработке новой концепции управления персоналом мы
выяснили, что эта работа включает в себя две группы задач: изучение персонала,
в частности его меняющихся потребностей; разработку программ по лучшему, чем
конкуренты, удовлетворению этих многообразных потребностей. По сути речь идет о
маркетинговом подходе к тому, что до сих пор называется "управление своими
подчиненными".

Как видим, методология маркетингового подхода достаточно
универсальна.

Мы привыкли к тому, что маркетинг как деятельность - одна
из функциональных областей предприятия. Менеджмент-маркетинг - один из
инструментов управления, когда стратегическое планирование, текущее управление
и др. применяются к специфическим маркетинговым объектам (разработке товаров,
ценообразованию, разработке рекламных кампаний).

Но не следует забывать, что хотя маркетинг как вид
деятельности имеет с управленческой деятельностью общую методологию (системный,
ситуационный и процессный подходы), он сам является самостоятельной
методологией - методологией маркетинга. И если более глубоко взглянуть на
процесс управления внутри фирмы (подойти к управлению, как к процессу
установления положительных взаимоотношений между структурными подразделениями
фирмы, между руководством фирмы и отдельными работниками, между формальными и
неформальными группами), можно увидеть, что при таком подходе менеджмент можно
рассматривать как частный случай маркетинговой деятельности.

Спрашивается, что конкретно могут дать такие философские
рассуждение для конкретного бизнеса? Может ли какая-то, пусть даже
общеприменимая методология, помочь бизнесу в решении его повседневных проблем и
задач?

Наш ответ будет утвердительным. Пройдя мимо решения общих проблем,
мы провоцируем появление множества дополнительных мелких проблем, называемых
"текущей работой по управлению", в которых так сильно завяз
современный российский бизнес.

Приведем в качестве косвенного доказательства пример из
самоменеджмента. Если руководитель решил взяться за организацию своего рабочего
времени, обычно на первых порах у него "новая жизнь" получается
достаточно успешно. Но через довольно короткий период старые привычки все
возвращают в старое русло: многочисленные звонки и посетители не дают
возможности сосредоточиться на стратегических проблемах, откладывание "на
потом" быстро возвращает рабочий график в ситуацию непосильных перегрузок
и стрессов. Все попытки несистемного подхода к управлению собой завершаются
безрезультатно.

Филологи говорят: "Чтобы правильно писать,
недостаточно вызубрить грамматику, нужно глубоко усвоить не только культуру
письменной речи, но и общую культуру". Чтобы правильно управлять бизнесом,
нужно не просто выучить "правила управления", нужно понять, как устроено
и функционирует предприятие в условиях быстро меняющейся внешней и внутренней
среды.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
УПРАВЛЕНИЯ

Российские консультанты выполнили за короткий период
грандиозную работу по изучению и осмыслению западного опыта. Наступает пора
обгонять соперника - строить собственные концепции, опережающие существующие, и
формировать необходимый инструментарий для применения этих концепций на
предприятиях-клиентах, концепций, более правильно описывающих сложный мир
организации.

Наша сегодняшняя низкая конкурентоспособность товаров и
услуг на мировом рынке связана с нашей вчерашней неконкурентоспособностью в
области управления. Думаю, это многим уже стало понятно.

Возникает вопрос: кто первый увидит и сможет использовать
достижения российской школы консультантов по управлению - российский бизнес или
их более опытные конкуренты? Консультант работает на того клиента, который ему
платит деньги. У российского бизнеса есть небольшое "временное окно",
пока западный бизнес в силу сложившего стереотипа в отношении наших
специалистов в области управления опасается инвестировать деньги в русский
консалтинг.

Если первым спохватится российский бизнес, полагаю, что
достаточно скоро мы начнем экспортировать российские товары, если раньше прочувствует
ситуацию западный бизнесмен, тогда следует ожидать роста экспорта
консультационных услуг, что, конечно, тоже неплохо, но … "за Державу
обидно!"

Список литературы

Владимир Токарев. Психология и религия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.