Реферат по предмету "Психология"


Проблемы источниковедения истории психологии.

Проблемы
источниковедения истории психологии.

Одним из
разделов методологии историко-психологического исследования является
источниковедение истории психологии. Являясь наукой, реконструирующей, в первую
очередь, историческое прошлое в развитии психологической мысли, история
психология базируется на анализе и интерпретации исторических источников.

Глубина и
достоверность конкретного историко-психологического исследования определяется
полнотой и адекватностью используемой в нем источниковедческой базы. Целостный,
системный анализ проблемы предполагает наличие максимально полной, источниковой
базы ее рассмотрения.

В связи с
этим принципиальное значение имеет разработка проблем источниковедения истории
психологии - области знания, представленной, несмотря на свою объективную
значимость, в современной отечественной литературе по истории психологии
чрезвычайно слабо. В содержательном плане проблемное поле источниковедения
истории психологии включает: концептуальное определение исторического
источника; характеристику источниковой базы истории психологии и требования к
ее формированию; периодизацию источников по истории психологической мысли;
классификации источников и описание разных их типов и видов; разработку
методического инструментария извлечения содержащейся в источнике информации, ее
анализа и интерпретации.

Принципиальное
значение для обоснования возможности реконструкции психологического знания в
процессе источниковедческого анализа имеет определение природы и сущности
исторического источника. Под историческим источником понимается особый класс
носителей информации, являющихся продуктом человеческой деятельности.
Осуществляя деятельность, создавая "творения", человек "опредмечивает",
объективирует в них свои психологические свойства и способности. Деятельность
осуществляется в определенный исторический период, в конкретной культурной
среде и регулируется не только субъективными целями и творческими возможностями
ее субъекта, но и надличностными, общественными потребностями, картиной мира,
существующей в тот или иной период времени, знаниями, предоставляемыми
созидающему свои творения индивиду эпохой его жизнедеятельности. Поэтому каждый
продукт деятельности человека, став фактом культуры, несет в себе объективно в
снятом виде два рода информации - о его создателе (его представлениях, знаниях,
способностях, ценностях, идеалах) и о той культурно-исторической среде, в
которой протекало и которой стимулировалась и определялась его активность.
Поэтому гносеологическая природа исторических источников как продукта и
человека и общества является объективно-субъективной, а содержащаяся в них
информация - об обществе и субъекте, его внутреннем мире -
социально-психологической.

Любой исторический
источник имеет два уровня бытия:

1) процесс
создания человеческого творения в ходе взаимодействия субъекта и той
историко-культурной среды, в которой осуществляется его деятельность и которая
отражается, отпечатывается в ней (здесь человеческое творение еще не является
собственно источником, а выступает в своей предметной сущности);

2) процесс
взаимодействия между продуктом деятельности исторического субъекта и
исследователем, в котором указанный продукт обретает уже статус собственно
исторического источника, содержащего в себе ту или иную информацию.

Задача
исследователя - считать, реактивировать эту информацию, дошедшую до нас из
исторического прошлого, сделать ее достоянием современной ему науки и культуры.
Именно "опредмеченность" психологической информации в историческом
источнике и возможности ее "распредмечивания", прочтения в процессе
источниковедческого анализа составляют предпосылку использования исторических
источников как базы осуществления историко-психологического исследования.

С этой точки
зрения, любое творение человека объективно содержит в себе возможности
превращения в исторические источники изучения психологического знания.
Преобразование потенциально содержащейся в источнике информации в реальность
современного научного знания зависит от ряда обстоятельств:

1) от
конкретной исследовательской задачи, определяющей потребность в тех или иных
психологических данных;

2) от
информационного богатства источника относительно интересующей исследователя
проблемы;

3) от уровня
проведения источниковедческого анализа, его методической и теоретической
оснащенности.

В связи с
этим чрезвычайно важной становится задача разработки методологии проведения
источниковедческого анализа как неотъемлемой компоненты
историко-психологического исследования.
Список
литературы

В.А. Кольцова.
Проблемы источниковедения истории психологии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.