Реферат по предмету "Психология"


Теория личности З. Фрейда

Новосибирский ГосударственныйАрхитектурно-Строительный Университет (Сибстрин)
Реферат по психологии
На тему:
«Теория личности З.Фрейда»
Выполнила: студентка 100 группы
Ковалёва Д.
Проверила: Адаменко И.М
Новосибирск 2010г

Введение
 
Термин «психоанализ»имеет три значения:
1)        теория личности ипсихопатологии;
2)        метод терапииличностных расстройств;
3)        метод изучениянеосознанных мыслей и чувств индивидуума.
Это соединение теории стерапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда очеловеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностямилежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которыхотражается психоаналитический подход Фрейда к личности.

Уровнисознания
Фрейд применялтопографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, впсихической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное ибессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическуюкарту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мыслии фантазии.
Уровень сознания состоитиз ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейднастаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли,восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания. Что бы в данный моментвремени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать какрезультат процесса избирательной сортировке, в значительной степени регулируемоговнешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь втечении короткого периода времени, а за тем быстро погружается на уровеньпредсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человекаперемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всейинформации, хранящейся в мозге.
Областьпредсознательного., иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весьопыт, который не осознается в данный момент, но может легко, но может легковернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Сточки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми инеосознаваемыми областями психического.
Самая глубокая и значимаяобласть человеческого разума – это бессознательное. Бессознательноепредставляет собой хранилище примитивных побуждений плюс эмоции и воспоминания,которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в областьбессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многомопределяет наше повседневное функционирование.
В отличие от своихидейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательное жизниэмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следуетрассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность,которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, чтодействительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляютсяимпульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания.
Структураличности
В начале 20-х годов Фрейдпересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомиюличности три основные структуры: ид, эго, суперэго.
Ид (перевод с лат. – оно)по Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденныеаспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивнымии биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией.Согласно Фрейду, ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающеезаконов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение дляиндивидуума на протяжении всей его жизни. Оно свободно от всяких ограничений.Являясь самой старой структурой психики, ид выражает первичный принцип всейчеловеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимойбиологически обусловленными побуждениями. Немедленная разрядка напряженияполучила название – принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу,выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзираяна последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведаетстраха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям для индивидуума и дляобщества.
Фрейд рассматривал ид вкачестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме.Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений ичерпает свою энергию прямо из телесных процессов.
Фрейд описал двамеханизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения:рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечаетавтоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимаетнапряжение, вызываемое раздражителем. Ид формирует психический образ объекта,первоначально связанного с удовлетворением основной потребности.
Первичные процессы –нелогичная иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений,характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное инереальное, «себя» и «не-себя». Трагедия поведения в соответствии с первичнымипроцессами заключается в том, что индивидуум не может проводить различия междуактуальным объектом, способным удовлетворять потребность. Такого рода смешениеможет привести к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешниеисточники удовлетворения потребности.
Эго (от лат.»ego» — я) – это компонент психическогоаппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить иудовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешниммиром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него изаимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиямсоциальной реальности. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранениеорганизма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так иинстинктивных потребностей ид, эго должно постоянно осуществлять дифференциациюмежду событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Эгоиспользует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремленииудовлетворять желания и потребности ид.
Эго подчинятся принципуреальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочкиудовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможностьдостичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условияво внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивиду тормозить,переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамкахсоциальных ограничений и совести индивида. Эго, по контрасту с ид, различаетреальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимостиот нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности.Опираясь на силу логических мышлений, эго способно направлять поведение внужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворились безопасным длясамого индивидуума и для других людей. Эго является «исполнительным органом» личностии областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.
Суперэго. (от лат. «super» — «сверх» и «ego» — «я»). Для того чтобы человекэффективного функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норми этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все этоприобретается в процессе «социализации»; на языке структурной моделипсихоанализа – посредством формирования суперэго.
Суперэго – последнийкомпонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версиюобщественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организмчеловека не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодарявзаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами.Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствиемпродолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляетсятогда, когда ребенок начинает различать «правильно! И «неправильно»; узнает,что хорошо и что плохо, нравственно и безнравственно. Первоначально суперэгоотражает только родительские ожидания относительного того, что представляетсобой хорошее и плохое поведение. По мере того как, социальный мир ребенканачинает расширяться (благодаря школе, религии, группам сверстникам), сферасуперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемымэти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированноеотражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребенком реальныхценностей общества может быть искаженным.
Фрейд разделил суперэгона две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредствомродительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родителиназывают «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор.Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральныхзапретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, чтодолжен был сделать. Поощрительный аспект суперэго – эго-идеал. Он формируетсяиз того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума кустановлению для себя высоких стандартов. И если цель достигнута, это вызываетчувство самоуважения и гордости.
Суперэго считаетсяполностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменятсясамоконтролем. Однако этот контроль не служит целям принципа реальности. Суперэго,пытаясь затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид,пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах ипоступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей надреалистичными.

Инстинкты– движущая сила поведения
 
Психоаналитическая теорияосновывается на представлении, согласно которому люди являются сложнымиэнергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведениечеловека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (тоесть она может переходить из одного состояния в другое, но количество еёостается при этом том же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевёлего на язык психологических терминов и заключил, что источником психическойэнергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее онпостулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количествоэнергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведенияиндивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для негоскоплением этой энергии. Например, если значительная часть вашей энергиирасходуется на постижение смысла того, что написанной на этой странице, то еёне хватит на другие виды психической активности – на то, чтобы помечтать илипосмотреть телевизионную передачу. Аналогично, причиной, заставляющей васчитать эти строки, может служит стремление ослабить напряжение, вызванноенеобходимостью сдавать экзамен на следующей неделе.
Таким образом, согласнотеории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения,производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количествопсихической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственнуюдеятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванногопотребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные ввиде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденныесостояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фредутверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память ивоображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение можетбыть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначепотому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат целиуменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются «конечной причинойлюбой активности».
Сущностьжизни и смерти
 
Хотя количествоинстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двухосновных групп: инстинктов жизни и смерти. Превая группа (под общим названиемЭрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов иобеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни вфизической организации индивидуумов, наиболее существенным для развитияличности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктовполучила название либидо (желать), или энергия либидо – термин, употребляющийсяв значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо – это определенноеколичество психической энергии, которая находит разрядку исключительно всексуальном поведении.
Фрейд полагал, чтосуществует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан сопределенным участком телом, называемой эрогенной зоной. В каком-то смысле всётело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическаятеория особо выделяет рот, анус, и половые органы. Фрейд был убежден в том, чтоэрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляциив области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.
Вторая группа – инстинктысмерти, называемые танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости,агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергииинстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования.Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными врегуляции человеческого повеления, как и инстинкты жизни. Он полагал, чтоинстинкты смерти подчинятся принципу энтропии (то есть закону термодинамики,согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамическогоравновесия) ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни являетсясмерть». Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присущекомпульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого онивышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Остротаданного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что современныепсихоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти.
Что собойпредставляют инстинкты в действительности
Любой инстинкт имеетчетыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта –состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источникиинстинктов жизни описывает нейрофизиология (голод или жажда). Четкогоопределения инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит вустранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цельдостигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотясуществует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденцияк поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласнопринципу удовольствия).
Объект означает любогочеловека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума,обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие кинстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически,объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов,индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительныеотрезки времени.
Практически любойповеденческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:1) привязки, или направлении энергии на объект (катексис); 2) препятствия,мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис). примером катексиса можетслужить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на нихэнергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляетсяво внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблениюинстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражениеминстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляетглавный бастион психоаналитического построения системы мотивации.
Наконец, стимулпредставляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется дляудовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путемнаблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолетьчеловеку в поисках конкретной цели.
Ключом к пониманиюдинамики энергии инстинктов и её выражения в выборе объектов является понятиесмещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии иослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности.Смещённая активность имеет место тогда, когда, когда по каким-то причинам выборнужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаяхинстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудьдругом объекте.
Фрейд считал, что многиесоциально-психические феномены можно понять в контексте смещения двух первичныхинстинктов: сексуального и агрессивного. например, социализацию ребёнка можночастично объяснить как результат последовательного смещения сексуальнойпотребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество.Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещениемагрессивных побуждений. Согласно Фрейду, всё устройство современной цивилизации(искусство. Музыка, литература) является продуктом смещением сексуальной иагрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо тнемедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей,другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались дляпрямой разрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные,политические и другие институты.
Развитиеличности: психосексуальные стадии
 
Психоаналитическая теорияразвития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическаяпредпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играюткритическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том. Чтоосновной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте,до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается сопределенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем переходитв своем развитии через психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивныхпроцессах организма.
Фрейду принадлежитгипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральный,анальный, фаллический, генитальный. В общую схему развития Фрейд включил илатентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7 годами жизниребёнка и началом половой зрелости. Но латентный период – это не стадия. Первыетри стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называютпрегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов ещё не приобрелаглавенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началомпубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляциякоторых приводит к разрядке энергии либидо.
Так как Фрейд делалосновной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны сэрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которыефункционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включаютуши, глаза, рот (губы), молочные железы и половые органы.
В термине«психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека,является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другойв течении жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развитияопределенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям,чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие — это биологическидетерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке иприсущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опятиндивидуума, как правило, приносит в каждую стадию определенный долговременныйвклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Логика теоретическихпостроений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации исверхзаботливости… в случае фрустрации психосексуальные потребности ребёнка(кусание, жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому ненаходят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителейребенку представляется мало возможностей самому управлять своими внутреннимифункциями (осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причинеу ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае,как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, чтовпоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения(черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальнойстадией, на которую пришлись фрустрации или сверхзаботливость.
Важным понятием впсихоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на болеераннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения,характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек вситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождатьсяслезами, сосанием пальца, желанием выпить чего-нибудь «покрепче». Регрессия –это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановкаразвития на определенной психосексуальной ситуации). Последователи Фрейдарассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятностьнаступления регрессии зависит в основном от силы фиксации. Фиксацияпредставляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии кдругой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии,где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнегомальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидопроявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хужечеловек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или инымвозрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоциональногоили физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждогоиндивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуальногоразвития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждойиз психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера.

Оральнаястадия
 
Оральная стадия длитьсяот рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецелозависит от тех, кто о нём заботиться. Зависимость для него – единственныйспособ получения инстинктивного удовлетворения. В это период область ртанаиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и сприятными ощущениями… Фрейд был убежден в том, что рот остаётся важнойэрогенной зоной в течении всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточныйпроявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусыванияногтей. Курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдистырассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.
В концепции развитияФрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контекстесексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесснасыщения у младенцев. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этогоорально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (в видерудементальных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры вотношении других людей.
Оральная стадиязаканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральнойпредпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенныетрудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка,потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше этитрудности. Тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.
Фрейд выдвинул постулат,согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточнуюстимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшеморально-пассивныый тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности –веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материального» отношенияк себе и постоянно ищет одобрения любой ценной. Его психологическая адаптациязаключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.
В течении второй половиныпервого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии –орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Фиксация наорально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности каклюбовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто вциничном отношении кА всему окружающему. Людям с этим типом характера, крометого, свойственного эксплуатировать других людей и доминировать над ними сцелью удовлетворения собственных нужд.
Анальнаястадия
 
Анальная стадияначинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. Втечении этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие отзадерживания и выталкивания фекалий. Фрейд был убежден в том, что способ, какимродители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияниена его более позднее личностное развитие. Фрейд утверждал. Что все будущиеформы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
Фрейд выделял двеосновные родительские тактики, наблюдаемые в процессе преодоления неизбежнойфрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведутсебя в этих ситуациях негибко и требовательно, настаивая. В ответ на эторебёнок может отказаться выполнять приказание. Если подобная тенденциистановиться чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребёнкаможет сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально-удерживающийвзрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека такженаблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху инеопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленныйродительской строгостью в отношении туалета – это анально-выталкивающий тип.Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство,импульсивность и даже садистическую жестокость.
Некоторые родители,наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрохвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающийстарания ребёнка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и дажеможет способствовать развитию творческих способностей.
Фаллическаястадия
 
Между тремя и шестьюгодами интересы ребёнка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогеннуюзону, в область гениталий. Хотя их представления о взрослой сексуальностиобычно смутны, ошибочны и весьма неточны сформулированы, Фрейд полагал, чтобольшинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чемпредполагают родители. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половойакт как агрессивные действия отца по отношению к материи.
Доминирующий конфликт нафаллической стадии состоит в том, что Фрейд называл эдиповым комплексом.Описание этого конфликта Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», вкоторой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил отца и вступил в кровосмесительнуюсвязь с матерью. Конечно обыкновенный ребёнок не убивает своего отца и невступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у негоесть бессознательное желание сделать и то и другое. Более того, Фрейдусматривал подтверждение идеи комплекса в родственных связях т клановвзаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах.
В норме эдипов комплексразвивается по-разному у мальчиков и девочек. Первоначально объектом любви умальчиков выступает мать или заменяющая её фигура. С момента рождения онаявляется для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своейматерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к нейточно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста.Этот факт говорит о том, что мальчик стремиться играть роль своего отца. В тоже время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желаниюполучить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становиться егоглавным соперником или врагом… в то же время мальчик догадывается о своёмболее низком положение по сравнению с отцом; он понимает, что отец не намерентерпеть его романтические чувства к матери., что заставляет его отказаться отсвоего стремлению к инцесту с матерью.
.в возрасте примерномежду пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет(вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении материи и начинаетидентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации сотцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколькофункций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм,установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него что этозначит – быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержатьмать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает темиже атрибутами, которое мать ценит в отце. Ещё более важным аспектом разрешенияэдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запретыи основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации,которое, как считал Фрейд, подготавливают почву для развития суперэго илисовести ребёнка. То есть суперэго является следствием разрешения эдиповакомплекса.
Взрослые мужчины сфиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы.Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизируетпобеду над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать своюмужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они«настоящие мужчины». Один из путей достижения этой цели – безжалостноезавоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У женщин фаллическаяфиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, атакже к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными иневинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут боротьсяза главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми исамоуверенными. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивалась Фрейдомкак основной источник последующих невротических моделей поведения, особенноимеющих отношение к импотенции и фригидности.
Латентныйпериод
 
В промежутках отшести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуальногозатишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляетсяпосредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентныйпериод можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступитв последней психосексуальной стадии. Снижение сексуальной потребности в данномслучае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребёнка,а частично – к появлению в его личности структур психосексуального развития,потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальныйинстинкт предположительно дремлет.

Генитальнаястадия
 
С наступлением половойзрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе сними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса.Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости досмерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями ворганизме. Репродуктивные органы достигают зрелости. Результатом этих измененийявляется характерное для подростков усиление возбудимости и повышениясексуальной активности.
Генитальный характер –это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый иответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того чтобысформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться отпассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность,физический комфорт – в сущности, все формы удовлетворения легко давались иничего не требовало взамен. Люди должны учиться трудиться, откладыватьудовлетворение, проявлять в отношении других тепло и доброту, и прежде всего.Брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем. И наоборот, еслив раннем детстве имели место разного рода травматические переживания ссоответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадиюстановиться трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения,согласно которой серьезные конфликты в поздние годы являются отголоскамисексуальных конфликтов, имевших место в детстве.

Заключение
 
Фрейд был убежденнымбиологическим детерминистом. Он полагал, что все проявления человеческойактивности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определеннымзаконам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенностисексуальным и агрессивным инстинктами. Фрейд рассматривал людей преимущественномеханически, по его мнению, ими управляют те же самые законы природы, которыеприменимы к поведению других организмов.
Фрейд отчетливо понимал,что человека над всем главенствует иллюзия свободы, но всё же он настаивал, чтолюди в действительности не способны «выбирать» между альтернативныминаправлениями в поведении и действиях и что их поведение обусловленонеосознаваемыми силами, сути которых они никогда никогда не смогут полностьюузнать. Фрейд полагал, что простейшими проявлениями детерминизма являются случаи,когда человек забывает, куда положил ту или иную вещь. Он интерпретировалподобные явления как признаки присутствия неосознаваемый мотивов.

Списоклитературы:
 
1)        Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.