Реферат по предмету "Психология"


Принципы психодиагностики группового субъекта

ПРИНЦИПЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ГРУППОВОГО
СУБЪЕКТА

Психодиагностика традиционно сосредоточивает свое внимание
на изучении отдельной личности – ее психических процессов, качеств, состояний и
пр. В этой области она достигла значительных успехов. Благодаря этому не только
психологи, но и другие специалисты обеспечиваются необходимой и надежной
психологической информацией, создающей основу для решения многих задач в сферах
образования, здравоохранения, производства, социального управления, обеспечения
законности и правопорядка и др. Если же в психодиагностике и затрагиваются
социально-психологические аспекты, то они все равно чаще всего касаются
личности: ее межличностных отношений, коммуникативных особенностей и
компетентности, социальных установок и стереотипов. Этот
личностно-ориентированный, если так можно сказать, статус психодиагностики
зафиксирован во всех современных психологических словарях и учебниках по
психодиагностике.

Вместе с тем существует малоразработанная область
психодиагностики, значимость которой отнюдь не меньше, чем диагностики
индивидуальной, личностно-ориентированной. Речь идет об изучении
социально-психологических характеристик малой (контактной) группы, иными
словами о психодиагностике группо-ориентированной.

Говоря о ее проблемах, прежде всего, обратим внимание на
то, что в настоящее время в социальной психологии групп и коллективов
утверждается субъектный подход. С его позиций малая (контактная) группа рассматривается
как единый субъект.

Мы предлагаем определять понятие "групповой
субъект" как особое динамическое и системное качество группы,
проявляющееся, когда она не только действует как единое целое в значимых
социальных ситуациях, осуществляя разные виды активности (деятельность,
общение, управление и пр.), но и преобразовывает их (т.е. ситуации) и саму
себя, сознавая при этом, что именно она является источником этих действий и
преобразований.

Психодиагностика группового субъекта требует соблюдения
ряда принципов.

1. Принцип комплексности. Понимать его, с нашей точки
зрения, нужно двояко. С одной стороны, это изучение особенностей проявления
группового субъекта в разных сферах его жизнедеятельности, в частности, в
сферах совместной деятельности, общения, взаимоотношений, управления и
самоуправления, межгрупповой активности. Как показали наши исследования, на том
или ином этапе развития контактной группы как целостного субъекта ее проявления
в тех или иных сферах могут образовывать различные по степени выраженности
сочетания. Психодиагностическая информация, раскрывающая конкретную картину
этих проявлений, помогает видеть индивидуальность каждого группового субъекта и
с учетом этого реально оптимизировать его жизнедеятельность.

С другой стороны, комплексность диагностики должна
выражаться как в использовании методик, предназначенных для изучения разных
сторон и аспектов психологии группового субъекта, так и в том, чтобы они
принадлежали к разным классам диагностических средств (методы наблюдения,
эксперимента, опроса; вербальные и невербальные методики; бланковые и
аппаратурные).

2. Принцип сочетания "срезовой" и лонгитюдной
диагностики. При изучении группового субъекта нельзя ограничиваться
однократными замерами-срезами, т.е. выявлением только актуального его
состояния, социально-психологического статуса, отраженного в сложившихся к
моменту исследования взаимоотношениях, нормативно-ролевой структуре и т.п.

Важно также проследить, как и в любой другой системе, этапы
становления, развития, расцвета, преобразования и, возможно, распада (например,
в случае временных групп) группового субъекта. А это требует лонгитюдной формы
организации исследования, естественно, с использованием идентичного комплекса
методов и методик. Изучение динамики развития группы позволяет строить научно
обоснованную и эффективную программу, направленную на совершенствование
активности группового субъекта, достижение им более высокого уровня
социально-психологической зрелости.

3. Принцип переориентации на изучение реальных групп,
живущих и действующих в естественных условиях. Данные изучения лабораторных
групп, как правило, не дают желаемого эффекта при попытке их внедрения в
практику работы с теми или иными группами, поскольку, во-первых, это изучение
абстрагировано от реальных условий функционирования и развития различных
социальных общностей и, во-вторых, подобные группы в силу целей и условий их
создания, скорее всего, не могут быть охарактеризованы как целостные субъекты.

Актуальной задачей является раскрытие особенностей реальных
групп, что требует сосредоточения усилий на создании специальных методик
социально-психологической диагностики, которые были бы удобны и эффективны в
применении к таким группам. В связи с этим хочется вспомнить слова Б.Ф. Ломова
о том, что "... социальная психология только тогда может рассчитывать на
серьезные теоретические и практически значимые результаты, когда она
разработает строгие методы изучения... реально формирующихся в обществе групп,
и малых и больших" (Б.Ф. Ломов, 1984).

Использование методов социально-психологической диагностики
группового субъекта, безусловно, расширяет возможности практического психолога,
так как на практике он имеет дело не только с отдельными личностями, но и с
реальными малыми группами (семья, учебная группа, трудовой коллектив,
спортивная команда, воинское подразделение, психотерапевтическая или
тренинговая группа и т.д.). В конечном счете это создает перспективы
эффективной психологической помощи, ориентированной как на индивидуального, так
и на группового субъектов.

Список литературы

Гайдар К.М., 
кандидат психологических наук, доцент. Принципы психодиагностики
группового субъекта.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.