Образ тела
как психологический феномен.
В большинстве исследований образ тела рассматривается в
качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С.,
Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова
Е.Т. и др.).
В процессе развития образ тела органически включается во
все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая
идентификация, психологическое время личности, социальное пространство
личности, реализуемое через права и обязанности.
Человек обычно принимает свою личность как нечто, само
собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным
отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном
переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает
нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как
деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только
чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности.
Неуверенность в своем отождествлении характерна для людей
нашей культуры. Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно
перестает удовлетворять.
Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов,
проявляющих шизоидные черты, неуклонно растет. Типичное для нашего времени
психическое затруднение - не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип.
Не стоит забывать о том, что человек ощущает реальность
мира только через собственное тело (через органы чувств). Поэтому, совершенно
очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела.
Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в
крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме
будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на
метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека.
Дыхание происходит спонтанно и непрерывно, оно дышит нами в
течение всей жизни, но в то же время мы можем направленно влиять на него и
формировать его осознанно. Веками был известен тот факт, что с помощью дыхания,
регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние
сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах
Востока, варьировались от активных вмешательств в дыхательный процесс до
методов духовных практик. Во многих случаях работа с дыханием проводилась ради
достижения состояния "просветления" или для приближения человека к
Богу. В некоторых примитивных религиях неофиты переживали ритуальную смерть,
задыхаясь от дыма, или в результате перехватывания дыхания при зажатии сонных
артерий. Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны
изменением частоты дыхания - гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а
также комбинацией этих приемов. Хорошо разработанные методы такого типа можно
найти в древнеиндийской науке о дыхании - Пранаяме. Более утонченные методы
занимают особое место в практике буддизма.
Иногда подобные приемы усиливают релаксацию, причем
настолько, что вызывают галлюцинации. Случаются сильные переживания, связанные
с приливом чувства любви ко всему человечеству, единение с природой, Богом. Мы
не ставим себе целью рассматривать подобные трансцендентные переживания, но тем
не менее не отрицаем обширных возможностей методов холотропного дыхания в
работе с шизоидными проявлениями некоторых клиентов как средства, помогающего
большей идентификации сознания человека и его тела. Отметим лишь, что активное
тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Это
основное правило, которым руководствуются представители телесно-ориентированной
терапии в целом, несмотря на то, что существуют расхождения во мнениях
относительно других методов в разных направлениях этого вида терапии.
По мнению многих исследователей, дыхание соединяет сознание
и подсознание. Понимание посреднической природы дыхания также приводит к
осознанию того факта, что дыхание не только является регулирующей силой для
других систем, но и само регулируется различными влияниями.
Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с
дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким
образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом.
Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут
вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница,
прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст.
Шизофрения первоначально называлась demencia praecox как раз потому, что она чаще
всего развивается в подростковом возрасте.
Характерной особенностью подростков является повышенное
внимание к своим особенностям, к тому, что отличает их от других или делает
похожими на других. Особое внимание в этих сравнениях уделяется внешнему виду.
Перестройка организма в течение пубертатного периода создает предпосылки для
частого недовольства своей внешностью.
Воспитываясь даже в полной семье, в которой для его
развития созданы все необходимые условия, ребенок тем не менее сталкивается с
трудностями формирования положительного образа своего тела.
Термин "образ" - это символ и ментальные
построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя
сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена.
Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением.
Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом
случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами.
В социальной сфере образ имеет как позитивный аспект, так и
негативный. Каждое человеческое усилие достигает цели благодаря присутствию
образа желаемого.
Образ бывает опасен на социальном уровне, где его функция
открыто признается, и при личном конфликте. Это заметно в семье, где мужчина
стремиться исполнить свое представление об отцовстве, противопоставляя его
потребностям ребенка. Ребенок, которого понуждают измениться, чтобы
соответствовать бессознательному родительскому образу, утрачивает ощущение Я,
чувство отождествленности и контакт с реальностью.
Особенные проблемы могут возникнуть у детей,
воспитывающихся в обстановке излишней закрепощенности, в подавлении телесного,
чувственного начала. Часто в результате неправильного воспитания подросток
ведет себя как автомат и теряет гармоничность и естественность манер. Чтобы
решать проблему шизоидов, в образовании и терапии необходимо совмещать
эмоциональное и ментальное развитие, стараться работать с телом так же, как и с
интеллектом. Стоит понять, что спонтанность и удовольствие очень важны для
продуктивной и творческой жизни.
Список литературы
Коростелина А.В. Образ тела как психологический феномен.