Реферат по предмету "Психология"


Знание как событие и процесс

Знание как
событие и процесс.

При
обсуждении характера и самой возможности всякого знания возникает проблема
представления объекта знания как целого. Идет ли речь о ясном представлении вещи
или о способности ориентироваться в ситуации - всегда вещь или некоторое
положение вещей рассматривается как известное, если оно представимо не в виде
отдельных друг от друга фрагментов, а как определенная завершенность,
представленная актуально и сразу (а не частями). Однако сама возможность такого
представления должна быть, с другой стороны, поставлена под вопрос. Ведь всякая
когнитивная деятельность разворачивается во времени. Любой когнитивный акт
(восприятия, переживания, построения) должен быть рассмотрен как длящийся. В
такой ситуации все то, на что направлен этот акт, теряет целостность, поскольку
в потоке чистого дления актуально существует только точка, момент
"теперь".

Простой
пример неуловимости целого дает нам восприятие музыки. Музыка представляет
набор звуков, последовательно издаваемых музыкальным инструментом или
оркестром. Что интересного в этих звуках? Чем их восприятие отличается от
восприятия автомобильной сирены или звона бьющегося стекла? Проще всего
сказать, что эти звуки как-то связаны между собой. Они воспринимаются не
порознь, а в некоторой продуманной взаимосвязи. Следовательно, доставлять
удовольствие могут не отдельные звуки, а все произведение как целое. Но
существует ли оно как целое - по крайней мере, для слушателя? Ведь в каждый
момент времени я слышу только отдельный звук (или аккорд). Все, что с ним
связано, либо прозвучало раньше и никак мной не воспринимается, либо прозвучит
в дальнейшем и тоже не воспринимается сейчас. Как же образуется для слушателя
упомянутая цельность?

Точно такую
же проблему обязаны мы решать, объясняя, например, возможность понимания речи
или читаемого текста.

Даже если
мы попытаемся рассмотреть нашу собственную конструктивную деятельность, мы
столкнемся с той же проблемой. Так, решая математическую задачу, ремонтируя
водопроводный кран или строя дом, мы совершаем последовательно одно действие за
другим и именно это текущее, продолжаемое действие представляет собой ощущаемую
реальность. В знаменитой легенде о трех строителях Шартрского собора (из которых
один на вопрос "Что ты делаешь?" ответил: "Несу кирпичи",
другой - "Зарабатываю на жизнь", а третий - "Строю собор")
непосредственно прав только первый. Он указал на реально совершаемое действие,
представление которого не требует никаких дополнительных условий.

Блаженный
Августин, пытаясь разрешить подобную трудность, обратился к категории памяти.
Представление целого, по его утверждению, возможно благодаря воспоминанию о
предшествующих восприятиях. Однако одного воспоминания явно недостаточно. Чем воспоминание
прошедшего отличается от переживания происходящего? Это такая же длящаяся
реальность, вытесняющая все прочее. Актуализируя прошлое, я теряю из виду
настоящее - точнее, прошлое становится настоящим, а настоящее прошлым.

Любой
объект знания, следовательно, никогда не есть, а постоянно проходит мимо.
Знанию он доступен лишь мелкими частями, которые предстают в виде
последовательности отдельных восприятий или синтетических актов. В такой
ситуации вообще непонятно, что следует называть знанием - пока мы фиксируем
лишь поток переживаний, не связанных между собой ничем, кроме отношения
"до-после".

Важно,
впрочем, обратить внимание на саму возможность выделения в потоке некоторого
момента "теперь". Он определен в длящемся времени как точка на
отрезке прямой и, если мы оказались в состоянии выделить его, то значит, поток
переживаний оказался прерван каким-то событием. Должно случиться нечто, что
вызвало разрыв непрерывного дления и привело к остановке. Дление растворяет
целостность объекта. Точнее - никакого объекта вообще нет в длящемся времени.
Он возможен только в разрыве дления, когда прекращена всякая процессуальность,
всякое происходящее переживание или действие. Поэтому рассмотрение знания
должно иметь дело именно с остановкой. Если представление целого вообще
возможно, то только тогда, когда случилась остановка, произошло событие.
Знание, следовательно, не процессуально, а событийно. В дальнейшем мы
попытаемся показать, что противопоставление процессуальности действия и
событийности знания (дления и остановки) составляет основной принцип сознания и
является его необходимым условием.

Объект, как
завершенный, не может существовать во времени. Он может быть лишь представлен
здесь и теперь в виде нераспадающейся на фрагменты целостности, которую нет уже
необходимости последовательно переживать или конструировать, присоединяя одну
часть к другой. Остановка потока связана именно с тем, что из длящихся
переживаний возникает целый предмет и само это появление позволяет сказать о
моменте. Факт схватывания ставшего объекта конституирует момент
"теперь". "Теперь" - это тогда, когда произошло событие
схватывания, и состоит это событие в том, что все, ранее воспринимавшееся,
переживавшееся, делавшееся вдруг предстает в гармоническом единстве, чудесным
образом совпав друг с другом и образовав единый объект. Это единство вызывает
эффект ясности. Оно контрастирует с размытостью и бессвязностью длящегося и
незавершенного. Само событие схватывания целого поэтому понимается как успех,
состоявшийся благодаря тому, что все встало на свои места и, следовательно,
приобрело смысл.

Событие,
наделяющее смыслом длившиеся ранее восприятия (переживания), следует назвать
событием знания. Однако то, что представлено в событии знания имеет особую
природу. Явленное в знании единство объекта не может быть воспринято. Целый
объект не принадлежит восприятию, поскольку восприятие длится, а целостность
случается теперь. Следовательно, целый объект есть связь восприятий,
установленная мыслью. Он есть лишь мыслимое единство, эйдос или структура
воспринимаемой вещи. Воспринимаемое не обнаруживается в событии. Последнее
раскрывает только связь, точнее систему взаимосвязей, идеальный проект,
позволяющий в будущем воспроизвести схваченный объект. Длящееся и моментальное
можно описывать в категориях материи и формы. Они не существуют независимо, но
мыслима (познаваема) лишь форма. Она обнаруживается как организующий принцип
для того, что длится или производится в продолжающемся действии. Именно
благодаря ей мы в состоянии конституировать целое в проходящем переживании.
Конституированное целое нетождественно форме, поскольку подразумевает еще и
материю. Материя есть то, что длится. Материальная вещь, то есть целое, которое
не только мыслится, но и ощущается, нигде не дана и не представлена. Она есть
только горизонт, в котором все, что мыслится и воспринимается, подразумевается
нами как единое. Так, строительство Шартрского собора воспринимается лишь в
качестве ношения кирпичей, замешивания извести, обтесывания камней. Но оно
также и мыслится в рамках единого замысла, продуманной процедуры, в которой все
названные и многие другие действия осмысленны и взаимосвязаны. Одновременное
(даже вневременное - в едином акте схватывания) видение этого замысла, как
проекта строительства, позволяет назвать себя строителем собора, а не только
каменотесом или носильщиком. Но такое "умное видение" осуществляется
лишь на фоне происходящей процессуальности действия (или восприятия).
Следовательно, строительство собора - это не только единый замысел строительства.
Возможность воспринимать происходящее в непрерывном длении заставляет
предполагать в нем бесконечное разнообразие, превосходящее схваченный замысел.
Последний может бесконечно уточняться и конкретизироваться, охватывая все
больший воспринимаемый материал. Поэтому наряду с схваченной формой мы мыслим
несхваченное формально-материальное единство. Оно не мыслится и не
воспринимается. Оно лишь предполагается, как горизонт всех возможных смыслов и
замыслов, то есть как регулятивное понятие, как необходимый фон всякого возможного
знания.

Представление
о материальной вещи очень часто фигурирует в рассуждении, как нечто простое.
Материальная (или, как иногда говорят, чувственно воспринимаемая) вещь есть,
вроде бы, нечто такое, что всегда имеется под рукой, о чем можно особо не
задумываться. Такие категории, как материя и форма предстают мысли как весьма
абстрактные понятия, для более или менее удовлетворительного описания которых
следует прежде всего указать на какой-нибудь стол или дом, чтобы после выяснять
- что для этого стола является материей, а что - формой. Поступая так, мы
становимся жертвами какой-то странной инверсии, пытаясь объяснить непонятное
через еще более непонятное. Вещь, называемая нами материальной, как раз никогда
не имеется под рукой. Под рукой (как в прямом, так и в метафорическом смысле)
имеется именно материя. Сама же вещь вообще нигде не имеется. Она заведомо
превышает пределы всего мыслимого, и когда мы ссылаемся на нечто "вот
это" (этого человека, это дерево или это положение дел), то имеем в виду
идею вещи (в кантовском, а не платоновском смысле). Возможность отнестись
как-то к данному предмету обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых,
схваченностью формы, то есть мыслимого единства. Благодаря схватыванию формы мы
только и в состоянии вычленить нечто из потока, из материальной бессвязности,
постоянно протекающей у нас между пальцами. Во-вторых, однако, мы мыслим
предмет, как непрерывно воспринимавшийся нами, а потому отдаем себе отчет в
том, что схваченная форма отнюдь не полна. Заметим, что мыслить формальное
единство вещи и мыслить ее саму, как формально-материальное единство
(материальную вещь) суть два разных способа мыслить. Формальное единство
устанавливается как конкретное, актуально схваченное единство взаимосвязей. Оно
в самом деле имеется, хотя и не под рукой, а в мысли. Материальная вещь
мыслится лишь как возможность дальнейшего бесконечного схватывания, то есть как
возможность для все более точного представления формы. То различение способов
мышления, которое мы пытаемся здесь провести, вполне соответствует кантовскому
различению между рассудком и разумом. Формальное единство - это рассудочное
единство. Оно конечно и конструктивно. Рассудок устанавливает форму, как нечто
готовое, более того, дающее возможность продуктивного действия. Разум есть
способность мыслить бесконечные понятия - естественно, не конструктивно. Разум,
обнаруживая идею, предполагает (а не устанавливает) безусловное единство всех
возможных конституент рассудка, то есть всех возможных форм. Понятие
материальной вещи содержит именно такое предполагаемое единство. Важно иметь в
виду, что это понятие не имеет прямого отношения к видимому, слышимому или
ощущаемому. Оно лишь содержит гипотезу о единстве протекающего во времени
восприятия (переживания или действия) со схваченной в момент остановки формой.
Сама форма такого единства не устанавливает. Существует непроходимая пропасть
между "самой вещью" и ее идеальным (формальным) представлением.
Именно эту пропасть ликвидирует разум, сводя вместе то, что не могут совместить
ни рассудок, ни чувство. Иными словами, разум снимает противоречие между
длящимся действием и статичностью моментального схватывания. Снятие это,
однако, всегда остается проблематичным, поскольку никогда не осуществлено.
Вещь, предъявленная как материальная и при этом в полной формальной
целостности, - это не готовый результат (такой результат недостижим), а
проблема. Схватывание формы есть попытка ее решения. Ведь наша задача - это не
формальное единство само по себе. Форма возникает лишь как проект вещи, точнее,
как проект деятельности, направленной на создание вещи.

Сейчас нам
необходимо разобраться с теми терминами, которыми мы описывали отношение к
длящемуся. Мы говорили о действии, о восприятии, о переживании. Можно
представить различные сценарии их отношений с актом схватывания формы.
Восприятие должно ему предшествовать. Воспринимая нечто длящееся (например,
слушая музыку или разглядывая геометрический чертеж) мы в какой-то момент
схватываем структуру воспринимаемого. Мы словно поняли, что именно протекало
перед нами, что это была за вещь. Действие, напротив, должно следовать за
схватыванием. Так, процедуре решения математической задачи предшествует
открытие того, как ее надо решать. После долгого (и подчас бесцельного)
прописывания формул или вычерчивания фигур мы вдруг прозреваем, перед нами
открывается структура еще не осуществленного решения. Дальнейшие действия
становятся осмысленными и целесообразными. Мы строим решение задачи сообразно
схваченному нами проекту. Две описанные ситуации как бы противоположны друг
другу. В одном случае мы словно извлекаем форму из потока, восстанавливаем ее,
как если бы она была растворена в длящемся восприятии. В другом - напротив, мы
вроде бы сами создаем форму, а затем погружаем ее в поток нашего длящегося
действия, растворяем в частностях элементов решения.

Однако оба
описанных случая мало отличимы друг от друга. Восприятие необходимо
подразумевает конструирование. Ведь само восприятие не дает нам никакой целой
вещи. Схватывая форму, мы создаем эту вещь, внося единство и связь в бессвязное
многообразие, проходящее мимо нас. Увидеть или услышать нечто значит его
сконструировать. Схваченная форма есть созданная нами вещь, поскольку ее вообще
можно назвать вещью. Сказанное ничуть не противоречит тезису о неполноте схватывания
(недостаточности формы). Сконструировать вещь не значит усвоить (понять) ее
целиком. Ведь даже тогда, когда мы реализуем свой собственный проект, мы
создаем нечто, заведомо более богатое, чем он сам. Реализация проекта есть
обращение формы в длящееся действие, ее материализация. Растворяя форму в
потоке, мы производим новое многообразие, в котором отнюдь не все подконтрольно
нашему структурирующему усилию. Наше действие всегда превосходит наше
понимание.

Восприятие
и действие, таким образом, едины в том смысле, что оба они направлены на
создание (можно даже сказать - конструирование) целой вещи. Однако такое
создание, как мы видели, глубоко проблематично. Целая вещь - это обозначение
проблемы, к решению которой призваны и действие, и восприятие. Именно так
следует, по нашему мнению, интерпретировать кантовский термин
"регулятивное понятие". Разум, имеющий дело с идеями, ставит проблему
для рассудка и чувства. Он обозначает направленность мысли, указывая то
единство, которое определяет ее движение, но которое не достигается.

Тем не
менее восприятие и действие очевидным образом различены по отношению к событию
схватывания формы. Мы уже говорили, что само схватывание есть остановка,
обуславливающая одновременное сосуществование многих элементов структуры в
едином представлении. Эта остановка дает определение момента
"теперь". Само слово "теперь" есть лишь указание на
событие. Следовательно, событие как схватывание целого (формы), дает
определение времени вообще. Время определяется по отношению к событию и
выделенному им моменту. Коль скоро форма извлечена из потока восприятия,
дление, из которого произошло извлечение, определяется как прошлое. Коль скоро
форма есть проект действия, то дление, в котором она должна быть растворена,
определяется как будущее. Представления прошлого и будущего имплицитны событию.
Они присутствуют в нем наряду со схваченной формой. Сама возможность судить о
времени как о прошлом и о будущем открывается именно благодаря остановке, то
есть благодаря выпадению из времени. Схватывание формы необходимо
сопровождается представлением о неполноте формального знания, возникающем в
виде регулятивного понятия материальной вещи. Мы знаем не только форму вещи. Мы
знаем также, что вещь воспринималась в прошлом и будет создаваться (сообразно схваченному
проекту) в будущем. Иными словами, представление прошлого и будущего в событии
тождественно присутствию в нем регулятивного понятия. Именно регулятив
материальной вещи включает в себя дление, представленное в событии, то есть
синхронически, наряду со знанием формы. Вещь, следовательно, понимается не
только в своей структурной целостности, но и как нечто, разворачиваемое в
процессе восприятия и действия. Важно поэтому понять, что представление о
времени возникает лишь благодаря остановке. Погруженность во время, то есть
вовлеченность в действие или захваченность восприятием, тождественна
вневременному существованию. Понятие о преходящести или скоротечности времени
возможно лишь благодаря моментальной представленности прошедшего, то есть
протекшего восприятия. Но такая представленность возникает только как понимание
нетождественности материальной вещи и ее схваченной в момент остановки формы. В
понятии материальной вещи словно возникает моментальный срез прошедшего
времени, наполненного длившимся восприятием. Причем он возникает как
непроницаемый для знания, то есть как то, что осталось несхваченным в событии
схватывания формы.

Синхроническая
развертка протекшего носит название протяженности. Материальная вещь протяженна
по определению. Вопреки Декарту, рассматривавшему протяженность как первичную
интеллектуальную интуицию, то есть как нечто ясное, к чему должны быть сведены
все остальные понятия, мы склонны думать, что атрибут протяженности несет в
себе указание на темноту и непроницаемость представленного предмета. Мысль о
протяженной конфигурации подразумевает две несводимые друг к другу
составляющие: во-первых, непрерывность действия, состоящего в ее произведении;
а во-вторых, дискретность ее структуры, схватываемой синхронически как конечная
совокупность геометрических точек. Это особенно ясно видно при рассмотрении
геометрических построений. В нем можно уловить два элемента - проведение линий
и локализация точек на этих линиях. Линия всегда остается чем-то непроницаемым,
бесструктурным и несводимым к исчерпывающему словесному описанию. В математике
такая бесструктурность носит название континуума. Знание о линии есть знание об
отношениях точек, лежащих на ней1
).
Внесение в разговор о геометрическом объекте слова "континуум" есть
своего рода воспоминание о протекшем длении. Оно есть также попытка назвать тот
регулятив, которым очерчивается совокупность всех возможных точечных структур,
схватываемых как форма протяженной конфигурации. На непрерывной линии можно
ставить самые разные точки. Причем отношения между этими точками будут задавать
математическую форму линии. Именно благодаря фиксированным отношениям точек
линия может быть определена как прямая или, допустим, парабола. Но все дискретные
точечные конфигурации вписаны в континуум линии как объемлющее их пространство.
Именно этот континуум воспринимается или производится диахронически, в
непрерывно длящейся процедуре. Синхронически же он предстает чем-то неизмеримо
большим, чем описывающие его дискретные структуры.

Протяженность
оказывается тем понятием, которое позволяет сделать непрерывный поток предметом
математического исследования. Но в математике понятие непрерывной протяженной
конфигурации обязательно связано с представлением о бесконечности.
Непроницаемость непрерывного предмета для мысли выражается тем, что он
рассматривается как актуально бесконечный. Он содержит в себе безграничное поле
возможностей для структуризации. Самое простое, что можно себе здесь
представить - это бесконечная делимость. Она указывает на возможность все далее
углубляться в предмет, все более уточняя его форму. Таким образом, предмет
предоставляет мысли бесконечное многообразие структур, оставаясь при этом одним
и тем же. Так проявляется разница между потенциальной и актуальной
бесконечностью. Но, обратившись к этому же математическому образу, мы должны
констатировать, что безграничность структуризации состоит не только в
бесконечном углублении в предмет. Помимо бесконечной делимости возможно еще и бесконечное
продолжение. Всякая непрерывная конфигурация, будучи бесконечной для движения
вглубь, остается конечной в смысле ограниченности в пространстве. Она выделена
из непрерывной среды (объемлющего континуума) при фиксации в нем границ.
Бесконечно делимый отрезок появляется только благодаря тому, что на прямой
поставлены две точки. Это обстоятельство проявляет важный аспект понятия
материальной вещи. Она сама вычленена из потока в результате вносимого мыслью
ограничения. Такое ограничение, так же как и схватывание формы, требует
остановки, то есть события. Установление в потоке некоторых границ, собственно
говоря, и есть простейший случай структуризации. Всякая другая, более
детальная, структуризация обязательно его подразумевает. Чтобы сформировать вещь,
мы извлекаем из потока наших восприятий и действий небольшой фрагмент. Такое
извлечение само по себе трудно помыслить без представления о форме
извлекаемого. Извлечение должно произойти тогда, когда понятно, что именно
следует извлечь. Но, с другой стороны, невозможно схватить форму (создать
структуру) без вычленения из потока нужного материала, то есть без установления
границ. Следовательно, само явление вещи тождественно событию схватывания
формы.

Из
сказанного следует один важный вывод: материальная вещь не может быть
единственным регулятивом, описывающим горизонт знания. Есть также другой
регулятив, позволяющий мыслить безграничность вещей и бесконечность отношений
данной вещи с другими. Мы можем не только уточнять свое понятие о вещи,
схватывая все более глубокие структуры внутри ее. Мы может также расширять наши
структурирующие усилия и вводить форму каждой вещи в более широкую, объемлющую
структуру. Мы можем мыслить систему вещей как завершенную форму, схваченную в
событии. Но это событие предполагает также внешнее пространство, бесконечный
горизонт, который есть не что иное, как событийный коррелят непрерывного и
ничем не ограниченного потока, из которого данная система вещей извлечена. В
каждом схватывании, следовательно, присутствует идея бесконечного мира. Она так
же имплицитно присуща событию, как схваченная форма. Наряду с идеей
материальной вещи она составляет фон, на котором эта форма (или структура)
проявляется. Важно заметить, что именно такое присутствие идеи мира в событии
позволяет нам составить некое представление о непрерывном потоке. О последнем
как о длящемся мы не знаем ничего. Мы только обнаруживаем его бесконечную
синхроническую развертку, которая мыслится как непрерывное объемлющее
пространство или среда, как бы заполненная бесконечным многообразием еще не
схваченных структур. Такому представлению мира в событии также релевантно
определение времени как прошлого и будущего. Мы мыслим прошлое как поток, из
которого оказалась извлечена схваченная сейчас форма. Мы мыслим будущее как возможность
дальнейшей структуризации, как извлечение иных форм, в которые вот эта будет
вписана.

Итак, наше
знание всегда выступает как недостаточное. Оно существует на фоне бесконечности
мира и бесконечности материальной вещи. Однако перед ним всегда открыта
возможность восполнения этой недостаточности. То упорядочивание, которое было
проведено при схватывании формы, может также рассматриваться как выхватывание
из объемлющего порядка вещей. Наличие регулятивов означает не только постоянное
присутствие тайны, но и указывает на дальнейшее движение мысли к знанию. Та
частная гармония, которая открылась благодаря происшедшему схватыванию формы,
является знаком всеобщей гармонии, могущей еще открыться вследствие некоего
всеобщего схватывания. Тот факт, что нам удалось узнать нечто сейчас,
вдохновляет на последующие усилия. Частное знание есть своего рода залог знания
всеобщего. Уж если нам хотя бы однажды удалось извлечь из хаотического потока
нечто связное и гармонически целое, то нам трудно мириться с предстоящим
негармонизированным длением. Преодолеть его в принципе тем более заманчиво, что
такое преодоление сулит избавление от проклятия временности. Мы уже видели, что
осознание дления есть результат остановки, то есть выпадения из времени. Именно
понимание того, что наряду с частной гармонией схваченного нам постоянно
предстоит дисгармоничность длящегося, порождает сознание ненадежности
достигнутого порядка. Он - лишь малый остров стабильности в бесконечном потоке.
Знание порождает ностальгию по абсолютной ясности, желание преодолеть
непроницаемость и темноту непрерывного. Мгновение хочется сделать вечностью.

Еще одно
важное следствие неполноты знания делает переживание неясности особенно
драматичным. Конечность знания всегда коррелятивна конечности знающего. Здесь
происходит то, что уместно назвать явлением сознания в событии знания. Анализ
события привел нас к выделению в нем трех сосуществующих аспектов: схваченная
форма, идея мира и идея материальной вещи. Но обнаруживается в нем и еще один
аспект. Мы говорили, что событие определяет момент "теперь".
Последний осознается как точка, являющаяся границей длящегося времени,
отделяющая прошлое от будущего. Но эта же точка имеет смысл как предельная
локализация в пространстве. Все, что синхронически представлено в событии,
определено в нем как пространственное протяжение или пространственная
дискретная конфигурация. Вещь схватывается как имеющая место в пространстве. Но
подобно тому, как ее (этой вещи как материальной) дление во времени отделено от
момента схватывания, также и ее место в пространстве есть иное по отношению к
событию схватывания. Иными словами, тот факт, что вещь занимает место,
свидетельствует о том, что событие определяет не только время, но и
пространство. Вещь познается как расположенная где-то по отношению к точке
события, обозначаемой словом "здесь". Событие случается здесь и
теперь и относительно него все прочее приобретает смысл сущего там и тогда.

Но событие,
коль скоро оно есть событие знания, не может происходить само по себе. Оно
происходит с кем-то. Форма, вещь схватывается не просто так. Всегда уместен
вопрос о субъекте схватывания. И ответ на вопрос "кто?" может быть
только один - "я". Помыслив форму вещи, нельзя не указать на себя,
как на мыслящего. Явление связного единства из потока восприятий есть результат
моего усилия. Именно я конституировал вещь как целую, я сконструировал ее и я
несу ответственность за результат моего гармонизирующего действия. Событие, как
происшедшее именно со мной, маркируется поэтому выражением: "Я мыслю".
В схватывании формы я конституирую самого себя как схватывающего, то есть как
субъекта мысли.

Сказанное
вполне соответствует кантовскому рассуждению о трансцендентальном единстве
апперцепции. В потоке восприятий нет связи. Только я могу ее установить и
приписать своим восприятиям. Трудно сказать, где я беру эту связь. Важно, что
она является вместе со мной в тот момент, когда происходит событие. Я не
присутствую в длении, но обнаруживаю себя здесь и теперь как мыслящего, то есть
устанавливающего синхроническое единство взаимосвязанных элементов формы.
Сознание "я" неотделимо от события схватывания. Я случаюсь вместе с
этим событием. Иными словами, я сознаю себя именно в момент остановки.

Важно
заметить, что сознанием названа именно обнаруженная нами автореференция
"я, здесь, теперь". Утверждение "я мыслю" (точнее: "я
мыслю здесь и теперь") не выражает знания, поскольку знание есть
схватывание формы. Но оно невозможно без знания, т.к. сопровождает всякое
схватывание. Оно случается вместе со знанием и тем самым оправдывает свою
этимологию.

Таким
образом, сознание "я" возникает на фоне непрерывного дления столь же
ненадежно, как и та частичная гармония, та неполная ясность, которую оно
сопровождает. Конечность и моментальность любой понятой вещи коррелятивна моей собственной
конечности и моментальности. Момент остановки, как мы видели, высвечивает само
дление. Только выпав из времени, я сознаю его как ушедшее, поскольку в этот
момент ушедшее является мне как целое. Но вместе с сознанием преходящести мне
является и сознание самого себя. Сам себя я мыслю лишь на фоне постоянно
проходящего и изменяющегося переживания. "Я есть" - это то же самое,
что "я мыслю", и это только мгновение. Поэтому достижение полной
ясности есть способ надежного обеспечения самого себя. Выше мы упоминали о
ностальгическом стремлении к полноте знания. Такое стремление имеет
экзистенциальный характер, поскольку порождено стремлением к устойчивому
существованию. Для этого бесконечность мира и всякой вещи в нем должна быть
обращена в структурированную бесконечность всеобщей формы, которая надежно
схвачена мной. Такое схватывание означает, прежде всего, бесконечное расширения
"я". Вне меня не должно остаться ничего, поскольку ограничение моего
знания есть угроза моему существованию. Такое состояние может мыслиться как
вечность и повсеместность. Дление оказывается естественным образом прекращено,
но и мгновение как граница дления теряет свою определенность.

Вопрос
состоит однако в том, сохранит ли свою определенность, а следовательно,
сохранится ли вообще само сознание "я". Выше мы говорили, что
утверждение "я мыслю" подразумевает ответственность за предмет
мышления. Я, установивший связь многообразного, отвечаю за созданное моим
усилием единство. Но ведь именно факт ответственности конституирует мое сознание.
Нет смысла говорить "я мыслю", если я не отвечаю за то, что мыслю. Но
чем обусловлена ответственность? Прежде всего, возможностью мыслить иначе. Я
мыслю так, как я мыслю и мой отказ (в данный момент) представить все по-другому
и налагает на меня ответственность. Иными словами, всякий акт мысли
подразумевает совершенный выбор. Знание необходимо имеет характер нравственного
поступка, причем именно потому, что является неполным знанием. Неполнота
означает возможность иной мысли. Я устанавливаю именно ту форму, которую
устанавливаю. Но поскольку наряду со схваченной формой я мыслю бесконечность
мира и бесконечность вещи, то я не только знаю то, что знаю, а еще и сознаю,
что мне открыто бесконечное поле альтернатив. Я мог конституировать бесконечно
много иных форм, но выбрал именно эту, а потому отвечаю за нее.

Окончательная
победа над незнанием, ознаменованная полной ясностью, означает, следовательно,
и отсутствие выбора. Но такая ясность исключает также и само сознание,
поскольку устранение ответственности необходимо обессмысливает утверждение
"я мыслю". Она есть непоколебимая убежденность в совершенной
объективности открытого, исключающая всякую субъективность. Мне открылась вся
полнота сущего, и я уже не могу допустить ничего другого. Причем отнюдь не в
лютеровском смысле. Фраза "Ich kann sonst nicht" как раз предполагает
возможность другого и мою ответственность за то, что я стою именно здесь
("Hier stehe ich"), а не там. Абсолютная ясность означает
невозможность другого не для меня, а вообще. Но также она означает и
невозможность меня, поскольку я сознаю себя только в качестве отделенного от
своего предмета, не совпадающего с ним. Если схваченная форма тотальна и
покрывает все, то нет той выделенной точки, которая обозначена как "здесь
и теперь". Ничто не может быть выделено, поскольку все охвачено
разросшейся до бесконечности формой. Автореференция "я, здесь,
теперь" обуславливает локальность схваченного и сама возникает
одновременно с локализованным предметом, но как отделенная от него. Абсолютная
ясность ликвидирует, следовательно, само место сознания. Ведь последнее
означает отчужденность от предмета, мою особую позицию вне открывшейся формы и
непроясненной непрерывности мира. Выше мы говорили о полноте знания, как о
бесконечном расширении "я". Но такое расширение тождественно слиянию
с бесконечной формой и утрате возможности сказать о себе "я".

Идеал
полной ясности есть представление об абсолютной безвременности, но также и
ностальгия по бессознательному. Событие остановки, представляющее собой вспышку
сознания, тягостно тем, что указывает мне на мою ответственность, понуждает к
выбору. Оно тягостно также и тем, что является напоминанием о конечности,
раскрывает нечто как безвозвратно ушедшее. Оно, наконец, всегда содержит
проблематичность. Неполнота знания означает и некую нерешенную задачу, и
недостаточную обоснованность принятых решений. Поэтому стремление к полной
ясности оказывается постоянным фактом сознания. Но с другой стороны - полная
ясность есть очевидная иллюзия. Она недостижима ни в каком реальном акте
схватывания.

Тем не
менее такое состояние мысли, при котором ясность оказывается совершенной, не
есть абстрактное философское предположение. Напротив, такое состояние реально -
как ни странно, даже более реально, чем то мучительное сознание себя, о котором
мы говорили выше. Человеческая мысль обладает удивительной способностью
отвергнуть регулятивы и создать полную структурированность там, где ее,
казалось бы, не может быть. Представление регулятивных понятий в событии
указывает на трансцендентное бытие, непроницаемое для мысли, то есть
неформализованное и не подлежащее структурированию. Но мысль обладает
удивительной способностью забвения трансцендентного. Она обращает схваченную
форму в универсальность и создает возможность беспроблемного существования.
Реальность, созданная таким способом, именуется мифом. Миф всеобщ и заключает
все внутри себя. Это совершенно прозрачная структура, исключающая тайну, не
допускающая трансцендентного. В нем остановлено время, а сознание погружено в
сон. Это уже не событие, не момент остановки - это остановка навсегда. Миф
возникает тогда, когда нам предстает полная и безальтернативная очевидность. Он
представляет собой своего рода потенциальную яму, в которой сознание достигает
своего энергетического минимума, хотя, наверное, не исчезает вовсе.

Для мифа не
существует ни места, ни времени. Воспроизводясь повсеместно, мифическая
структура в состоянии включить в себя самый разнообразный материал. Это
необязательно древнее повествование об отношениях природных стихий,
олицетворенных в образах богов и титанов. Миф может с тем же успехом
представлять исчерпывающую картину новейшей истории, описывая ее как схватку
неких квазисубъектов (наций, этносов, цивилизаций и т.п.). Он может
претендовать на роль научной картины мира или представать в виде завершенного
метафизического построения.

Есть,
впрочем, еще один способ "спастись от сознания", по видимости
противоположный мифотворчеству. Он состоит в захваченности действием. Мы
говорили о том, что время незаметно в длении. Сознание случается в момент
остановки. Безостановочность действия дает возможность постоянно пребывать в
потоке2
),
"не приходя в сознание". Миф есть полная остановка. Однако полная
остановка имеет тот же эффект, что и непрекращающееся дление. В конечном счете
они просто неразличимы. В обоих случаях наступает самозабвение и забвение
времени. Трансценденция же, поскольку она понята как синхроническая развертка
дления, просто не возникает в состоянии подобной захваченности, поскольку в ней
вообще нет никакой синхронии. По-видимому, избавление от трансцендентного
требует, прежде всего, действия. Но ведь и миф требует действия. Только миф
может придать непрекращающемуся действию смысл. Миф всегда реализуется - в
простейшем (и самом безобидном) случае рассказывается. Он творится в действиях
и словах мифотворца, который не сознает себя и не замечает времени. Миф есть
исчерпывающая картина целого, но это целое захватывает, а не схватывается. Он требует
медиума, являющегося в образе мудреца, визионера или харизматического вождя,
который ведом мифом, действуя под его внушением, но не видя целого. Ведь
схватывание целого приведет к остановке и пробуждению сознания, а
следовательно, к разрушению мифа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Соотношение между континуумом и
дискретными точечными структурами подробно рассмотрено в статье [1].

2. Погруженность в дление составляет
философский идеал Бергсона. Этот философ очень точно улавливает ограниченность
дискретизации, совершаемой интеллектом в как бы остановленном потоке. Вообще
наше рассуждение, как легко заметит внимательный читатель, очень сильно
совпадает с бергсоновским. Поэтому хочется обратить внимание на одно, очень
важное для настоящей работы отличие. Попытка философского вживания в дление,
предпринимаемая Бергсоном, представляется нам не только невозможной, но и
бессмысленной. Нашей задачей было описание знания с позиции сознания, т.е. так,
как оно открывается в момент остановки. Иными словами, нам нужно было рассмотреть
не процесс, а событие. Последнее собственно и раскрывает всякую длительность и
процессуальность. Бергсон, как нам кажется, ошибся, пренебрегая этим
обстоятельством. Ему хотелось бы увидеть интеллект (который может лишь
случаться в момент остановки) с точки зрения жизни, т.е. непрекращающегося
дления. Но в длении нет никакой точки зрения. Лишь событийность знания
(интеллекта в бергсоновской терминологии) только позволяет длению раскрыться
как реальности. Жизнь невозможно заметить, не оказавшись вне ее потока. Поэтому
погруженность в дление не дает ничего, кроме, быть может, душевного комфорта.
Но ясность видения возникает лишь в результате выпадения из времени, в статике,
в событии. Именно событие включает в себя дление, как регулятив. В событии
обнаруживается как само знание, так и его ограниченность. Событие, наконец,
оказывается событием сознания, которое сообщает о себе утверждением "Я
мыслю". В длении же никакого сознания нет.

Список литературы

Бергсон А.
Творческая эволюция. - М.: Канон-Пресс, Кучково Поле, 1998.

Гутнер Г.Б.
Дискретность и непрерывность в структуре математического дискурса
//Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. - М.: Янус-
К, 1997. с. 242-265.

Кант И.
Критика чистого разума. СПб.: ТАЙМ-АУТ, 1993.

Лосев А.Ф.
Диалектика мифа //Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Изд-во
политической литературы, 1991.

5.            Гутнер Г. Б. Знание как событие и
процесс.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи
Реферат Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования.
Реферат Найвеличніші водоспади світу
Реферат Как построить длительные отношения
Реферат Проблемы, возникшие перед наукой в период военно-стратегического паритета (1976-1985 гг.)
Реферат Социальные связи в Византийской империи
Реферат История заповедного дела в СССР и России
Реферат Microsoft Office PowerPoint. Заключительный этап работы над проектом защита проекта состоялся на интегрированном урок
Реферат Механізми формування токсикозу у дітей із гломерулонефритом
Реферат Особенности бухгалтерского учета страховых организаций на примере ЗАО "Поволжский страховой альянс"
Реферат В чем заключается назначение искусства
Реферат Декабрьское вооруженное восстание в Москве
Реферат Практика взаимодействия районных и окружных органов власти
Реферат Агрессивное поведение младших школьников
Реферат Конструирование печатного узла