Реферат по предмету "Философия"


Трактовка бытия в философии Демокрита – Платона.

Трактовка бытия в философии Демокрита -Платона. Атомистическая трактовка бытия бытие как неделимое тело Знаменитый греческий философ Демокрит род. ок. 470 до н.э. принимаеттезис о том, что бытие есть нечто простое, пони-мая под ним неделимое - атом атом по-греческиозначает нерассекаемое , неразрезаемое . Он дает материалистическуютрактовку этомупонятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимуюфизическую

частицу. Таких атомов Демокрит допускаетбесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, чтобытие - одно.Атомы, по Демокриту, разделены пустотой пустота- это небытиеи, как таковое, непознаваема отвергая утвержде-ние Парменида отом, что бытие не множественно,Демокрит, од-нако, согласенс элеатами, что только бытие познаваемо. Харак-тернотакже, что и Демокрит различает миратомов - как истин-ный и потому познаваемый лишь разумом

- и мирчувственных ве-щей,представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность ко-торойсоставляют атомы, их свойства идвижения. Атомы нельзявидеть, ихможно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохра-няетсяпротивопоставление знания и мнения . Атомы Демокритаразличаются поформе и величине двигаясь в пустоте,они сое-диняются сцепляются между собой в силуразличия по фор-ме у Демокритаесть атомы круглые, пирамидальные, кривые, за-остренные, даже

с крючками . Так из них образуются тела, дос-тупные нашемувосприятию. Демокрит предложил продуманный вариант механистическогообъяснениямира целое у него представляет собой сумму частей,а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновенияоказываютсяпричиной всего сущего. В атомизмеотвергается по-ложение элеатово неподвижности бытия, поскольку это положениене даетвозможности объяснить движение и изменение, происходя-щее вчувственном вире.

Стремясь найти причинудвижения, Де-мокрит раздробляет единое бытие Парменида на множество от-дельных бытий -атомов, которые трактует материалистически. Идеалистическая трактовка бытия бытие как бестелесная идея Иная трактовка принципов Парменида былапредложена Плато-ном 427-347годы до н.э противопоставившим Демокриту идеа-листическоепонимание бытия. Подобно элеатам,

Платонхаракте-ризует бытиекак вечное и неизменное, познаваемое лишь разумоми недоступноечувственному восприятию. Но в отличие от элеатови так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстаеткак мно-жественное. Однако различие между Платоном и Демокритомноситпринципиальныйхарактер если Демокрит понимал бытие как мате-риальный, физический атом, то

Платон рассматривает его какидеальное, бестелесное образование - идею, выступая темсамымкакродоначальник идеалистической линии в философии. Все, чтоимеет части,рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождест-венносебе, а следовательно в парменидовско-платоновскомсмысле - несуществует таковыми являются тело и пространс-тво, в которомвсе тела существуют . Существует же только то,что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувствен-но-пространственномумиру

существование у Платона - характе-ристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность,бессмертие .Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей,который Платонназывает просто бытие , противостоит изменчи-вая ипреходящая сфера чувственных вещей мир становления здесь всетолько становится, непрерывно возникаети уничтожа-ется, но никогда не есть . Нужно отвратиться всей душойото всегостановящегося тогда способность человека к познаниюсможетвыдержать

созерцание бытия Критикуя тех, кто приз-нает тела ибытие за одно и то же Платон утверждает, что ис-тинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи .Идеи Платонназывает сущностями греческое слово сущность ousia образовано от глагола быть einai так же,кстати, как и аналогичные понятия русскогоязыка существо-вать , сущее , сущность . Таким образом, нематериальныесверхчувственные идеи, сог-ласноПлатону, составляют сущностьчувственного

мира, данногонам в опыте.Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и толь-ко в силу этойпричастности они существуют. Вот ряд противоположных определений, характеризующих уПлатона мирбытия и сферу становления, то есть чувственныймир бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, бессмертное - смертное, постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное - всегда иное, неделимое - делимое. Здесь легко заметить сходство с учениемэлеатов и пифаго-рейцев.

Но у Платона есть и существенное отличиеот элеатов ведь идеймного, а поэтому возникает вопрос, как обеспечить ихсвязь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они намножествоизолированных сущностей? Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается кпонятиюединого, которое он толкует иначе, чем его предшест-венники -элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге Парменид ,само не естьбытие, оно - выше бытия и составляет условие воз-можности бытия,то есть идей.

Единое, по Платону, выше всякогосуществования ивсякой множественности, но без егообъединяю-щей силыневозможны и сами идеи, ибо невозможнадаже и мно-жественность ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, азначит, оно тем самым причастно единому. Это единое Платонотождествляет свысшим благом, к которому все стремитсяи че-рез этополучает свое собственное бытие. Само жевысшее благо- по ту сторонувсякого бытия и, следовательно, недоступно ра-зуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний,указывающихтолько, чем оно

не является. У последователей Пла-тона дляобозначения единого закрепился термин трансцендент-ное то, что по ту сторону . Давая идеалистическую трактовку бытия,Платон одновремен-но осуществилследующий важный шаг в движении философии от ме-тафорического кпонятийному мышлению. Чтобы объяснитьто илииноеявление, надо, по Платону, найти егоидею, иначе говоря,егопонятие то постоянное иустойчивое, инвариантное в нем,что не

даночувственному восприятию. Платон многоесделал дляисследованияприроды понятия. К Платону вполнеможно отнестихарактеристикуидеализма, данную В. И. Лениным Философскийидеализм естьтолько чепуха с точки зрения материализма грубо-го, простого, метафизичного. Наоборот, с точкизрения диалек-тическогоматериализма философский идеализм есть односторон-нее,преувеличенное развитие раздувание, распухание од-ной изчерточек, сторон, граней познания воабсолют,

оторван-ный от материи,от природы, обожествленный . Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивидуум Идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворитьмыслителей, пытавшихся объяснить реальный мир природы ведьплатоновскийидеализм объявлял движение и изменение предметом,о которомнельзя составить строгого знания, а можно иметьтолько мнение . Критику платоновской концепции бытия предпри-нял его ученикАристотель 384-322

годы до н.э Последнийвидел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоя-тельноесуществование, обособив и отделив ихот чувственногомира, длякоторого характерно движение, изменение. При этом у Аристотеля сохраняетсяхарактерное для элеатови Платонапонимание бытия как чего-то устойчивого, неизменно-го,неподвижного. Однако, в отличие от этих своих предшествен-ников, онставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее,

ин-вариантное вчувственном мире, чтобы сделатьвозможным досто-верное идоказательное научное знание подвижного и изменчивогоприродногомира. В результате Аристотель дает понятию сущностииное, чем у Платона, толкование. Он отвергаетучение об идеяхкаксверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных им вещей. Платон признавал реальносуществующимивиды и роды.

Аристотель же назвал сущностью бытием индивиду-умы индивидуум - неделимое , например, вот этого человека,вот этулошадь, а виды и роды, по его учению, суть лишь вто-ричныесущности, производные от первичных.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.