Методологические проблемы современной психологии в зеркале истории науки.
Анализ
современного состояния методологии психологической науки имплицитно входит в
большинство современных дискуссий о путях развития как теоретической, так и
практической психологии, приводя, достаточно часто, к выводам как о
методологическом кризисе, так и о необходимости реформирования психологии.
Разочарование
в объективной психологии во многом справедливо, однако разочарование в
естественнонаучной психологии еще не значит, что психология должна обходиться
без методологии как таковой. Фундаментальная наука, в том числе и психология,
не может обойтись без методологической рефлексии, не может оставаться в
границах чистой эмпирики, даже не пытаясь объяснить полученные факты. В
противном случае на ее месте разрастается сакральная псевдонаука, которая
оперирует не фактами, но установками, основанными на разнообразных верованиях,
в том числе и религиозных, либо прикладные работы, разнообразные тренинги,
методы диагностики и терапии, что функционально приближает психологию к
колдунам, священникам и экстрасенсам, возвращая к средневековому состоянию.
Другой ипостасью прикладной психологии становится образование, разработка
учебных пособий и курсов. Однако ни терапия, ни обучение не развиваются сами по
себе без опоры на фундаментальную науку, задыхаются без новых теорий и новых
данных, адекватных современным социальным условиям.
Анализ
исторического пути становления психологической науки показывает, что ее
настоящее состояние имеет аналогии в прошлом, и многие методологические
проблемы психологии связаны с ее собственной логикой развития. Применительно к
отечественной психологии настоящая ситуация во многом совпадает с той, что
сложилась в начале ХХ века. Кризис начала ХХ века вытекал из требования
(постулируемого практически всеми учеными того времени) - построения позитивной
психологии, перестройки классической науки на основе новой методологии и поиска
нового, объективного метода исследования психики. Похожую ситуацию испытывает и
современная психология, хотя сегодня сложилась обратная ситуация -
необходимость модификации естественнонаучной, позитивной психологии, которая не
в состоянии решить всех проблем, встающих перед ней.
Интересен
тот факт, что уже на рубеже Х1Х-ХХ веков прозвучал первый сигнал о том, что
объективная психология не в состоянии ответить на многие вопросы, связанные с
духовной жизнью людей, с их потребностью в творчестве, самореализации, с
умением преодолеть давление среды и т.д. Были предложены и разные способы
преодоления тех противоречивых тенденций, которые были заложены в позитивизме и
духовной психологии, заложены подходы к формированию психологии как
одновременно и философской и естественной науке.
Таким
образом, история психологии предлагает не только исторические параллели,
способные помочь адекватному анализу сложившейся ситуации, но и способы ее
разрешения, увидеть за современными проблемами не методологический кризис, но
кризис роста, способствующий дальнейшему плодотворному развитию науки, умеющей
извлечь нужные уроки и из достижений, и из ошибок прошлого.
Список
литературы
Т.Д. Марцинковская. Методологические проблемы
современной психологии в зеркале истории науки.