Представления
о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии
В современной зарубежной психологической науке проблемой
жизненного пути занимались многие авторы, такие как Ш.Бюлер, Г.Олпорт,
У.Деннис, Х.Леман, В.Дильтея, Э.Шпрангер, Л.Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они
предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного
пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом
институте в 20-30-е годы. Она провела аналогию между процессом жизни и
процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом
эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное
своеобразие, существуют закономерности регулярности в сроках наступления
оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, ментальных" и
биологических витальных тенденций. Так же были обнаружены различные типы жизненного
развития личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а
через ее закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла
ндивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике.
Выделился ряд аспектов, составляющих объективную логику
жизни:
последовательность внешних
событий;
смена переживаний, ценностей,
как эволюцию внутреннего мира человека, как логику его внутренних событий;
результат его деятельности.
Ш. Бюлер, как и многие другие психологи абсолютизировала
роль детства в жизненном пути личности. Она считала, что на этой стадии
развития закладывается проект всей жизни.
А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути
использовал понятие жизненный стиль, который ввел в 1926 году.
На его взгляд стиль жизни это значение, которое человек
придает миру и самому себе, его цели направленность его устремлений.
А. Адлер считал, что значение жизни постигается впервые
четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не
до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого
паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам.
А.Адлер выделил четыре типа жизненных стилей:
- полезный;
- правильный;
- избегающий;
- получающий.
По мнению А.Адлера, мы самоопределяемся теми знаниями,
которые мы придаем происходящему с нами. И все это выражается в ранних
воспоминаниях. Так как для запоминания человек выбирает то, что ощущается, хотя
и очень смутно им, как связанное с его нынешней жизнью.
Трансакционный анализ показывает как "устроены"
психологически люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении.
Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний и сценарии жизни.
Впервые теория сценария была разработана Э. Берном и его
коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-ых годов. С тех пор
концепция сценария стала одной из важных частей теория трансакционного анализа
и в настоящее время является центральной. Э.Берн в понятие судьбы вкладывал
понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в
первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему
происходящему в его жизни и окружающем его мире. Каждый человек, еще в детстве,
в принципе часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в
голове свои жизненные сценарии. Сценарий - "это постепенно
развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в
основном под влиянием родителей. Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути
и жизненного сценария человека. Он говорит, что жизненный путь- это то, что
происходит в действительности.
Продуктом действия различных сил оказываются различные типы
жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу
судьбы. Типы судьбы: сценарный и несценарный насильственный или независимый.
Леопольд Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и
психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы
и оригинальной проективной методики, сделал понятие "судьбы" центром
своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает
все, что касается человеческой жизни.
Что касается психологии судьбы, там человек рассматривается
как существо, которое, хотя и подвергалось с самого начала своей жизни
определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс
выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу.
Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.
Леопольд Зонди считал, что к навязанной судьбе человека
относится:
наследственность, т.е.,
прежде всего, все то, что было получено им от своих предков;
окружающая среда;
социальная среда, в которой
появляется на свет ребенок.
Зонди была разработана психология человеческой свободы.
Сущность психического заключалась для него в стремлении
человека к свободе. Благодаря личностно обусловленным способностям решать и
выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего
его мира.
Таким образом, можно говорить о том, что многие психологи
обращались к проблеме судьбы, как жизненного пути личности и видели как минимум
два возможных варианта развития. Судьба может быть объективно-предопределенной,
где предопределенность - это когда событие происходит в данном месте и в
определенный момент неизбежными и единственно возможным образом. При этом
предопределенность зависит от ряда причин, в большинстве своем берущих истоки
из раннего детства, значение которого практически у всех абсолютизировалось.
Или она есть субъективно - преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого
человека, от его осознания того, что с ним происходит и желания что-либо
изменить.
Список литературы
Фролова
Е.О. (МПГУ). Представления о судьбе, как о жизненном
пути в зарубежной психологии